
Год выпуска: 2004
Издательство:
СПб.: «Питер»
Серия: Учебное пособие
ISBN:
5-94723-625-7
Формат: DjVu
Качество:
Отсканированные страницы
Количество
страниц: 208
Язык: Русский
Размер
файла: 1.25 МБ
Книга Н. И.
Гуткиной - результат многолетнего
исследования проблемы психологической
готовности детей к школьному обучению.
Автором разработана целостная концепция
исследуемого явления, на основе которой
создана оригинальная диагностико-развивающая
программа "Группы развития". Помимо
теоретической основы проблемы
психологической готовности к школе в
книге излагается методика развития
познавательного интереса у детей, а
также учебной мотивации и произвольного
поведения в учении. В приложении даны
игры на развитие мышления, внимания,
памяти, моторики и другие, применяющиеся
в группе развития. Особенностью данной
работы является то, что важные научные
положения изложены ясно и просто, что
делает книгу доступной для любого
интересующегося этой проблемой, хотя
в первую очередь она предназначена для
детских практических психологов.
Оглавление: Введение..................................................................................................................................5 Глава 1. ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ..............................................................12 1. Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития......12 2. Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению............................................................................................21 Внутренняя позиция школьника и мотивы учения.................................21 Произвольность как компонент психологической готовности к школе и мотивация.........................................................................................27 3. Произвольность — функция мотивации.............................................................32 Импульсивное и произвольное поведение..................................................32 Волевое поведение................................................................................................36 Организующая функция намерения..............................................................41 Волевое и полевое поведение в теории К. Левина...................................47 Глава 2. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ....................................52 1. Тесты школьной зрелости........................................................................................53 Тест первичной успеваемости для определения готовности ребенка к школе (A. Kern)..............................................................................54 Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека...........54 Тест школьной зрелости (П. Я. Кеэс)............................................................57 2. Тесты достижений и тесты способностей...........................................................59 Американский национальный тест готовности к школе (Metropolitan Readiness Test).........................................................................60 Шкалы детских способностей Маккарти (McCarthy Scales of Children's Abilities)....................................................61 Диапюстико-коррекционная программа (G. Witzlack).........................64 Диагностико-коррекционная программа (H. Breuer, М. Weuffen)....................................................................................70 3. Диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью......................................................................81 Методика «Узор» (Л. И. Цеханская).............................................................82 Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин).............................84 Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило» (А. Л. Венгер).......................................................................................................86 Методика «Почтальон» (А. 3. Зак)................................................................88 Методика определения готовности к школьному обучению (М. Н. Костикова)..............................................................................................89 4. Диагностика учебной мотивации как критерия психологической готовности к школе....................................................................................................91 Тест мотивации достижений «Различение животных» (D. С. Adkins, В. L. Ballif)................................................................................94 Методика по определению мотивов учения (М. Р. Гинзбург).............94 Методика «Мотивационные предпочтения» (Д. В. Солдатов)...........94 Методики по определению отношения детей к ситуации «ребенок—взрослый—задача».......................................................................95 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (Н. И. Гуткина)..................................................................................................102 5. Методические рекомендации к диагностике психологической готовности к школе..................................................................................................116 Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ШЕСТИЛЕТНИХ И СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 90-Х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ.........122 1. Можно ли «научить» психологической готовности к школе?.................122 2. Сравнение психологической готовности к школе шестилетних и семилетних детей....................................... ..........................................................132 Шестилетки...........................................................................................................133 Семилетки..............................................................................................................135 Глава 4. РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ПОЯВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.........................................................................................................141 1. Развивающая и коррекционная работа.............................................................141 2. Группы и классы развития.....................................................................................145 3. Методологические принципы и методика работы в группе (классе) развития...................................................................................150 Методологические принципы работы в группе (классе) развития...........................................................................150 Методика развития познавательной мотивации и произвольности в учении...........................................................................154 Заключение.........................................................................................................................170 Приложение. ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГРУППЕ РАЗВИТИЯ........172 1. Логические игры.......................................................................................................172 2. Игры, развивающие фонематический слух.....................................................175 3. Игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка......................176 4. Игры, развивающие внимание и намять...........................................................180 5. Игры, развивающие моторику ребенка ...........................................................187 6. Игры, развивающие ориентацию в пространстве.........................................188 Литература..........................................................................................................................194