
Год выпуска: 2005
Издательство: М.:
«Гардарики»
Серия: Psychologia Universalis
ISBN:
5-8297-0189-8
Формат: PDF
Качество: OCR с
ошибками
Количество страниц: 320
Язык:
Русский
Размер Файла: 1.67 МБ
В учебном пособии рассматриваются
проблемы генезиса, развития и
функционирования семьи как целостной
системы в единстве ее структурно-функциональных
компонентов. Даны основные характеристики
супружеских отношений (эмоциональные
связи, ролевая структура семьи, особенности
общения, сплоченность), гармоничных и
дисгармоничных семей. Особое внимание
уделено детско-родительским отношениям
и проблемам воспитания детей в семье,
эмоциональным отношениям родителей и
детей, включая специфику материнской
и отцовской любви, привязанности ребенка,
параметры семейного воспитания.
Содержание ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи психологии семьи............................5 ГЛАВА 1. Культурно-историческая природа семьи............................9 § 1. Определение семьи. Брак и семья...................................9 § 2. Функции семьи......'..............................................11 § 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества..........14 § 4. Стадии жизненного цикла семьи....................................25 § 5. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака.......39 § 6. Типология семьи...................................................49 Вопросы и задания...........................................................57 ГЛАВА 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения.........59 § 1. Семья как целостная система........................................59 § 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения супружеских отношений................................60 § 3. Развитие любви как чувства.........................................67 § 4. Искажения и нарушения чувства любви.............................70 § 5. Виды любви........................................................74 § 6. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции................................................77 § 7. Ролевая структура семьи............................................79 § 8. Семейное самосознание............................................88 § 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения.................................................93 § 10. Конфликты в семье.................................................98 § 11. Сплоченность семьи.................................................106 § 12. Субъективная удовлетворенность браком............................109 §13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей.................112 Вопросы и задания............................................................116 ГЛАВА 3. Детско-родительские отношения...................................117 §1. Семья как институт первичной социализации ребенка...............117 § 2. Основные характеристики детско-родительских отношений.........118 § 3. Характер эмоциональных отношений.119 § 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю............140 § 5. Мотивы воспитания и родительства......,.........................150 § 6. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения...........................................................153 § 7. Уровень протекции, забота и внимание родителя. Удовлетворение потребностей ребенка..............................154 § 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства и власти..........156 § 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и наказания); родительский мониторинг...........................................169 § 10. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания...............................................189 §11. Родительская позиция......................,........................190 § 12. Типы семейного воспитания........................................194 § 13. Типы дисгармоничного воспитания.................................197 § 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка............................................................204 § 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций. Поддержка автономии ребенка..................................207 §16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками...............................................2t4 § 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности ребенка............................. 237 Вопросы и задания.......................................................... 244 ГЛАВА 4. Ненормативные кризисы семьи....................................246 § 1. Развод.............................................................246 § 2. Повторный брак..........................................268 § 3. Психологические проблемы усыновления приемных детей.........273 Вопросы и задания......................................................279 ГЛАВА 5. Основы семейного консультирования.............................280 § 1. Развитие практики семейного консультирования. Семейная психотерапия и семейное консультирование.............280 § 2. Теоретические основы семейного консультирования...............285 § 3. Основные принципы семейного консультирования.............291 § 4. Основные этапы психологического консультирования семьи.........296 § 5. Консультирование по проблемам семьи .... ....................301 Вопросы и задания.......................................................309 ЛИТЕРАТУРА.............................................................310