|
Конспект и презентация к уроку химии "Этиловый спирт и его влияние на здоровье человека"Конспект и презентация к уроку химии "Этиловый спирт и его влияние на здоровье человека"Девиз урока: «Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным». Цели урока: Познавательные: Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека. Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений при выполнение лабораторной работы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения. Воспитательные: формировать негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях. Формирование ключевых компетенций:
Тип урока: интегрированный урок-исследование при изучении нового материала. Методы:
Оборудование:
Для обучающихся (на каждый стол):
Реактивы:
Ход урока: Организационный. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Ориентировочно-мотивационный. Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства. Слайд № 1. Как Вы думаете, что их объединяет? Предполагаемые ответы обучающихся: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии, нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты. Слайд № 2. Верно, тема нашего урока «Этиловый спирт и его влияние на организм человека». У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых Вы сегодня будите работать, и, конечно же, Ваша работа будет оценена. Поэтому сейчас запишите свою фамилию, укажите школу и класс (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты). Слайд №3. Сегодня на уроке вы: - исследуете свойства этанола; - вы будите добывать знания на основе наблюдений, анализа и обобщения результатов эксперимента; - вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека; - вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много! А какие ассоциации возникают у вас со словом «спирт»? Вспомните положительную и отрицательную роль спиртов:
Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей. Слайд №4. На экране проецируется таблица о роли спиртов в жизни человека и слова знаменитого алхимика и врача Парацельса: «Всё есть яд, Всё есть лекарство, Всё дело в дозе». Слайд №5. Вводное слово. Статистика смертности от алкоголя. Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. В частности, в Сибири алкогольная смертность составляет 22% от общего уровня, в Центральном федеральном округе – около 12%. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения (диаграмма на слайде). Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать. Поэтому сегодня главной нашей задачей на уроке изучить свойства этанола и его влияние на здоровье человека. Знакомство с ним мы начнем с физических свойств. Физические свойства этанола мы исследуем проведя лабораторные опыты. Свои наблюдения выводы вы будите вписывать в инструктивную карту. Слайд № 6. Проводится инструктаж по технике безопасности:
Слайд № 7. 1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде. Цель:изучить физические свойства этилового спирта. Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же спирта.Учащиеся проводят опыт. Слайд № 8. 2 опыт. Этиловый спирт растворитель жиров. Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры. Ход опыта: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. Пробирки встряхнуть. Ребята делают вывод о растворимости спирта. Данные записывают в таблицу
Слайд № 9. Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может "затянуть” внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем. Слайд № 10. Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу. Однако эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100— 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600—800 г этого вещества. Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1кг массы тела). Слайд №11. Проникая в организм, спирт жадно поглощает воду из тканей, отрицательно влияет на слизистую оболочку желудка и кишечника, на почечный и печеночный эпителии, вызывая их раздражение, воспаление. Алкоголь приводит также к язвенной болезни и расширению желудка. Слайд № 12. Следующий опыт нам поможет узнать о влиянии спирта на молекулы белков. 3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков». Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка. Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %. Наблюдение и вывод: (в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции).
Слайд № 13. А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы: а) Влияние спирта на мембраны клеток – разрушение. б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение) в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток. г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством? Слайд № 14. Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга. Путь, проделываемый спиртами в организме: 100г пива убивает 3000 нейронов, 100г вина убивает 500 нейронов, 100г водки убивает 7500 нейронов. Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят? Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти. Слайд №15. Физкультминутка. Слайд № 16. Так как спирт легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток. Слайд № 17. Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением – в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах – запах прелых яблок. Слайд № 18. Итак, приступайте к выполнению Опыта 4. Окисление спирта. Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида. Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока. Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза. Вывод: Происходит восстановление меди и окисление спирта до альдегида C2H5OH + СиО CН3СНO + Си + H2O Слайд № 19. Метаболит спирта – альдегид вызывает повреждение печени, цирроз Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид. Хочу привести слова великого врача древности Авиценны: "Вино – враг пьяницы, оно же - друг умеренного. Чуть-чуть его - противоядие, в больших количествах – яд! Оно дозволено умным и запрещено дуракам”. Но ни умный, ни дурак – никто не может предсказать, когда, после какой рюмки, в какой роковой момент клетки организма включают в свои обменные процессы алкоголь и с тех пор уже не могут без него обходиться. Это зависит от возраста, массы, от пола, от индивидуальной чувствительности, от специфики работы и других факторов. Слайд № 20. Сейчас, чуть ли ни на каждом шагу, можно встретить людей, распивающих модное ныне пиво. В 1л. пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки. Известно немало случаев, когда человек становится алкоголиком, употребляя по безобидной кружке пива. У медиков есть даже термин "пивной алкоголизм”. Вначале постепенно развивается общее ожирение, что образно подмечено в народе "кто пиво пьет больше – у того брюхо толще”, затем наступает "ожирение сердца”. "Пивное” сердце неспособно выдерживать даже незначительные физические нагрузки. Слайд № 21. Алкоголь вызывает глубокие изменения в половой сфере, вплоть до развития импотенции, велика вероятность бесплодия, особенно, если начать принимать его в период полового созревания, т.к. увеличивается число (до 65%) неподвижных, неспособных к оплодотворению сперматозоидов. Слайд № 22. Если ребенок был зачат пьяными родителями, а также, если во время внутриутробного развития мать принимала алкоголь, то это может привести к рождению ослабленных детей, с уродствами. Иногда достаточно однократного опьянения, чтобы зачатие было патологическим. Именно поэтому согласно законам Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы. Алкогольный синдром плода: отставание в развитии, уменьшение размера головы, типичное лицо с коротким вздернутым носом, узкие, раскосые глаза, могут быть врожденные дефекты верхней губы, неба (заячья губа), лишние пальцы и другие пороки. Наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель беременности. Если кормящая грудью мать употребляет алкоголь, то дети у таких матерей беспокойные, нервные – "грудные алкоголики” – обычно хилые, умственно отсталые. Самое же страшное в том, что такие дети – потенциальные пьяницы и алкоголики. Общеизвестен социальный вред пьянства. В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом. В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками. Слайд № 23. Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА: сначала –павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи. Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины. Слайд № 24. Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю», а затем ответим на вопрос: Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм? Заяц во хмелю В день именин, а может быть, рожденья, Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье. В кругу друзей, за шумною беседой, Вино лилось рекой. Сосед поил соседа. И Заяц наш так сел, Так, с места не сходя, настолько окосел, Что, отвалившись от стола с трудом, Сказал: «Пшли домой!» - «Да ты найдешь ли дом? - Спросил радушный Еж.- Поди как ты хорош! Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился! В лесу один ты пропадешь: Все говорят, что Лев в округе объявился!» Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел. «да что мне Лев!- кричит. – да мне ль его бояться? Я как бы сам его не съел! Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться! Да я семь шкур с него спущу! И голым в Африку пущу!..» Покинул шумный дом, шатаясь меж стволов, Как меж столов, Идет Косой, шумит по лесу темной ночью: «Видали мы в лесах зверей почище Львов, От них и то летели клочья!..» Проснулся Лев, услышав пьяный крик, - Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался. Лев – цап его за воротник! «Так вот кто в лапы мне попался! Так это ты шумел, болван? Постой, да ты, я вижу, пьян – Какой-то дряни нализался!» Весь хмель из головы у Зайца вышел вон! Стал от беды искать спасенья он: «Да я…Да вы… Да мы… Позвольте объясниться! Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас. Там лишнего хватил. Но все за Вас! За Ваших Львят! За Вашу Львицу! – Ну, как тут было не напиться?!» И когти подобрав, Лев отпустил Косого. Спасен был хвастунишка наш! Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного, Но обожал… подхалимаж.
Итак, каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм? Как называются вещества, оказывающие влияние на психику? Что такое наркотик? В чём его опасность? Учащиеся формируют вывод: алкоголь – психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами. Слайд № 25. Справка: Алкоголь – наркотик № 1. В России производится 8,5 л 100% алкоголя на душу населения в год. Легальный наркотик. Торговая сеть – лучшая в мире. Великий покровитель – государство.
Закрепление. Слайд № 26. Заполнить таблицу: Таблица: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи».
Домашнее задание. Слайд № 27. Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека. Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.
Подведение итогов урока. Слайд № 28. Люди желают друг другу, прежде всего здоровья и тогда рядом будет успех, удача, семейное благополучие. За здоровье не надо пить. За праздничным столом, вспоминайте, что «Пьянство – это упражнение в безумии, а алкоголизм – страшная, тяжелая болезнь». И тогда Вы не переступите эту черту, за которой горе, слезы наших близких, людей, которые нас любят, которым мы нужны. Рефлексия. Заполняют листы рефлексии.(Приложение 3). |
Loading
|