Аккомпанемент (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать), инструментальное сопровождение одного солирующего голоса.
Виды
по исполнителю
А. солисту или группе исполнителей (ансамбль, хор) на каком-либо музыкальном инструменте, иногда аккомпанируют несколько музыкантов или хор;
А. мелодии вспомогательными голосами или аккордами на инструменте, ведущем мелодию.
по роли в композиции
гармоническая и ритмическая опора для исполнителя;
равноправная партия ансамбля;
необязательный А. (ad libitum) (может быть опущен без ущерба произведению в целом).
Аккомпанемент (франц. accot-pagnement, от accompagner — сопровождать), музыкальное сопровождение. Существуют 2 вида А.: сопровождение солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору) на каком-либо инструменте (на рояле, баяне, гитаре и др.) или на нескольких инструментах (ансамбль, оркестр), иногда певцу аккомпанирует хор; сопровождение мелодии вспомогательными голосами, аккордами, фигурациями на том же инструменте, который ведёт мелодию (например, басовый А. на рояле).
А. служит гармонической и ритмической опорой (певцу, инструменталисту), углубляет художественное содержание произведения. Иногда А. перерастает функцию сопровождения и превращается в равноправную партию ансамбля. Бывает и необязательный А. (ad libitum), который может быть опущен без существенного ущерба для цельности произведения.
АККОМПАНЕМЕНТ (итал. accompagnamento — сопровождение) — в музыке партия, сопровождающая главную партию (соло) или главный голос (мелодию) вокального или инструментального произведения. А. может исполняться на том же инструменте, что и мелодия (напр. в пьесе для фп.), или па другом инструменте (например сопровождение пения игрой на фп.' или гитаре), либо поручаться группе инструментов (ансамбль, оркестр) или певческих голосов (хор) и служить сопровождением к нескольким сольным партиям (голосам).
А. даёт гармоническую и ритмическую опору основному голосу, подчёркивает и оттеняет художественную выразительность мелодии, углубляет эмоциональное содержание! произведения. В музыке вокальной, связанной с текстом (оперной, камерной, хоровой), А. расширяет средства драматической и психологической характеристики, выявляет эмоциональный подтекст (иногда путём контраста к основному образу, переданному в тексте и вокальной партии), создаёт изобразительно-иллюстративный фон. Возрастание художественной значимости А. приводит во многих случаях к тому, что А. перерастает свою функцию сопровождения и превращается в равноправную партию ансамбля. С другой стороны, бывает и необязательный A. (ad libitum), к-рый только украшает основную партию и может быть опущен без существенного ущерба для цельности произведения. Такой А. встречается в старинной полифонич. музыке, где инструменты лишь дублируют хоровые голоса (полифония, с её равноправием всех голосов, исключает А. в обычном его значении), и в народной музыке с древних времён — игра на инструменте воспроизводит порой ту же мелодию, что и певческий голос, но с большим подчёркиванием ритма и обрамлением мелодии орнаментом. Иногда А. служит только ритмическим сопровождением (напр. на бубне и других ударных инструментах). А. как гармоническая и ритмическая опора и существенный, неотъемлемый, хотя и подчинённый, компонент муз. произведения приобрёл большое значение с утверждением гомофонного склада музыки (многоголосия, с преобладанием одного голоса — мелодии). Основным аккомпанирующим инструментом в профессиональной музыке является фортепиано; под аккомпаниатором обычно понимают пианиста. А. называют также музыку самостоятельного характера, сопровождающую танец, художественное чтение и т. п.