|
Практическая психология образования (Учебное пособие)Год выпуска: 2000 ОТ РЕДАКТОРА Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Практическая психология образования» для студентов психологических факультетов педагогических институтов и университетов, для слушателей факультетов дополнительного образования и повышения квалификации по специальности «Детский практический психолог» или «Практический психолог образования». В учебнике сделана попытка отразить научные знания, соответствующие современному уровню развития психологической науки и практики, и раскрыть возможные способы реализации этих знаний в реальной работе с детьми. Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен и связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к человеку, начинает ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Это происходит не только потому, что развитая личность несет в себе больший заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу, но и потому, что происходит постепенное осознание ценности человека, как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение и самоощущение в мире — главная цель общества, основное оправдание его существования. В связи с этим ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным со стороны взрослых индивидуальным подходом к каждому ребенку. Авторский коллектив, уделяя значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции нарушений в поведении и развитии, основной акцент делает на нормальном развитии, на возможностях практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития ребенка условий экономически выгодно и нравственно оправданно. Авторы решали довольно сложную задачу — написать такой учебник, который, не дублируя соответствующие пособия по детской и возрастной психологии, способствовал бы усвоению определенной системы понятий психологии развития в аспекте практической деятельности психолога. В учебнике анализируются основные теоретические понятия детской психологии, такие как «новообразование», «развитие», «кризис», «сензитивность», «эмоциональная», «интеллектуальная» и «мотивационно-потребностная» сферы, закономерности возрастного и индивидуального развития и пр. Но эти понятия, попадая в терминологическое поле новой отрасли знаний — детской практической психологии, нагружаются новым содержанием, приобретают четко выраженный практический аспект. По мнению авторов, важно не только понимать, что такое психологические новообразования определенного возраста, но знать, каким образом должна быть организована жизнь ребенка, чтобы эти новообразования могли быть сформированы и реализованы в полной мере, что способствовало бы его дальнейшему прогрессивному развитию. Учебник предназначен для подготовки практических психологов образования, способных работать во всех звеньях образовательного пространства страны — от детских садов, школ, интернатов, гимназий, лицеев, профессионально-технических училищ и колледжей до психологических, социально-психологических, реабилитационных центров всех уровней. ОГЛАВЛЕНИЕ От редактора........................................................................................3 Часть первая ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ...........................................................................................5 Раздел I. Психологическая служба в системе образования...................6 Глава 1. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом..............6 1.1. Психологическая служба, или школьная психология за рубежом..................................................................................6 1.2. Практическая психология образования в России.............14 Глава 2. Цели и задачи психологической службы образования.......20 2.1. Определение психологической службы образования.........20 2.2. Теоретические основания психологической службы образования...............................................................................23 2.3. Цель психологической службы образования........................33 2.3.1. Психическое здоровье детей и школьников...............33 2.3.2. Психологическое здоровье детей и школьников.......40 2.4. Задачи психологической службы образования....................43 2.5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы...............................44 2.6. Структура службы....................................................................46 Резюме...................................................................................................47 Темы для самостоятельной работы..........................................................48 Литература...................................................................................................48 Обязательная................................................................•.......................48 Дополнительная.................................................................................49 Раздел //. Деятельность практического психолога образования........... 50 Глава 1. Практический психолог образования...................................50 1.1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении...............................................................................50 1.2. Кому подчиняется и с кем работает психолог......................54 1.3. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении..............................................55 1.4. Содержание работы психолога..............................................56 Глава 2. Основные виды деятельности практического психолога образования.............................................................58 2.1. Психологическое просвещение...............................................58 2.2. Психологическая профилактика............................................59 2.2.1. Задачи психологической профилактики....................60 2.2.2. Содержание психопрофилактической работы...........62 2.3. Психолого-педагогический консилиум................................70 2.4. Психологическая консультация.............................................74 2.5. Психологическая диагностика...............................................80 2.5.1. Особенности диагностической работы в практической психологии...................................................80 2.5.2. Единство диагностики и развития (коррекции)........82 2.5.3. Изучение практического запроса и формулировка психологической проблемы....................................................84 2.5.4. Выбор метода исследования........................................87 2.5.5. Психологический диагноз..........................................101 2.5.6. Практические рекомендации.....................................103 2.6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования.............................................................................106 Глава 3. Принципы работы практического психолога образования. Его права и обязанности..........................................107 3.1. Индивидуальный подход — основной принцип деятельности практического психолога..............................108 3.2. Взаимодействие психолога с педагогами и родителями ... ПО 3.3. Права и обязанности психолога образования....................112 Резюме...................................................................................................114 Темы для самостоятельной работы.........................................................115 Литература..................................................................................................115 Обязательная.....................................................................................115 Дополнительная................................................................................116 Часть вторая ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ....................................117 Раздел I. Дошкольное детство...........................................................118 Глава 1. Общая характеристика возраста............................................118 1.1. Особенности психического развития___118 1.2. Ценность дошкольного детства.............................................126 Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста...........................................129 2.1. Проблема развития и обучения в практической работе с дошкольниками....................................................................129 2.2. