Центральный Дом Знаний - Аккумулятор

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Форма входа

Аккумулятор

Аккумулятор (латaccumulator собиратель, от латaccumulo собираю, накопляю), устройство для накопления энергии с целью её последующего использования, энергоноситель.

  • Автомобильный А.— аккумуляторная батарея, используемая на автомобильном транспорте. 

В зависимости от вида накапливаемой энергии различают:

  • Электрические

    • Электрохимические аккумуляторы

      • Электрический аккумулятор

        • Железно-воздушный аккумулятор

        • Железно-никелевый аккумулятор

        • Лантано-фторидный аккумулятор

        • Литиево-железно-сульфидный аккумулятор

        • Литиево-железно-фосфатный аккумулятор

        • Литиево-ионный аккумулятор

        • Литиево-полимерный аккумулятор

        • Литиево-фторный аккумулятор

        • Литиево-хлорный аккумулятор

        • Литиево-серный аккумулятор

        • Натриево-никелево-хлоридный аккумулятор

        • Натриево-серный аккумулятор

        • Никелево-кадмиевый аккумулятор

        • Никелево-металло-гидридный аккумулятор

        • Никелево-цинковый аккумулятор

        • Свинцово-водородный аккумулятор

        • Свинцово-кислотный аккумулятор

        • Серебряно-кадмиевый аккумулятор

        • Серебряно-цинковый аккумулятор

        • Цинково-бромный аккумулятор

        • Цинково-воздушный аккумулятор

        • Цинково-хлорный аккумулятор

      • Обратимый топливный элемент

    • Конденсатор

    • Электромагнит

  • Магнитные

  • Механические

    • Упругие — основанные на увеличении потенциальной энергии различных сред при их упругой деформации.

      • Гидроаккумулятор

      • Пневматический аккумулятор

      • Пружинный аккумулятор

      • Резинный аккумулятор

    • Инерционные — основанные на способности тел накапливать кинетическую энергию. Примеры — маховик, гироскоп.

    • Гравитационные — основаны на изменении потенциальной энергии взаимного положения тел. Примеры — гидроаккумулирующая электростанция (ГАЭС), водонапорная башня.

  • Тепловые

    • Термос (строго говоря, аккумулятором не является)

    • Аккумулятор холода

  • Световые. Пример — кристаллофосфоры.

  • Логические. Аккумулятор (регистр процессора) — специальный регистр микропроцессора.


Аккумулятор (лат. accumulator — собиратель, от accumulo — собираю, накопляю), устройство для накопления энергии с целью её последующего использования. В зависимости от вида накапливаемой энергии различают А.: электрические, гидравлические, тепловые, инерционные.

  Электрический А. служит для накопления электрической энергии путём превращения её в химическую с обратным преобразованием по мере надобности; химический источник электрического тока многоразового пользования, работоспособность которого может быть восстановлена путём заряда, т. е. пропусканием тока в направлении, обратном направлению тока при разряде (см. Химические источники тока). Первые опыты по созданию электричества А. были проведены в начале 19 в. В. В. Петровым и И. Риттером. Особенно большой вклад в изучение свойств, разработку и совершенствование конструкций А. внесли русские учёные Э. Х. Ленц, Д. А. Лачинов, Е. П. Тверитинов, Н. Н. Бенардос, П. Н. Яблочков, М. П. Авенариус, английский физик У. Гров, француз Г. Планте и многие др. (в мировой практике только по свинцовому А. к 1937 зарегистрировано 20 000 патентов). В 1900 Т. А. Эдисон изобрёл А. щелочного типа, получивший широкое распространение. Электрический А. состоит из 2 электродов, погруженных в раствор электролита; разность потенциалов электродов — эдс А. Преобразование химической энергии в электрическую происходит при наличии замкнутой электрической цепи на основе химической (токообразующей) реакции. Наиболее распространённые электрические А., в соответствии с электрохимической схемой, делятся на свинцовые (кислотные), кадмиево-никелевые, железо-никелевые (щелочные), серебряно-цинковые и серебряно-кадмиевые (табл.). А. характеризуется сроком службы, т. е. числом возможных циклов заряд-разряд, допустимым без значительного падения характеристик; электрическим зарядом (распространён термин «ёмкость»), т. е. количеством электричества в кулонах (к), килокулонах (кк) или в ампер-часах (а(ч), которое он может отдать при разряде; средним напряжением в в, во время заряда и разряда; удельной энергией в дж, кдж или вт(ч, снимаемой при разряде с 1 кг массы или 1 дм3 объёма; отдачей по энергии (кпд) (1 а•ч = 3600 к; 1 вт•ч = 3600 дж).

