Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку русского языка в 1 классе "Продолжаем учиться правильному письму"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"


      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Конспект и презентация к уроку русского языка в 1 классе "Продолжаем учиться правильному письму"

Конспект и презентация к уроку русского языка в 1 классе "Продолжаем учиться правильному письму"

Цели:

1) тренировать в выполнении действий, обеспечива­ющих правильное письмо;

2) продолжить работу над правописани­ем словарных слов;

3) закрепить умение находить и оформлять границы предложений;

4) учить свободному списыванию текста;

5)воспитывать аккуратность, любовь к языку.

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока.

Организационный момент.

Вхождение в урок. Слайд №2

Оформление тетрадей. Слайд №3, 4

Проверка домашнего задания и введение в тему урока

  1. Кто дома готовился к уроку и выполнил все задания?

( Упражнение 160 задание №2)

  • Удалось ли вам найти три словарных слова, в которых все со­гласные звуки твёрдые? Да

  • Что это за слова?

(В ходе обсуждения вы­являются слова Москва, собака, хорошо.)

  • Согласные звуки вы охарактеризовали верно, но сможете ли правильно записать эти слова?

  • А что это значит: записать правильно? (Без описок и без ошибок. Красиво.)

  • Шёпотом проговорите эти слова так, как станете писать. Под­нимите руки, кто точно помнит все буквы на месте «опасностей».

  • Запишите слова Москва, собака, хорошо.

  • Проверьте, как записали слова. Слайд №5

(Учащиеся указывают «опасности письма».)

  • Что вы знаете о Москве, что хотели бы о ней сказать? Слайд № 6, 7

(Москва большой и красивый город. В Москве есть Красная площадь.)

  • Составь­те предложение с этим словом. (Москва – столица России.)

  • А можете ли вы что-то сказать о слове Москва? (Дети говорят, что оно пишется с большой буквы. Учитель просит ещё дать науч­ное название этого слова: собственное имя.)

  1. Загадки Слайд № 8

  • Помните ли вы, как пишутся слова портфель и воробей? Про­говорите их себе. Кто уверен, что напишет эти слова правильно?

  • Запишите их, действуя так, чтобы не допустить ошибок и описок.

  • Посмотрите на записанные слова. Слайд № 9

- Чем похоже их написание? (Во всех этих словах на месте «опасностей» есть буква о.)

3)Нашли ли вы, выполняя домашнее задание, словарное слово, в котором все согласные мягкие? (Ученики.)

  • Кто не помнит, как пи­шется это слово? (Никто не поднял руку.)

  • Запишите его.

  • Добавьте ещё одно слово: щенок.

  • Посмотрите: чем по написанию похожи эти два слова? (В них на месте «опасности» есть буква е.)

  • Теперь проверьте друг у друга, правильно ли написаны все слова. Если всё верно, в конце карандашом поставьте +. Если встретите описки или ошибки, только подчеркните их. Пусть писав­ший сам решит, принять ли ваше замечание.

  • Большинство из вас правильно действовали во время письма, проверили свои записи и потому написали всё без ошибок и опи­сок. Но вы писали отдельные слова. Продолжим учиться пра­вильно писать предложения. Слайд №10

Анализ текста, совершенствование умения находить границы предложений. Каллиграфическая работа

  • Перед вами название небольшого рассказа. Слайд №11

Вот так с.бака

  • Подскажите, какую букву мне вписать. (о)

  • Как бы вы прочитали это предложение: спокойно или с осо­бым чувством? (С чувством). А какие чувства, как вам кажется, могут быть переданы таким заголовком? (Удивление, восхищение.)

  • Какой знак поставите в конце предложения? (Восклицательный).

  • Предположите, о чём может говориться в рассказе. (О каком-то случае с собакой.)

  • Мы проверим ваше предположение, но сначала подготовь­тесь и запишите заголовок в тетрадь. Прежде всего, как образец для себя запишите на полях большую букву В. (Учитель напоминает начертание.) Если она не очень удалась, напишите её ещё раз.