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2—3 года).................................................................133 2.3. Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3—5 лет)...........................................138 2.4. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста...................................................................................142 Описание методик..................................................................146 , Общие результаты обследования..........................................150 Глава 3. Дошкольники «группы риска»..................................................150 3.1. Характеристика основных трудностей развития ребенка.....................................................................................150 3.2. Нарушения поведения...........................................................153 3.2.1. Агрессивность.....*.........................................................154 3.2.2. Вспыльчивость..............................................................156 3.2.3. Пассивность..................................................................157 3.2.4. Гиперактивность...........................................................158 3.3. Отставание в психическом развитии..................................160 3.3.1. Причины отставания и способы коррекции............160 3.3.2. Примерные ориентиры нормального развития ребенка....................................................................................162 Резюме..................................................................................................163 Темы для самостоятельной работы........................................................164 Литература.................................................................................................164 Обязательная....................................................................................164 Дополнительная................................................................................165 Раздел II. Поступление ребенка в школу...........................................167 Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению..........167 1.1. Понятие «психологическая готовность к школьному обучению»................................................................................167 1.2. Анализ существующих методов определения готовности ребенка к школе......................................................................171 Глава 2. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.........................................................175 2.1. Научные основания разработки диагностической программы..............................................................................175 2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности 6—7 лет к школьному обучению..................................................177 2.3. Процедура определения психо" «тг-овности к школе.................................................................................187 Глава 3. Психологический смысл дифференциации образования в начальной школе..........................................192 Резюме...............................................................................................196 Темы для самостоятельной работы........................................................197 Литература.................................................................................................197 Обязательная.....................................................................................197 Дополнительная...............................................................................198 Раздел III. Младший школьный возраст............................................200 Глава 1. Общая характеристика возраста..........................................200 1.1. Особенности психического развития..................................200 1.2. Ценность младшего школьного возраста...........................204 Глава 2. Что значит «уметь учиться»...................................................205 Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников.........................................................219 3.1. Развитие внимания...............................................................220 3.2. Развитие памяти...................................................................225 3.3. Умственное развитие..................................................*...........229 Глава 4. Работа по развитию моторики............................................236 Глава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением..................................................................239 Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.............................................247 Глава 7. Младшие школьники «группы риска»................................256 7.1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)......................................................................256 7.2. Леворукий ребенок в школе.................................................262 7.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте 270 Резюме.................................................................................................278 Темы для самостоятельной работы........................................................279 Литература................................................................................................279 Обязательная...................................................................................279 Дополнительная................................................................................280 Раздел IV. Отрочество.......................................................................283 Глава 1. Общая характеристика возраста...........................................283 1.1. Особенности психического развития..................................283 1.2. Проблема подросткового кризиса......................................287 1.3. Ценность отрочества.............................................................291 Глава 2. Основные направления работы психолога в V классе.........292 2.1. Задачи развития.....................................................................292 2.2. Начало обучения в средних классах школы.......................293 2.3. Формирование умения учиться в средней школе.............296 2.4. Психологическая помощь при трудностях в учении........298 Глава 3. Основные направления работы психолога в VI—VII классах....................................................................301 3.1. Задачи развития......................................................................301 3.2. Развитие и укрепление чувства взрослости.................,......302 3.3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства...............;.......................310 3.4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования..............................................318 3.5. Развитие интересов................................................................321 Глава 4. Основные направления работы психолога в VIII классе............................................................................325 4.1. Задачи развития......................................................................325 4.2. Развитие общения со сверстниками....................................325 4.3. Развитие воли..........................................................................332 4.4. Развитие мотивационной сферы.