|
АккультурацияАккультурация (англ. неологизм — acculturation, от лат. ad — к и cultura — образование, развитие), процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа, обычно более развитого. Термин «А.» вошёл в научный обиход в США в 1930-х гг. в связи с изучением современной культуры американских индейцев. Позже этнографы США изучали также А. народов Азии, Африки и Океании, скрывая под термином «А.» насильственную ассимиляцию угнетённых народов. После войны проблема А. заняла видное место в работах учёных Индии и Латинской Америки, т. е. в странах, где в процесс национальной консолидации вовлечены многочисленные группы населения разного происхождения, находящиеся на различных ступенях культурно-исторического развития. Изучение процессов А. требует исторического подхода к культуре изучаемых народов. В современной литературе термин «А.» не получил самостоятельного значения, хотя обозначаемые им процессы с успехом изучаются современными этнографами как процессы ассимиляции и сближения народов. Лит.: Вахта В. М., Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США, в сб.: Современная американская этнография, М., 1963 (библ.). Аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие), процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать А. и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, А. может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции. Понятие "А." начало использоваться в американской культурной антропологии в конце XIX века в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах североамериканских индейцев (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи). Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В 30-е гг данный термин прочно закрепился в американской антропологии, а процессы аккультурации стали одной из основных тем эмпирических исследований и теоретического анализа. А. была предметом полевых исследований Херсковица, М. Мид, Редфилда, М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского. Во второй половине 30-х годов наметился интерес к более систематическому изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования А. Было проведено аналитическое различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны которой претерпевают изменение, и группой-донором, из культуры которой первая черпает новые культурные паттерны: эта модель была удобна для эмпирических исследований культурных изменений в небольших этнических группах вследствие их столкновения с западной индустриальной культурой. Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три основные типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта:
Данная схема анализа оказала
благотворное влияние на эмпирические
исследования и получила дальнейшую
разработку. В работах Херсковица
исследовались процессы комбинациикультурных
элементов контактирующих групп, в
результате которых складываются
принципиально новые культурные паттерны.
Линтон и Малиновский анализировали
негативную реакцию «примитивных культур»
на ситуацию контакта с западной
индустриальной культурой (Линтон ввел
с этой целью понятие «нативистские
движения»; Малиновский использовал
термин «трайбализм»). Линтон разработал
типологию нативистских движений
(«Нативистские движения», 1943).
До 1950-х годах изучение А. ограничивалось исследованием изменения традиций культур под воздействием западной цивилизации. Начиная с 50-60-х годов произошло ощутимое расширение исследовательской перспективы: возросло число исследований, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур и таким процессам, как испанизация, японизация, китаизация и т. п., характерным для отд. культурных регионов (Дж. Фостер, Дж. Фелан и др.).Методы исследования аккультурации были применены к исследованию процесса урбанизации в сложных обстоятельствах (Р. Билз). Если ранее основное внимание акцентировалось на влиянии «доминирующей» культуры на «подчиненную», то теперь предметом исследования стало и обратное влияние (например, афроамериканских музыкальных форм на современную западную музыку). Явное или неявное отождествление А. с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию А., как процесса взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. Примеры А. достаточно многочисленны в современном мире, особенно после многократного увеличения потоков миграции из одних регионов в другие. К примеру, путь А. проходят многие разделённые народы, вынужденные приспосабливаться к условиям культурно-языковой среды, созданной окружающим их большинством. При этом не происходит их ассимиляции, они сохраняют культурно-языковую автономию.
При этом длительная А., не завершающаяся ассимиляцией по тем или иным причинам, может иметь скрытый конфликтный потенциал, выражающийся в таких проявлениях как балканизация, сегрегация, дискриминация. С другой стороны, над многими народами (особенно диаспорами), успешно прошедшими путь А., нависает угроза полной ассимиляции (греки-фанариоты в Османской империи; чвенебури, помаки, хемшилы в Турции; чангоши и русские старообрядцы в Румынии, франко-онтарцы и франко-манитобцы в Канаде). Лит.: Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. (1936) Memorandum for the Study of Acculturation. American Anthropologist, Vol. 38, No. 1, 149—152. Lewin, K. (1948). Resolving social conflicts. New York: Harper & Row. Boas, F. (1940). The aims of ethnology. Reprinted in F. Boas, Race, language, and culture (pp. 626-638). New York: Macmillan. (Originally published in 1888.) |
Loading
|