  • Помните, как надо действовать, чтобы писать правильно. (Заголовок на доске после повторного прочтения на вре­мя записи закрывается.)

  • Откройте страницу 101 учебника, найдите рассказ над картин­кой и постарайтесь прочитать его.

  • Вы поняли, что произошло? (Да)

  • Кто такой Боб? (Собака).

  • Что он сделал? (Спас девочку).

  • Что затрудняло вам чтение? (То, что не показаны границы предложений.)

Давайте их найдём. Читайте про себя и ищите конец первой мысли; найдёте - заметьте последнее слово. (Дети предлагают два варианта: одни слова через пять минут относят к первому предло­жению, а другие - ко второму.)

  • Найдите конец второй мысли и подумайте: что произошло через пять минут: Боб скрылся в дыме или вынес девочку? Куда же по смыслу отнесёте слова через пять минут? (Коллективно прини­мается решение о границе между первыми двумя предложениями, а также о границе между вторым и третьим; они отмечаются чёр­точками.)

  • Прочитайте третье предложение. Как покажете его начало и конец?

(Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы. В конце ставим точку). Сделайте это так, как принято в письменной речи.

  • Сколько же получилось предложений? (Три.) Перечитайте их и обозначьте начало и конец первого и второго предложений так, как требуется при письме.

  • Давайте на полях по одному разу красиво покажем те боль­шие буквы, которыми вы обозначите начала всех предложений. Какая понадобится первой? Потренируемся в воздухе и запишем образец на полях. (Пишутся буквы Б, Ч, М.)

Физминутка

Дили-дили! Дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробышек проснулся,
И галчонок встрепенулся…
На зарядку,
На зарядку,
Кто вприпрыжку,
Кто вприсядку,
Через поле,
Напрямик –
Прыг, прыг, прыг… (В. Данько)

Обучение свободному списыванию.

  • Нам предстоит списать эти три предложения. Готовиться бу­дем к записи каждого, а потом попробуем написать все сразу. Вы работаете в учебнике, я - на доске. Продиктуйте мне первое пред­ложение так, как оно написано, а я запишу его схемой. (Под орфо­графическую диктовку детей учитель чёрточками обозначает четы­ре слова первого предложения.)

  • Отметьте у себя «опасные места», а я пока подготовлюсь и запишу слова слоговыми дугами.

  • Читайте предложение ещё раз так, как его надо писать, и вы­деляйте голосом «опасные места». Я их буду указывать, вы же про­веряйте. (Учитель отмечает подсхемой «опасности», а в словах Боб и дыме выделенные буквы вписывает в дуги.)

  • Работаем над вторым предложением. Диктуйте мне его так, как оно написано. (Обозначает чёрточками.) Находите и отмечай­те «опасные места». (Пока учащиеся выполняют задание, учитель готовит слоговые дуги, после чего под орфографическое чтение учеников отмечает все «опасности».)

  • Скажите так, как мы говорим, слова через и нёс. Одинаковый ли звук на конце? (Да) Какой? ([c]). А посмотрите на буквы и назовите их. ( З, с). Подтверждается наш вывод о том, что парным согласным на кон­це слов нельзя доверять? (Да). Давайте, чтобы помнить этот вывод, я укажу буквы в словах. (Вписывает в соответствующие дуги бук­вы з и с.)

  • Скажите, сколько звуков в слове пять?(3) А букв?(4) Почему боль­ше? (Буква ь не имеет звука.)

  • Проговорите по схеме длинное второе предложение, про­верьте, помните ли вы его.

  • Диктуйте мне третье предложение. (С ним ведётся аналогич­ная работа. Обсуждаются звуки и буквы в словах заплакала и от радости; подтверждается вывод о «недоверии» безударным глас­ным, и буквы а, о вписываются учителем в слоговые дуги.)