Овладение способами регуляции эмоциональных состояний.................................336 4.5. Развитие воображения..........................................................339 Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития............................................341 5.1. Созревание организма..........................................................341 5.2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сферы...................................................342 5.3. Самооценка внешности, физическое Я...............................345 5.4. Сексуальное развитие.............................................................347 Глава 6. Подростки «группы риска»...................................................351 6.1. Проблема «группы риска» среди подростков......................351 6.2. Дебюты психических заболеваний у подростков...............354 6.3. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями.. 356 6.5. Алкоголизация и употребление наркотических средств.....361 6.6. Подростки с церебрастеническими явлениями..................362 6.7. Подростки из грудных семей................................................364 6.8. Проблемы, связанные с сексуальным развитием...............366 Резюме...............................................................................................367 Темы для самостоятельной работы..............................................368 Литература........................................................................................368 Обязательная.............................................................................368 Дополнительная........................................................................369 Раздел V. Ранняя юность.............................................................372 Глава 1. Общая характеристика возраста....................................373 1.1. Особенности психического развития..................................373 1.2. Ценность ранней юности и задачи развития.......................378 Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего юношеского возраста........................................379 2.1. Проблемы IX класса...............................................................380 2.2. Проблемы X и XI классов.......................................................383 Глава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение.........................386 3.1. Обращенность в будущее— аффективный центр жизни в ранней юности......................................................................386 3.2. Жизненные цели и психологическое здоровье_388 3.3. Развитие временнбй перспективы и способности к целеполаганию.......................................................................389 Программа развития временнбй перспективы....................390 3.4. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение.......................................................................398 Глава 4. Юноши и девушки «группы риска»...............................400 4.1. Возможные вариации взросления.........................................400 4.2. Аддиктивное поведение.............................................402 4.3. Юношеская сексуальность.....................................................406 4.4. Асоциальное поведение...........................................................414 Резюме..............1............................................................423 Темы для самостоятельной работы...............*...............................424 Литература........................................................................425 Обязательная.............................................................................425 Дополнительная........................................................................425 Частьтретья ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.....................................................427 Глава 1. Наблюдение и беседа в работе психолога....................428 1.1. Как проводить психологическую беседу.............................428 Специфика беседы как психологического метода..............429 Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность интервью...........................430 Виды беседы...........................................................................432 Типы вопросов........................................................................436 Варианты вопросов интервью...............................................437 Особенности проведения беседы с детьми и подростками........................................................................442 1.2. «Дискуссионный диалог» как один из приемов профориентационной работы с учащимися......................445 1.3. Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке................................................449 Глава 2. Работа с родителями и педагогами....................................452 2.1. Как научить педагогов и родителей общаться с детьми ...452 Психологическая поддержка ребенка.................................452 Разговор с современным ребенком.....................................457 Развитие эффективного стиля общения.............................459 Список слов, выражающих различные чувства, необходимые для рефлексивного слушания.......................463 Искусство построения сообщения при применении метода рефлексивного слушания.........................................464 Что такое «Я- СООБЩЕНИЕ»?........................................464 Некоторые способы преодоления конфликтов между детьми и взрослыми..............................................................467 Поиск альтернатив.................................................................468 Чья проблема?.........................................................................473 2.2. Как работать по запросу: случаи из практики.................475 Случаи школььой дезадаптации..........................................475 Случай «школьного невроза»...............................................481 2.3. Психологическая помощь ребенку, переживающему горе..........................................................................................484 Глава 3. Помощь подросткам и юношам в саморазвитии..............494 3.1. С чего начинать самовоспитание?........................................494 Знаешь ли ты себя?................................................................495 Ты среди людей......................................................................497 3.2. Как научиться сдавать экзамены.........................................509 Подготовка к экзаменам......................«................................510 Накануне экзамена................................................................512 Во время экзамена.................................................................514 Что делать, если.....................................................................515 Заключение...................................................,.............................................516 Контрольные вопросы по курсу..............................................................517 |
Loading
|