Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку русского языка "Повторение темы "Глагол"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"


      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Конспект и презентация к уроку русского языка "Повторение темы "Глагол"

Конспект и презентация к уроку русского языка "Повторение темы "Глагол"

Урок – практикум.

Повторение темы «Глагол»

Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.

1.Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания.

Уж та…т снег б…гут руч…и

В окно пове…ло в…сною.

Засвищ…т скоро солов…и

И лес оденет…ся л…ствою.


Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы?

  • Что делает? Тает, бегут (сегодня; настоящее время)

  • Что сделало? Повеяло (вчера; прошедшее время)

  • Что сделают? Засвищут, оденется (завтра; будущее время)

Дополнительные вопросы:

  • В каких временах правописание личных глаголов связано со спряжением. Докажите это.

  • В каких глаголах и какого времени обязательны два суффикса: инфинитива и –л-?

  • разобрать глагол повеяло по составу.

  • Зачем мы подставляли наречия сегодня, вчера, завтра?

2.Интересный вопрос.

  • От глаголов какого вида нельзя образовать настоящее время?

  • Как изменяется глагол по времени? Образуем все формы от глаголов блистать, зазеленеть. Слайд №6

Время


Несовершенный вид


Совершенный вид


Настоящее




Прошедшее




Будущее





3.Закончите предложения! Слайд №7

  1. Возвратная форма глагола образуется с помощью…

  2. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое…

  3. Переходные глаголы имеют или могут иметь существительные в…

  4. Глаголы повелительного наклонения изменяются по…

  5. Возвратные глаголы с –ся (-сь) всегда являются…

  6. В предложениях с безличными глаголами нет…

  7. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают…

  8. Форма условного наклонения образуется так…

4.ДОПОЛНИТЕ ПОСЛОВИИЦЫ. Слайд №9

  • СЛОВО НЕ(?) ВОРОБЕЙ …

  • НЕ(?) БУДЕТ ХЛЕБА – …

  • НЕ(?) СМАЖЕШЬ КОЛЕСА – …

  • НЕ(?) ПОСЕЕШЬ – …

  • ЛЕНТЯЮ ВСЕ НЕ(?)МОЖЕТСЯ ДА…

5.Грамматические нормы употребления глагола: образуйте формы прошедшего времени от данных глаголов (класть, послать, ожить, сделать) Слайд №10


Ед.ч.

Ед.ч.

Ед.ч

Мн.ч.

Жен.р.

Муж.р.

Ср.р.


бралА

брАл

брАло

брАли










6.Расставить недостающие знаки препинания, вставить пропущенные буквы, объясните орфограмму.

1).Мы сразу поняли что дети дома не ноч..вали и скорее всего заблудились на болоте.

2). Собака почувств..вала сильный голод и пошла для себя искать заячий след.

3). Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыг..вать и чуфыркать.

5). По ночам ещё подмораж..вает а на прогретых полянах расцветают подснежники которые предвещают скорую весну.


7.Выполним морфологический разбор глагола расцветают

8.Запишите данные глаголы в инфинитиве

Ложись, приляжет, лёг бы, беги, разбегусь, разбегайтесь, вырастут, выращу, вырастай, выращивала, будут.


9.Образуйте формы наклонений данных глаголов.

  • Вариант 1:раздавать, раздать, раздаться

  • Вариант 2: записать, записывать, записаться

10.Образуйте формы времени глаголов

  • Вырастить – выращивать

  • Вырасти – вырастать


11.Образуйте все формы прошедшего времени муж.р. данных глаголов.

Зала..ть, расстро..ться, посе..ть, закашл..ться, раска..ться, раскле..ть, увидеть, подслушать.

12.Вставьте подходящие по смыслу глаголы .

Уже совсем_______. Небо ________звёздами. Вдруг лес ________ и___________. Я ____и___________, как из-за деревьев медленно _____________голубая луна. Ночь ____________прямо на глазах.


Уже совсем стемнело. Небо покрылось звёздами. Вдруг лес начинает светлеть и серебриться. Я оглядываюсь и вижу, как из-за деревьев медленно поднимается голубая луна. Ночь светлеет прямо на глазах.

13.Рефлексия.


14.Домашнее задание: 1) составить диктант из 20-30 слов с орфограммами , изученными в рамках темы «Глагол», орфограммы обозначить; 2) провести морфологический разбор глаголов из предложения Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят.