
Урок – практикум.
Повторение темы «Глагол»
Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.
1.Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания.
Уж та…т снег б…гут руч…и
В окно пове…ло в…сною.
Засвищ…т скоро солов…и
И лес оденет…ся л…ствою.
Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы?
Что делает? Тает, бегут (сегодня; настоящее время)
Что сделало? Повеяло (вчера; прошедшее время)
Что сделают? Засвищут, оденется (завтра; будущее время)
Дополнительные вопросы:
В каких временах правописание личных глаголов связано со спряжением. Докажите это.
В каких глаголах и какого времени обязательны два суффикса: инфинитива и –л-?
разобрать глагол повеяло по составу.
Зачем мы подставляли наречия сегодня, вчера, завтра?
2.Интересный вопрос.
От глаголов какого вида нельзя образовать настоящее время?
Как изменяется глагол по времени? Образуем все формы от глаголов блистать, зазеленеть. Слайд №6
Время
|
Несовершенный вид
|
Совершенный вид
|
Настоящее
|
|
|
Прошедшее
|
|
|
Будущее
|
|
|
3.Закончите предложения! Слайд №7
Возвратная форма глагола образуется с помощью…
Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое…
Переходные глаголы имеют или могут иметь существительные в…
Глаголы повелительного наклонения изменяются по…
Возвратные глаголы с –ся (-сь) всегда являются…
В предложениях с безличными глаголами нет…
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают…
Форма условного наклонения образуется так…
4.ДОПОЛНИТЕ ПОСЛОВИИЦЫ. Слайд №9
СЛОВО НЕ(?) ВОРОБЕЙ …
НЕ(?) БУДЕТ ХЛЕБА – …
НЕ(?) СМАЖЕШЬ КОЛЕСА – …
НЕ(?) ПОСЕЕШЬ – …
ЛЕНТЯЮ ВСЕ НЕ(?)МОЖЕТСЯ ДА…
5.Грамматические нормы употребления глагола: образуйте формы прошедшего времени от данных глаголов (класть, послать, ожить, сделать) Слайд №10
Ед.ч. |
Ед.ч. |
Ед.ч |
Мн.ч. |
Жен.р. |
Муж.р. |
Ср.р. |
|
бралА |
брАл |
брАло |
брАли |
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Расставить недостающие знаки препинания, вставить пропущенные буквы, объясните орфограмму.
1).Мы сразу поняли что дети дома не ноч..вали и скорее всего заблудились на болоте.
2). Собака почувств..вала сильный голод и пошла для себя искать заячий след.
3). Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыг..вать и чуфыркать.
5). По ночам ещё подмораж..вает а на прогретых полянах расцветают подснежники которые предвещают скорую весну.
7.Выполним морфологический разбор глагола расцветают
8.Запишите данные глаголы в инфинитиве
Ложись, приляжет, лёг бы, беги, разбегусь, разбегайтесь, вырастут, выращу, вырастай, выращивала, будут.
9.Образуйте формы наклонений данных глаголов.
Вариант 1:раздавать, раздать, раздаться
Вариант 2: записать, записывать, записаться
10.Образуйте формы времени глаголов
Вырастить – выращивать
Вырасти – вырастать
11.Образуйте все формы прошедшего времени муж.р. данных глаголов.
Зала..ть, расстро..ться, посе..ть, закашл..ться, раска..ться, раскле..ть, увидеть, подслушать.
12.Вставьте подходящие по смыслу глаголы .
Уже совсем_______. Небо ________звёздами. Вдруг лес ________ и___________. Я ____и___________, как из-за деревьев медленно _____________голубая луна. Ночь ____________прямо на глазах.
Уже совсем стемнело. Небо покрылось звёздами. Вдруг лес начинает светлеть и серебриться. Я оглядываюсь и вижу, как из-за деревьев медленно поднимается голубая луна. Ночь светлеет прямо на глазах.
13.Рефлексия.
14.Домашнее задание: 1) составить диктант из 20-30 слов с орфограммами , изученными в рамках темы «Глагол», орфограммы обозначить; 2) провести морфологический разбор глаголов из предложения Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят.