Центральный Дом Знаний - Практическая психология образования (Учебное пособие)

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Практическая психология образования (Учебное пособие)

pic

Год выпуска: 2000
Автор: Под ред. Дубровиной И.В. 
Издательство: «ТЦ Сфера»
ISBN: 5-89144-058-Х
Формат: PDF
Качество: OCR с ошибками
Количество страниц: 528
Язык: Русский
Размер Файла: 2.58 МБ
Данное издание— первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031000 (педагогика и психология). На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки «Психологическая служба в образовании». Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.

ОТ РЕДАКТОРА

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Практическая психология образования» для студентов психологических факультетов педагогических институтов и университетов, для слушателей факультетов дополнительного образования и повышения квалификации по специальности «Детский практический психолог» или «Практический психолог образования».

В учебнике сделана попытка отразить научные знания, соответствующие современному уровню развития психологической науки и практики, и раскрыть возможные способы реализации этих знаний в реальной работе с детьми.

Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен и связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к человеку, начинает ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Это происходит не только потому, что развитая личность несет в себе больший заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу, но и потому, что происходит постепенное осознание ценности человека, как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение и самоощущение в мире — главная цель общества, основное оправдание его существования. В связи с этим ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным со стороны взрослых индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Авторский коллектив, уделяя значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции нарушений в поведении и развитии, основной акцент делает на нормальном развитии, на возможностях практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития ребенка условий экономически выгодно и нравственно оправданно.

Авторы решали довольно сложную задачу — написать такой учебник, который, не дублируя соответствующие пособия по детской и возрастной психологии, способствовал бы усвоению определенной системы понятий психологии развития в аспекте практической деятельности психолога.

В учебнике анализируются основные теоретические понятия детской психологии, такие как «новообразование», «развитие», «кризис», «сензитивность», «эмоциональная», «интеллектуальная» и «мотивационно-потребностная» сферы, закономерности возрастного и индивидуального развития и пр. Но эти понятия, попадая в терминологическое поле новой отрасли знаний — детской практической психологии, нагружаются новым содержанием, приобретают четко выраженный практический аспект. По мнению авторов, важно не только понимать, что такое психологические новообразования определенного возраста, но знать, каким образом должна быть организована жизнь ребенка, чтобы эти новообразования могли быть сформированы и реализованы в полной мере, что способствовало бы его дальнейшему прогрессивному развитию.

Учебник предназначен для подготовки практических психологов образования, способных работать во всех звеньях образовательного пространства страны — от детских садов, школ, интернатов, гимназий, лицеев, профессионально-технических училищ и колледжей до психологических, социально-психологических, реабилитационных центров всех уровней.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От редактора........................................................................................3

Часть первая

ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ОБРАЗОВАНИЯ...........................................................................................5

Раздел I. Психологическая служба в системе образования...................6

Глава 1.    История и современное состояние психологической

службы образования в нашей стране и за рубежом..............6

1.1. Психологическая служба, или школьная психология

за рубежом..................................................................................6

1.2. Практическая психология    образования    в    России.............14

Глава 2.    Цели и задачи психологической службы образования.......20

2.1. Определение психологической службы образования.........20

2.2. Теоретические основания психологической службы образования...............................................................................23

2.3. Цель психологической службы образования........................33

2.3.1. Психическое здоровье детей и школьников...............33

2.3.2. Психологическое здоровье детей и школьников.......40

2.4. Задачи психологической службы образования....................43

2.5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы...............................44

2.6. Структура службы....................................................................46

Резюме...................................................................................................47

Темы для самостоятельной работы..........................................................48

Литература...................................................................................................48

Обязательная................................................................•.......................48

Дополнительная.................................................................................49

Раздел //. Деятельность практического психолога образования........... 50

Глава 1. Практический психолог образования...................................50

1.1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении...............................................................................50

1.2. Кому подчиняется и с кем работает психолог......................54

1.3. Начало работы практического психолога

в образовательном учреждении..............................................55

1.4. Содержание работы психолога..............................................56

Глава 2. Основные виды деятельности практического

психолога образования.............................................................58

2.1. Психологическое просвещение...............................................58

2.2. Психологическая профилактика............................................59

2.2.1. Задачи психологической профилактики....................60

2.2.2. Содержание психопрофилактической работы...........62

2.3. Психолого-педагогический консилиум................................70

2.4. Психологическая консультация.............................................74

2.5. Психологическая диагностика...............................................80

2.5.1. Особенности диагностической работы

в практической психологии...................................................80

2.5.2. Единство диагностики  и развития  (коррекции)........82

2.5.3. Изучение практического     запроса и формулировка психологической проблемы....................................................84

2.5.4. Выбор метода исследования........................................87

2.5.5. Психологический диагноз..........................................101

2.5.6. Практические рекомендации.....................................103

2.6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования.............................................................................106

Глава 3. Принципы работы практического психолога образования. Его права и обязанности..........................................107

3.1. Индивидуальный подход — основной принцип деятельности практического психолога..............................108

3.2. Взаимодействие психолога с педагогами и родителями ... ПО

3.3. Права и обязанности психолога образования....................112

Резюме...................................................................................................114

Темы для самостоятельной работы.........................................................115

Литература..................................................................................................115

Обязательная.....................................................................................115

Дополнительная................................................................................116

Часть вторая

ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ....................................117

Раздел I. Дошкольное детство...........................................................118

Глава 1. Общая характеристика возраста............................................118

1.1. Особенности        психического        развития___118

1.2. Ценность дошкольного детства.............................................126

Глава 2. Основные направления работы психолога

с детьми дошкольного возраста...........................................129

2.1. Проблема развития и обучения в практической работе

с дошкольниками....................................................................129

2.2. Развивающая работа с детьми преддошкольного

возраста (2—3 года).................................................................133

2.3. Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3—5 лет)...........................................138

2.4. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного

возраста...................................................................................142

Описание методик..................................................................146

,   Общие результаты обследования..........................................150

Глава 3. Дошкольники «группы риска»..................................................150

3.1. Характеристика основных трудностей развития

ребенка.....................................................................................150

3.2. Нарушения поведения...........................................................153

3.2.1. Агрессивность.....*.........................................................154

3.2.2. Вспыльчивость..............................................................156

3.2.3. Пассивность..................................................................157

3.2.4. Гиперактивность...........................................................158

3.3. Отставание в психическом развитии..................................160

3.3.1. Причины отставания и способы коррекции............160

3.3.2. Примерные ориентиры нормального развития ребенка....................................................................................162

Резюме..................................................................................................163

Темы для самостоятельной работы........................................................164

Литература.................................................................................................164

Обязательная....................................................................................164

Дополнительная................................................................................165

Раздел II. Поступление ребенка в школу...........................................167

Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению..........167

1.1. Понятие «психологическая готовность к школьному обучению»................................................................................167

1.2. Анализ существующих методов определения готовности ребенка к школе......................................................................171

Глава 2. Диагностика психологической готовности

к школьному обучению.........................................................175

2.1. Научные основания разработки диагностической программы..............................................................................175

2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности 6—7 лет

к школьному обучению..................................................177

2.3. Процедура    определения    психо" «тг-овности

к школе.................................................................................187

Глава 3. Психологический смысл дифференциации

образования в начальной школе..........................................192

Резюме...............................................................................................196

Темы для самостоятельной работы........................................................197

Литература.................................................................................................197

Обязательная.....................................................................................197

Дополнительная...............................................................................198

Раздел III. Младший школьный возраст............................................200

Глава 1. Общая характеристика возраста..........................................200

1.1. Особенности психического развития..................................200

1.2. Ценность младшего школьного возраста...........................204

Глава 2. Что значит «уметь учиться»...................................................205

Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов

у младших школьников.........................................................219

3.1. Развитие внимания...............................................................220

3.2. Развитие памяти...................................................................225

3.3. Умственное развитие..................................................*...........229

Глава 4. Работа по развитию моторики............................................236

Глава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть

своим поведением..................................................................239

Глава 6. Взаимоотношения младших школьников

со сверстниками и взрослыми.............................................247

Глава 7. Младшие школьники «группы риска»................................256

7.1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)......................................................................256

7.2. Леворукий ребенок в школе.................................................262

7.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте 270

Резюме.................................................................................................278

Темы для самостоятельной работы........................................................279

Литература................................................................................................279

Обязательная...................................................................................279

Дополнительная................................................................................280

Раздел IV. Отрочество.......................................................................283

Глава 1. Общая характеристика возраста...........................................283

1.1. Особенности психического развития..................................283

1.2. Проблема подросткового кризиса......................................287

1.3. Ценность отрочества.............................................................291

Глава 2. Основные направления работы психолога в V классе.........292

2.1. Задачи развития.....................................................................292

2.2. Начало обучения в средних классах школы.......................293

2.3. Формирование умения учиться в средней школе.............296

2.4. Психологическая помощь при трудностях в учении........298

Глава 3. Основные направления работы психолога

в VI—VII классах....................................................................301

3.1. Задачи развития......................................................................301