  Область применения А. I группы — автомобильный транспорт, авиация, связь. Например, стартерные аккумуляторные батареи типа 6СТ-68 ЭМС или 6ТСТ-120ЭМС, стационарные А. типа СН-1, СН-З и др. в закрытом исполнении для работы на электрических станциях, телеграфных и телефонных узлах связи. А. II группы используют в авиации, средствах связи, на электротранспортных машинах, в космических аппаратах и для питания переносной аппаратуры. Например, тяговые аккумуляторы ТНЖ-ЗООВМ применяют на электропогрузчиках и электроштабелерах; герметичные кадмиево-никелевые аккумуляторы типа КНГМ-10Д — для шахтных светильников; КНГ-1Д — для протезов с биоэлектрическим управлением; КНГЦ-ЗД, дисковые А. и батареи типа Д-0,06; Д-0,1; Д-0,25 и 7Д-0,1 — для питания малогабаритных радиоприёмников, электрических фонарей, слуховых аппаратов, фотовспышек и т.д. А. Ill и IV групп применяют в авиации, средствах связи, киносъёмочной аппаратуре и т. п.

  А. гидравлический служит для выравнивания давления и расхода жидкости или газа в гидравлических установках. Различают А. грузовые и воздушные, поршневые и беспоршневые. А. гидравлические используют в системах с резко переменным расходом жидкости или газа. В периоды уменьшения потребления А. накапливает жидкость (газ), поступающую от насосов (или компрессоров), и отдаёт её в моменты наибольших расходов. А. состоит из резервуара, обычно цилиндрической формы, со свободно перемещающимся внутри поршнем (рис. а). В резервуар подаётся жидкость под давлением, которое удерживается постоянным благодаря внешнему воздействию на поршень груза либо воздуха из подключенной пневмосети. В беспоршневых А. (рис. б) давление поддерживается постоянным за счёт давления в пневмосети, непосредственно соединённой с резервуаром А., причём давление воздуха равно давлению жидкости. Разновидность гидравлического А. — пневматический А. для уменьшения колебаний давления сжатого воздуха в пневматической сети. Применяют в крупных пневматических сетях, на ветроэлектростанциях и т. п. Представляет собой резервуар, включенный в воздуховод и снабженный предохранительным клапаном. Клапан регулируют на заданное предельное давление.

  А. тепловой служит для накопления тепловой энергии с целью выравнивания тепловой и силовой нагрузок и устранения перебоев в снабжении паром и энергией промышленных установок.

  А. инерционный — движущееся тело, количество движения которого значительно превышает количество движения внешних сил, воздействующих на это тело. Наиболее широко в качестве А. инерционного применяют вращающийся маховик (например, инерционный двигатель, получивший распространение в детских игрушках).

Лит.: Терентьев Б. П., Электропитание радиоустройств, 2 изд., М., 1958; Вайнел Д ж. В., Аккумуляторные батареи, пер. с англ., 4 изд., М. — Л., 1960; Багоцкий В. С., Флеров В. Н., Новейшие достижения в области химических источников тока, М. — Л., 1963.


Аккумуляторы гидравлические: а — поршневой (1 — резервуар, 2 — поршень, 3 — груз); б — беспоршневой (1 — резервуар, 2 — баллоны со сжатым воздухом).


АККУМУЛЯТОР электрический (лат. асcumulare — накоплять), гальваническая система, способная накапливать под действием электрич. тока химич. энергию и по мере надобности отдавать её в виде электрич. энергии по внешнюю цепь. Во время разряда в А. энергия химич. реакций превра­щается в электрич. энергию; при заряде, наоборот, электрич. энергия превращается в химическую. Химич. энергия заряженного А. находится в потен­циальном состоянии и обнаруживается только в замкнутом аккумуляторе в виде электрич. тока. С точки зрения химической динамики процессы в А. вполне обратимы: активные вещества электродов после цикла заряд-разряд имеют тот же состав, какой они имели до начала цикла. По свойству элек­тролита, представляющего собой в существующих А. раствор кислоты или щёлочи, подобные гальпанич. системы носят название гидроэлектрических. В от­личие от первичных гальванических элементах, в к-рых ток получается за счёт первичных реак­ций, А., в к-рых используется поляризационный эффект, называют вторичными элементами. А. раз­личаются между собой химич. природой вещества электродов и электролита, конструкцией электродов и других составных частей.

А. электрический, как и всякий химич. источник тока, состоит из трёх основных частой: положитель­ного электрода, отрицательного электрода п элек­тролита, в к-рый они погружены. Разность потен­циалов, возникающих на границах соприкосновения электродов с электролитом, составляет электродви­жущую силу А. (или напряжение А. при разомк­нутой цепи).

Если в электролите находятся два одинаковых металла, то опи имеют одинаковые потенциалы, и система источником тока не является. Чтобы такая система превратилась в источник тока, необходимо создать химич. различие между электродами. Дей­ствительно, в гальванич. элементах электроды уже при изготовлении делаются различными. Однако различие между электродами может быть достиг­нуто действием самого электрич. тока.

