|
В.Б. Хозиев. Сборник задач по психологииВ.Б. Хозиев. Год выпуска: 2000 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА Психология конца XX столетия — это наука, вступившая в многообразные междисциплинарные связи, одновременно преодолевающая монологизм подходов при постановке и решении многих проблем внутри различных областей собственно психологического знания. Потребность в синтезе направлений и методов, в их пересмотре при конструировании теорий и исследовательской практики обусловила переход на новый уровень объективности, полноты и целостности картины функционирования и развития человеческой психики. Такого рода направленность на внедисцип-линарный и внутринаучный диалог при порождении психологического знания, появление новой онтологии психики, в свою очередь, стимулировали переход к новой стратегии преподавания психологии. Существенными чертами этой стратегии являются не только расширение рамок междисциплинарных связей, осознание и экспликация внутрина-учных взаимопересечений, — т.е. перестройка в преподавании предмета психологии, но и кардинальное изменение самого процесса его изучения. Сборник задач по психологии, автором-составителем которого является В.Б. Хозиев, очень существенно поможет, на наш взгляд, преподавателям конструировать процесс формирования психологического знания, во-первых, в соответствии с новой онтологией, с постклассическими представлениями о реальности психического. Во-вторых, он поможет также перестроить и процесс освоения психологии в духе утверждения активности субъекта в поиске путей понимания, роли творческого подхода к решению психологических проблем, вопреки репродуктивным, компилятивным подходам. Представленные в сборнике разнообразные текстовые задания вовлекают читателя в размышления методологического, философского, теоретического характера, в поиск способов интерпретации экспериментальных фактов, в анализ и рефлексию собственных житейских и научных установок. И содержание задач, и формулируемые составителем сборника требования, обращенные к студентам, открывают перед читателями захватывающие перспективы собственной креативной работы в обнаружении реальности человеческой психики, в анализе сложных путей и тупиков ее исследований, приобщают к культуре гуманитарной исследовательской мысли. Думается, что именно в этом отказе от унылого дидактизма, от установок на сугубо репродуктивный характер усвоения, в освобождении от страха перед ошибкой, заблуждением, в побуждении к риску собственного решения при поиске понимания, осмысления, одновременно побуждающих к диалогу, дискуссии, совместному интеллектуальному труду, и заключается привлекательность представленного автором сборника задач. Вместе с тем нельзя не отметить известного момента рассогласования между манифестируемой автором приверженностью к принципам концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий и указанной выше широтой поля креативных интерпретаций, содержащихся в теоретических и экспериментальных ситуациях, представленных в задачнике. Вполне оправданы и понятны теоретико-методические симпатии автора — ученика П.Я. Гальперина — к концепции учителя, что, конечно, не освобождает его от аналитически-рефлексивной позиции, предотвращающей грех универсализации тех или иных научных подходов. Ведь большинство представленных в сборнике экспериментальных парадоксов и научных проблем далеко не всегда разрешимы с позиций тех принципов, которые определяют концепцию поэтапного формирования. Видимо, сам выбор такого рода задач и авторов их текстов обусловлен не только осознаваемыми пристрастиями составителя сборника, но и имплицитными, неосознаваемыми позициями, так же, как и многообразным опытом, полученным им в ходе обучения на факультете психологии МГУ и в последующей собственной профессиональной деятельности исследователя и педагога. Некоторая ригидность реф-лексируемых автором концептуальных установок несколько сужает смысл и функции рекомендуемых им методических приемов. Так, согласно рекомендации автора, письменные ответы (при решении задач) и письменная речь как порождение собственного текста трактуются лишь как средство «повышения точности формулировок», освоения вербально-логического мышления, «приемлемых образцов психологической стилистики», как «индикатор» понимания и «эффективности проведенного обучения» (с. 8). Разумеется, все это есть в письменной речи. Но коль скоро она предстает лишь как операционально-техническое средство объективации и «материализации» усваиваемого текста, познавательных операций, в нем содержащихся, то на первый план выносится ее сугубо репродуктивная функция. Маскируется и упускается из вида позиция личности, порождающей письменное высказывание, т.е. редуцируется функция порождения нового сознательного опыта личности. Как показали наши исследования (1976, 1980, 1983), — письменная речь это не только средство интериоризации действий, но и активно созидательный, творческий процесс экстериориза-ции, актуализации бессознательных переживаний, неосознаваемых действий, рефлексивно-коммуникативный процесс построения сознания субъекта высказывания, становления его самосознания. Поэтому письменную речь правильнее было бы интерпретировать не как прагматическое операционально-техническое средство усвоения знаний, но как способ универсализации индивидуального сознания и опыта личности, их включения в опыт и сознание культуры. Именно в этой функции письменная речь перестраивает пространство развития личности, изменяя тем самым и ее возможности усвоения знаний. В заключение подчеркну, что, высказывая эти соображения, я руководствовалась свойственным сборнику задач в целом новаторским и креативным духом, побуждающим видеть в нем прекрасное методическое пособие для становления сотворчества студентов с преподавателями психологии. Доктор психол. наук, профессор В.Я. Ляудис Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА...........................................3 ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ...........................................................6 КУЧАЩИМСЯ....................................................................12 ЗАДАЧИ.................................................................................18 НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ............................213 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ (авторы цитат, упоминаемые авторы теорий и фактов)..........................219 |
Loading
|