Оглавление:
Введение..................................................................................................................................5
Глава 1. ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ..............................................................12
1. Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития......12
2. Определяющая роль мотивации в психологической готовности
к школьному обучению............................................................................................21
Внутренняя позиция школьника и мотивы учения.................................21
Произвольность как компонент психологической готовности к школе и мотивация.........................................................................................27
3. Произвольность — функция мотивации.............................................................32
Импульсивное и произвольное поведение..................................................32
Волевое поведение................................................................................................36
Организующая функция намерения..............................................................41
Волевое и полевое поведение в теории К. Левина...................................47
Глава 2. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ....................................52
1. Тесты школьной зрелости........................................................................................53
Тест первичной успеваемости для определения готовности
ребенка к школе (A. Kern)..............................................................................54
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека...........54
Тест школьной зрелости (П. Я. Кеэс)............................................................57
2. Тесты достижений и тесты способностей...........................................................59
Американский национальный тест готовности к школе (Metropolitan Readiness Test).........................................................................60
Шкалы детских способностей Маккарти (McCarthy Scales of Children's Abilities)....................................................61
Диапюстико-коррекционная программа (G. Witzlack).........................64
Диагностико-коррекционная программа (H. Breuer, М. Weuffen)....................................................................................70
3. Диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью......................................................................81
Методика «Узор» (Л. И. Цеханская).............................................................82
Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин).............................84
Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило»
(А. Л. Венгер).......................................................................................................86
Методика «Почтальон» (А. 3. Зак)................................................................88
Методика определения готовности к школьному обучению
(М. Н. Костикова)..............................................................................................89
4. Диагностика учебной мотивации как критерия психологической готовности к школе....................................................................................................91
Тест мотивации достижений «Различение животных»
(D. С. Adkins, В. L. Ballif)................................................................................94
Методика по определению мотивов учения (М. Р. Гинзбург).............94
Методика «Мотивационные предпочтения» (Д. В. Солдатов)...........94
Методики по определению отношения детей к ситуации
«ребенок—взрослый—задача».......................................................................95
Диагностическая программа по определению психологической
готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
(Н. И. Гуткина)..................................................................................................102
5. Методические рекомендации к диагностике психологической
готовности к школе..................................................................................................116
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ШЕСТИЛЕТНИХ
И СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 90-Х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ.........122
1. Можно ли «научить» психологической готовности к школе?.................122
2. Сравнение психологической готовности к школе шестилетних
и семилетних детей....................................... ..........................................................132
Шестилетки...........................................................................................................133
Семилетки..............................................................................................................135
Глава 4. РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ
ПОЯВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ.........................................................................................................141
1. Развивающая и коррекционная работа.............................................................141
2. Группы и классы развития.....................................................................................145
3. Методологические принципы и методика работы
в группе (классе) развития...................................................................................150
Методологические принципы работы
в группе (классе) развития...........................................................................150
Методика развития познавательной мотивации и произвольности в учении...........................................................................154
Заключение.........................................................................................................................170
Приложение. ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГРУППЕ РАЗВИТИЯ........172
1. Логические игры.......................................................................................................172
2. Игры, развивающие фонематический слух.....................................................175
3. Игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка......................176
4. Игры, развивающие внимание и намять...........................................................180
5. Игры, развивающие моторику ребенка ...........................................................187
6. Игры, развивающие ориентацию в пространстве.........................................188
Литература..........................................................................................................................194