Центральный Дом Знаний - В.Б. Хозиев. Сборник задач по психологии

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

В.Б. Хозиев. Сборник задач по психологии

В.Б. Хозиев. 
pic

Год выпуска: 2000
Издательство: М.: Московский психолого-социальный институт
Серия: Библиотека психолога
ISBN: 5-89502-131-Х
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 224
Учебное пособие включает 460 задач и заданий, содержание которых вводит читателя в решение мировоззренческих, междисциплинарных, внутринаучных и экспериментальных проблем психологии. Задачи составлялись,отбирались и апробировались автором и его коллегами в процессе многолетней педагогической деятельности на факультетах психологии.
Пособие адресовано студентам и аспирантам факультетов психологии, а также преподавателям психологии вузов.

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Психология конца XX столетия — это наука, вступившая в многообразные междисциплинарные связи, одновременно преодолевающая монологизм подходов при постановке и решении многих проблем внутри различных областей собственно психологического знания. Потребность в синтезе направлений и методов, в их пересмотре при конструировании теорий и исследовательской практики обусловила переход на новый уровень объективности, полноты и целостности картины функционирования и развития человеческой психики. Такого рода направленность на внедисцип-линарный и внутринаучный диалог при порождении психологического знания, появление новой онтологии психики, в свою очередь, стимулировали переход к новой стратегии преподавания психологии. Существенными чертами этой стратегии являются не только расширение рамок междисциплинарных связей, осознание и экспликация внутрина-учных взаимопересечений, — т.е. перестройка в преподавании предмета психологии, но и кардинальное изменение самого процесса его изучения.

Сборник задач по психологии, автором-составителем которого является В.Б. Хозиев, очень существенно поможет, на наш взгляд, преподавателям конструировать процесс формирования психологического знания, во-первых, в соответствии с новой онтологией, с постклассическими представлениями о реальности психического. Во-вторых, он поможет также перестроить и процесс освоения психологии в духе утверждения активности субъекта в поиске путей понимания, роли творческого подхода к решению психологических проблем, вопреки репродуктивным, компилятивным подходам.

Представленные в сборнике разнообразные текстовые задания вовлекают читателя в размышления методологического, философского, теоретического характера, в поиск способов интерпретации экспериментальных фактов, в анализ и рефлексию собственных житейских и научных установок. И содержание задач, и формулируемые составителем сборника требования, обращенные к студентам, открывают перед читателями захватывающие перспективы собственной креативной работы в обнаружении реальности человеческой психики, в анализе сложных путей и тупиков ее исследований, приобщают к культуре гуманитарной исследовательской мысли. Думается, что именно в этом отказе от унылого дидактизма, от установок на сугубо репродуктивный характер усвоения, в освобождении от страха перед ошибкой, заблуждением, в побуждении к риску собственного решения при поиске понимания, осмысления, одновременно побуждающих к диалогу, дискуссии, совместному интеллектуальному труду, и заключается привлекательность представленного автором сборника задач.

Вместе с тем нельзя не отметить известного момента рассогласования между манифестируемой автором приверженностью к принципам концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий и указанной выше широтой поля креативных интерпретаций, содержащихся в теоретических и экспериментальных ситуациях, представленных в задачнике. Вполне оправданы и понятны теоретико-методические симпатии автора — ученика П.Я. Гальперина — к концепции учителя, что, конечно, не освобождает его от аналитически-рефлексивной позиции, предотвращающей грех универсализации тех или иных научных подходов. Ведь большинство представленных в сборнике экспериментальных парадоксов и научных проблем далеко не всегда разрешимы с позиций тех принципов, которые определяют концепцию поэтапного формирования. Видимо, сам выбор такого рода задач и авторов их текстов обусловлен не только осознаваемыми пристрастиями составителя сборника, но и имплицитными, неосознаваемыми позициями, так же, как и многообразным опытом, полученным им в ходе обучения на факультете психологии МГУ и в последующей собственной профессиональной деятельности исследователя и педагога. Некоторая ригидность реф-лексируемых автором концептуальных установок несколько сужает смысл и функции рекомендуемых им методических приемов. Так, согласно рекомендации автора, письменные ответы (при решении задач) и письменная речь как порождение собственного текста трактуются лишь как средство «повышения точности формулировок», освоения вербально-логического мышления, «приемлемых образцов психологической стилистики», как «индикатор» понимания и «эффективности проведенного обучения» (с. 8). Разумеется, все это есть в письменной речи. Но коль скоро она предстает лишь как операционально-техническое средство объективации и «материализации» усваиваемого текста, познавательных операций, в нем содержащихся, то на первый план выносится ее сугубо репродуктивная функция. Маскируется и упускается из вида позиция личности, порождающей письменное высказывание, т.е. редуцируется функция порождения нового сознательного опыта личности. Как показали наши исследования (1976, 1980, 1983), — письменная речь это не только средство интериоризации действий, но и активно созидательный, творческий процесс экстериориза-ции, актуализации бессознательных переживаний, неосознаваемых действий, рефлексивно-коммуникативный процесс построения сознания субъекта высказывания, становления его самосознания. Поэтому письменную речь правильнее было бы интерпретировать не как прагматическое операционально-техническое средство усвоения знаний, но как способ универсализации индивидуального сознания и опыта личности, их включения в опыт и сознание культуры. Именно в этой функции письменная речь перестраивает пространство развития личности, изменяя тем самым и ее возможности усвоения знаний.

В заключение подчеркну, что, высказывая эти соображения, я руководствовалась свойственным сборнику задач в целом новаторским и креативным духом, побуждающим видеть в нем прекрасное методическое пособие для становления сотворчества студентов с преподавателями психологии.

Доктор психол. наук, профессор В.Я. Ляудис

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА...........................................3

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ...........................................................6

КУЧАЩИМСЯ....................................................................12

ЗАДАЧИ.................................................................................18

НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ К ЗАДАЧАМ............................213

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ (авторы цитат, упоминаемые авторы теорий и фактов)..........................219

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24