3.2. Развитие и укрепление чувства взрослости.................,......302

3.3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства...............;.......................310

3.4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования..............................................318

3.5. Развитие интересов................................................................321

Глава 4. Основные направления работы психолога

в VIII классе............................................................................325

4.1. Задачи развития......................................................................325

4.2. Развитие общения со сверстниками....................................325

4.3. Развитие воли..........................................................................332

4.4. Развитие мотивационной сферы.Овладение способами регуляции эмоциональных состояний.................................336

4.5. Развитие воображения..........................................................339

Глава 5.  Психологические проблемы отрочества как

пубертатного периода развития............................................341

5.1. Созревание организма..........................................................341

5.2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сферы...................................................342

5.3. Самооценка внешности, физическое Я...............................345

5.4. Сексуальное развитие.............................................................347

Глава 6.  Подростки «группы риска»...................................................351

6.1. Проблема «группы риска» среди подростков......................351

6.2. Дебюты психических заболеваний у подростков...............354

6.3. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями.. 356

6.5. Алкоголизация и употребление наркотических средств.....361

6.6. Подростки с церебрастеническими явлениями..................362

6.7. Подростки из грудных семей................................................364

6.8. Проблемы, связанные с сексуальным развитием...............366

Резюме...............................................................................................367

Темы для самостоятельной работы..............................................368

Литература........................................................................................368

Обязательная.............................................................................368

Дополнительная........................................................................369

Раздел V. Ранняя юность.............................................................372

Глава 1. Общая характеристика возраста....................................373

1.1. Особенности психического развития..................................373

1.2. Ценность ранней юности и задачи развития.......................378

Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах

раннего юношеского возраста........................................379

2.1. Проблемы IX класса...............................................................380

2.2. Проблемы X и XI классов.......................................................383

Глава 3. Временная перспектива будущего

и профессиональное самоопределение.........................386

3.1. Обращенность в будущее— аффективный центр жизни

в ранней юности......................................................................386

3.2. Жизненные    цели    и    психологическое    здоровье_388

3.3. Развитие временнбй    перспективы и способности

к целеполаганию.......................................................................389

Программа развития временнбй перспективы....................390

3.4. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение.......................................................................398

Глава 4. Юноши и девушки «группы риска»...............................400

4.1. Возможные вариации взросления.........................................400

4.2. Аддиктивное поведение.............................................402

4.3. Юношеская сексуальность.....................................................406

4.4. Асоциальное поведение...........................................................414

Резюме..............1............................................................423

Темы для самостоятельной работы...............*...............................424

Литература........................................................................425

Обязательная.............................................................................425

Дополнительная........................................................................425

Частьтретья

ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.....................................................427

Глава 1. Наблюдение и беседа в работе психолога....................428

1.1. Как проводить психологическую беседу.............................428

Специфика беседы как психологического метода..............429

Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность интервью...........................430

Виды беседы...........................................................................432

Типы вопросов........................................................................436

Варианты вопросов интервью...............................................437

Особенности проведения беседы с детьми

и подростками........................................................................442

1.2. «Дискуссионный диалог» как один из приемов профориентационной работы с учащимися......................445

1.3. Схема наблюдения за взаимодействием

учителя и учащихся на уроке................................................449

Глава 2.  Работа с родителями и педагогами....................................452

2.1. Как научить педагогов и родителей общаться с детьми ...452

Психологическая поддержка ребенка.................................452

Разговор с современным ребенком.....................................457

Развитие эффективного стиля общения.............................459

Список слов, выражающих различные чувства,

необходимые для рефлексивного слушания.......................463

Искусство построения сообщения при применении

метода рефлексивного слушания.........................................464

Что такое «Я- СООБЩЕНИЕ»?........................................464

Некоторые способы преодоления конфликтов между

детьми и взрослыми..............................................................467

Поиск альтернатив.................................................................468

Чья проблема?.........................................................................473

2.2. Как работать по запросу: случаи из практики.................475

Случаи школььой дезадаптации..........................................475

Случай «школьного невроза»...............................................481

2.3. Психологическая помощь ребенку, переживающему

горе..........................................................................................484

Глава 3. Помощь подросткам и юношам в саморазвитии..............494

3.1. С чего начинать самовоспитание?........................................494

Знаешь ли ты себя?................................................................495

Ты среди людей......................................................................497

3.2. Как научиться сдавать экзамены.........................................509

Подготовка к экзаменам......................«................................510

Накануне экзамена................................................................512

Во время экзамена.................................................................514

Что делать, если.....................................................................515

Заключение...................................................,.............................................516

Контрольные вопросы по курсу..............................................................517

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24