|
Петрова Е.А. Визуальная психодиагностика личности в практической деятельности психологаПетрова Е.А. Год: 2007 СОДЕРЖАНИЕ: Предисловие Проблема эффективности визуальной психодиагностики личности Е.А. Петрова, д.психол.н., проф. I. Психологическая графология и консультирование Перспективы графологического консультирования в современных российских условиях Смыслов Д.А, к.пс.н., доцент, председатель МГО. Графологическое консультирование как новое направление практической психологии. Проявления сценарных процессов в почерке. Смыслова Г.А., психолог, интегративный психотерапевт, член МГО. II. Проявление личностных особенностей в почерке Почерк и индивидуальность. Федосимова Е.В., психолог, член МГО. Психологические особенности студентов с нарушением слуха и их проявление в почерке Шелест В.И., РГСУ, член МГО III. Визуальная психодиагностика в работе с персоналом Диагностика лживого сообщения в работе менеджера по подбору персонала Васютченко Е.А, психолог, РГСУ Возможности экспресс-диагностики в практике профотбора кадров и экспертной оценки персонала Смирнова СВ., к.пс.н., психотерапевт, член МГО Цветовая самопрезентация в одежде и имидж психолога Чеботарёва Е.Ю., психолог, РГСУ. Экспресс-диагностика психомоторных способностей личности Светличная Л.В. к.п.н., РГСУ Визуально-габитарные корреляты коммуникативных качеств личности Юдин Н. Ю. психолог, РГСУ ПРЕДИСЛОВИЕ Проблема эффективности визуальной психодиагностики личности Е.А. Петрова, д.психол.н., проф., декан факультета психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий РГСУ, президент АИМ Предметом визуальной психодиагностики являются внешние корреляты любых психических состояний, процессов и свойств личности. Приемы визуальной психодиагностики необходимы практическому психологу на этапе выдвижения гипотезы для дальнейшего обследования и составления первичного (предварительного) психологического диагноза. Опыт работы практических психологов в различных учреждениях России показывает, что применение одних и тех же стандартных, даже очень надежных методов, не даёт возможность ответить на все возникающие в работе вопросы. Бывают случаи, когда человек отказывается от процедуры тестирования на начальном этапе взаимодействия с психологом. Следовательно, инструментарием специалиста должны быть как высокоформализованные (тесты, опросники), так и низкоформализованные (наблюдение) методы постановки психологического диагноза. Современное использование визуальной психодиагностики в работе практического психолога осложняется не только недостаточной разработанностью этой области в отечественной психологии и неоправданным заимствованием зарубежных технологий (полученных в иных социокультурных условиях), но и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций и алгоритмов визуальной экспресс диагностики для разных сфер деятельности практического психолога. В процессе постановки диагноза психолог вольно или невольно вынужден опираться на свою собственную систему взглядов о проявлении личности во внешнем облике. У большинства специалистов-практиков эта система взглядов представляет собой конгломерат научных и житейских понятий, реализуемый с высоким риском появления феноменов каузальной атрибуции. Проведенное под нашим руководством исследование показало, что визуальная диагностика имеет более низкую валидность по сравнению с традиционными диагностическими процедурами (совпадение диагноза в среднем в 44,6%). Более точной оказалась визуальная диагностика темперамента, общего уровня личности тревожности и меры истероидности личности. При достаточно низкой в среднем мере успешности определения акцентуированных черт характера на основе наблюдения (31%), наиболее точна оценка проявления истероидности - 57%, сензитивности - 48%, психоастении - 46%. Все попытки визуальной диагностики таких показателей как циклоидность, конформность и социальная дезадаптация оказались неуспешными. Соответствие визуального определения уровня самооценки личности оказалась лишь 30%. Экспериментально полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее часто «экстраверсия - интроверсия» оценивалась психологами на основе кинесики. Адекватность восприятия этой черты по невербальным показателям достигает 85%. Средний коэффициент успешности определения такой особенности темперамента как «эмоциональная устойчивость» составляет лишь 47%. Мера успешности определения ситуативной тревожности составляет, в среднем, 46%. Психологи, участвующие в эксперименте, показали приблизительно одинаковые навыки владения приемами визуальной психодиагностики (от 34 до 39% успешности). Вместе с тем, процент успешности каждого эксперта с увеличением объема работы увеличился к концу эксперимента в 1,7 раза, т.е. налицо обучающий эффект процедуры решения диагностических задач. Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют об низкой валидности и надежности интуитивных приемов визуальной психодиагностики, в одной стороны, но и о возможностях ее повышения в результате обучения, в другой. Повышение точности психологического диагноза в результате наблюдения, по нашему мнению, возможно при учете ряда методологических принципов: 1) научной достоверности - необходимо основываться на данных о валидности и надежности отдельных элементов ВТО при диагностике конкретных психологических особенностей; 2) повторяемости диагностика должна проводиться с опорой не на ситуативные, а на типичные знаки ВТО личности; 3) непротиворечивости - чем с большим количеством элементов ВТО непротиворечиво сочетается наблюдаемый элемент, тем выше его диагностическая ценность; 4) исключения социально-перцептивных ошибок - необходимо нейтрализовать возможность возникновения таких эффектов восприятия, как: ореола, установки, стереотипизации, первичности и др.; 5) проверки неадекватного элемента - при наличии элемента, противоречащего системе, необходимо проверить его на ложность, чтобы избежать действия описанного нами феномена «повышенной информационной ценности неадекватного элемента» (Е.А. Петрова, 1999). |
Loading
|