  • Сумеем повторить все три предложения по их схемам, не заг­лядывая в учебник? (Да).

  • Попробуем. Говорим так, как будем писать.

  • Закройте учебник и запишите предложения, как запомнили. Схемы на доске будут вашими помощниками.

  • Что вы теперь должны сделать?

(Проверить.) Слайд №12

- Зачем будете следить при первом чтении? (Нет ли опи­сок, правильно ли обозначены звуки.) Выполняйте первое дей­ствие проверки. Помните, как аккуратно вносить исправления, если это понадобится.

  • Что будете проверять теперь? (Нет ли ошибок.) Откройте учебник и сверьте записи. Читаете, как написано, первое предло­жение в книге, а потом у себя. Второе предложение читаете в кни­ге, а потом у себя. Работайте.

  • Какие словарные слова вам встретились? (Собака, девочка).

  • Они верно напи­саны? Да

  • Кто не внёс никаких исправлений?

  • А кто выгнал из тетради допущенные описки или ошибки?

  • Молодцы и те, и другие. Важно, чтобы я, проверив тетради, могла подтвердить: у всех рассказ был записан правильно.

Физминутка

РАЗ – подняться, потянуться!
ДВА – согнуться, разогнуться!
ТРИ – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На ЧЕТЫРЕ – руки шире,
ПЯТЬ – руками помахать,
ШЕСТЬ – за парту тихо сесть.

Творческая работа.

  • Вы обратили внимание, что в начале отрывка есть три точки, или многоточие? Такой знак нередко встречался вам на страницах учебника. Он обозначает: что-то пропущено, недосказано. Иногда можно попытаться предположить то, что скрывается за этим мно­готочием. Хотите попробовать? Да

  • Рассмотрите картинку и предположите, что произошло рань­ше. Устно придумайте начало рассказа. (Девочка с мамой жили в большом доме. Вдруг случился пожар. Приехали пожарные, а с ними собака.)

Подведение итогов урока и домашнее задание

-Молодцы! Вы успешно справились на уроке со всеми задани­ями. Кто заметил: какую работу мы выполняли впервые? (Списы­вали не по одному предложению, а сразу все.) Вам понравилась та­кая работа? (Да).

- Она не была очень трудной? (Нет).

-Надеюсь, что я в ваших записях не найду ни описок, ни оши­бок. Значит, они будут... какими? (Правильными.)

Если вам понравилась умная собака Боб, можете прочитать о ней в рассказе Л. Н. Толстого «Пожарные собаки». Слайд №13

-Теперь такой вопрос: кто хочет немного потрудиться дома, чтобы на следующем уроке помочь мне провести ещё одну важную работу? (Класс поднимает руки.)

- Спасибо. Тогда, пожалуйста, выпишите из второго столбика словаря «Как правильно писать?» пять, по-вашему, трудных сло­варных слов, отмеченных звёздочкой. Слова вы выберите сами. Но выполните одно условие: это должны быть слова, которые не встречались в упражнении 160. Потом допишите ещё два слова со звёздочкой из третьего столбика. Сколько всего слов я прошу вы­писать? (Семь.)

Писать будете на листочках, которые я сейчас раздам. Сверху напишете свою фамилию, а потом в столбик, выбранные вами 7 слов. (Раздаются половинки тетрадных листов.)

-Я вос­пользуюсь помощью только тех учеников, которые будут вежливы и напишут эти слова правильно и красиво.

Итог урока.

-Вспомните тему урока. (Продолжаем учиться правильному письму).

-Закончите предложения:

* в записи нет описок и ошибок, значит они …. (правильные).

* чтобы записи были правильные , нужно …. (проверять).

Рефлексия. Слайд №14

- Кто хочет оценить свою работу по схеме?

Литература.

1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Учебник 1 класс – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 г.

2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Рабочая тетрадь 1 класс - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010г.

3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка для 1 класса «К тайнам нашего языка» - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009г.