Центральный Дом Знаний - Петрова Е.А. Визуальная психодиагностика личности в практической деятельности психолога

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Петрова Е.А. Визуальная психодиагностика личности в практической деятельности психолога

Петрова Е.А. 
pic

Год: 2007
Издательство: М.: РИЦ АИМ
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 132
В сборнике представлены материалы, посвященные современным проблемам визуальной психодиагностики человека и возможностям психологической графологии в частности. Книга адресуется широкому кругу читателей: психологам, преподавателям и научным сотрудникам, докторантам, аспирантам, студентам и слушателям, рекруитерам, всем тем, кто интересуется современной психологией и проблемам психологической диагностики.

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие

Проблема  эффективности   визуальной   психодиагностики личности

Е.А. Петрова, д.психол.н., проф.

I. Психологическая графология и консультирование

Перспективы графологического консультирования в современных российских условиях

Смыслов Д.А, к.пс.н., доцент, председатель МГО.

Графологическое     консультирование     как     новое направление

практической психологии.

Проявления сценарных процессов в почерке.

Смыслова Г.А., психолог, интегративный психотерапевт, член МГО.

II. Проявление личностных особенностей в почерке

Почерк и индивидуальность.

Федосимова Е.В., психолог, член МГО.

Психологические особенности студентов с нарушением слуха и их проявление в почерке

Шелест В.И., РГСУ, член МГО

III. Визуальная психодиагностика в работе с персоналом

Диагностика лживого сообщения в работе менеджера по подбору персонала

Васютченко Е.А, психолог, РГСУ

Возможности экспресс-диагностики в практике профотбора кадров и экспертной оценки персонала

Смирнова СВ., к.пс.н., психотерапевт, член МГО

Цветовая самопрезентация в одежде и имидж психолога

Чеботарёва Е.Ю., психолог, РГСУ.

Экспресс-диагностика психомоторных способностей личности

Светличная Л.В. к.п.н., РГСУ

Визуально-габитарные корреляты коммуникативных качеств личности

Юдин Н. Ю. психолог, РГСУ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема эффективности визуальной психодиагностики личности

Е.А. Петрова, д.психол.н., проф., декан факультета психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий РГСУ, президент АИМ

Предметом визуальной психодиагностики являются внешние корреляты любых психических состояний, процессов и свойств личности. Приемы визуальной психодиагностики необходимы практическому психологу на этапе выдвижения гипотезы для дальнейшего обследования и составления первичного (предварительного) психологического

диагноза. Опыт работы практических психологов в различных учреждениях России показывает, что применение одних и тех же стандартных, даже очень надежных методов, не даёт возможность ответить на все возникающие в работе вопросы. Бывают случаи, когда человек отказывается от процедуры тестирования на начальном этапе взаимодействия с психологом. Следовательно, инструментарием специалиста должны быть как высокоформализованные (тесты, опросники), так и низкоформализованные (наблюдение) методы постановки психологического диагноза.

Современное использование визуальной психодиагностики в работе практического психолога осложняется не только недостаточной разработанностью этой области в отечественной психологии и неоправданным заимствованием зарубежных технологий (полученных в иных социокультурных условиях), но и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций и алгоритмов визуальной экспресс диагностики для разных сфер деятельности практического психолога.

В процессе постановки диагноза психолог вольно или невольно вынужден опираться на свою собственную систему взглядов о проявлении личности во внешнем облике. У большинства специалистов-практиков эта система взглядов представляет собой конгломерат научных и житейских понятий, реализуемый с высоким риском появления феноменов каузальной атрибуции.

Проведенное под нашим руководством исследование показало, что визуальная диагностика имеет более низкую валидность по сравнению с традиционными диагностическими процедурами (совпадение диагноза в среднем в 44,6%). Более точной оказалась визуальная диагностика темперамента, общего уровня личности тревожности и меры истероидности личности. При достаточно низкой в среднем мере успешности определения акцентуированных черт характера на основе наблюдения (31%), наиболее точна оценка проявления истероидности - 57%, сензитивности - 48%, психоастении - 46%. Все попытки визуальной диагностики таких показателей как циклоидность, конформность и социальная дезадаптация оказались неуспешными. Соответствие визуального определения уровня самооценки личности оказалась лишь 30%.

Экспериментально полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее часто «экстраверсия - интроверсия» оценивалась психологами на основе кинесики. Адекватность восприятия этой черты по невербальным показателям достигает 85%. Средний коэффициент успешности определения такой особенности темперамента как «эмоциональная устойчивость» составляет лишь 47%. Мера успешности определения ситуативной тревожности составляет, в среднем, 46%.

Психологи,      участвующие в        эксперименте, показали

приблизительно одинаковые навыки владения приемами визуальной психодиагностики (от 34 до 39% успешности). Вместе с тем, процент успешности каждого эксперта с увеличением объема работы увеличился к концу эксперимента в 1,7 раза, т.е. налицо обучающий эффект процедуры решения диагностических задач.

Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют об низкой валидности     и     надежности     интуитивных     приемов визуальной психодиагностики, в одной стороны, но и о возможностях ее повышения в результате обучения, в другой.

Повышение точности психологического диагноза в результате наблюдения, по нашему мнению, возможно при учете ряда методологических принципов:

1) научной достоверности - необходимо основываться на данных о валидности и надежности отдельных элементов ВТО при диагностике конкретных психологических особенностей;

2) повторяемости диагностика должна проводиться с опорой не на ситуативные, а на типичные знаки ВТО личности;

3) непротиворечивости - чем с большим количеством элементов ВТО непротиворечиво сочетается наблюдаемый элемент, тем выше его диагностическая ценность;

4) исключения социально-перцептивных ошибок - необходимо нейтрализовать возможность возникновения таких эффектов восприятия, как: ореола, установки, стереотипизации, первичности и др.;

5) проверки неадекватного элемента - при наличии элемента, противоречащего системе, необходимо проверить его на ложность, чтобы избежать действия описанного нами феномена «повышенной информационной ценности неадекватного элемента» (Е.А. Петрова, 1999).

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24