Если погрузить две свинцовые пластины, покры­тые окисью свинца, в разбанлепиую серную кислоту и пропустить через эту систему постоянный элек­трич. ток от постороннего источника, на пластинах с окисью свинца произойдут резкие изменения. На одной из них, приключённой к положительному полижу источника тока, окись свинца будет соеди­няться с кислородом сорной кислоты и перейдёт в двуокись свинца. На другой пластине окись свин­ца будет соединяться с водородом серной кислоты и перейдёт в губчатый свинец. Электроды благодаря этому сделаются химически различными, что по­служит причиной образования между ними разно­сти потенциалов. Такова схема образования А. В действительности его электроды изготовляются бо­лее сложным путём.

Процесс изменения электрич. потенциала на гра­нице электрод — электролит прослежен па примере металлич. электрода. При соприкосновении металла с раствором ионы металла переходят в раствор, стремясь к выравниванию энерготич. состояний в твёрдом теле и жидкости. При этом на электроде остаются избыточные электроны, т.е. электрод каряжается отрицательно. Перешедшие в раствор поло­жительно заряженные ионы металла притягиваются отрицательно заряженным электродом и остаются вблизи его поверхности. Таким образом, по одну сторону границы раздела, на металле, создаётся отрицательный заряд (электроны), по другую — в электролите у поверхности электрода — положи­тельный (ионы металла). Это вызывает определён­ное изменение потенциала электрода. Переход ионов металлов в раствор продолжается до тех пор, пока электродный потенциал не достигнет такого значепия, к-рое уравновесит стремление ионов пере­ходить в раствор.

Основными технич. характеристиками электрич. А. являются: 1) ёмкость, т. е. количество электри­чества в ампер-часах, к-рое А. может отдать в пита­емую им цепь; 2) среднее напряжение во время за­ряда и разряда в вольтах; 3) удельная энергия по весу и объёму, т. е. энергия, снимаемая с 1 кг веса и 1 дм3 объёма А. при разряде, выражаемая в ватт-часах ватт-часах; 4) отдача по емкости, т. е. отношение количества ампер-часов, отдаваемого А. при разряде, к количеству ампер-часов, которое нужно сообщить А. при заряде; 5) отдача по энер­гии (или кпд А.) — отношение энергии, отдавае­мой А при разряде, к энергии, сообщаемой А. при заряде

Чтобы получить источник тока требуемого на­пряжения, соответствующее число А. соединяется по­следовательно в батарею. А. могут предназначаться для питания различных стационарных и переносных установок. К А. стационарного типа относятся А., применяемые для собственных нужд электрич. стан­ций, телефонных станций, телеграфа и др. Группа переносных А. объединяет: стартерные, тяговые, фо­нарные, радио-А. и пр.

В качестве электродов и электролита в А. может применяться ряд веществ. Однако широкое прак-тич. применение получили 3 системы А.: 1) свин­цовый, или кислотный; 2) кадмие-никелевый и 3) железо-никелевый. Последние две системы обыч­но носят общее название щелочных А., по составу применяемого в них электролита.

Свинцовый А. Активным веществом поло­жительного электрода здесь является двуокись свинца РЬ02, отрицательного электрода — губча­тый металлический свинец Pb. Электролитом служит раствор серной кислоты H2S04 с уд. в. 1,18—1,29, в зависимости от типа и состояния А. При разряде свинцового А. происходит следующий химич. про­цесс: РЬОа + Pb + 2H,S04—2PbS04 + 2Н20. При заряде А. процесс идёт в обратном направле­нии. Как видно из уравнения, при разря­де свинцового А. коли­чество серной кислоты в электролите умень­шается, и в нём обра­зуется вода. Поэтому уд. в. электролита при разряде А. падает. При заряде А. из раствора электролита расходуется вода, количество серной кислоты в растворе увеличивается и уд. в. электро­лита возрастает. Напряжение А. зависит от кон­центрации кислоты. По мере расходования актив­ных материалов при разряде концентрация кис­лоты уменьшается, и напряжение А. падает, при заряде же, но мере перехода   материалов   в их первоначальное активное состояние, напряжение растёт.  

В зависимости от условий эксплоатации и требо­ваний, предъявляемых к различным типам А., конструкция их различна. Стартерные А. должны выдерживать кратковременные нагрузки токами большой силы, сохраняя устойчивое напряжение, и иметь минимальный вес и объём. Электроды для таких А.  ) изготовляются путём вмазы­вания пасты из окислов свинца, серной кислоты (или сернокислого аммония) и воды в тонкую решётку, отлитую из свинцово-сурмяного сплава (пасти-рованные пластины). В А. станционного типа по­ложительный электрод делается из толстой свинцо­вой пластины с развитой повзрхпостью, на к-рой после многократного повторения заряда и разряда (формования) образуется достаточно толстый слой активной двуокиси свинца. Отрицательный электрод такого А. представляет собой свинцовую решетча­тую рамку, с обеих сторон закрытую перфориро­ванным листовым свинцом. Между этими свинцо­выми стенками, внутри электрода, помещается ак­тивное вещество —губчатый свинец.

Кадмие-никелевый А. Активным веще­ством положительного мектрода являются окислы никеля, смешанные для увеличения электропровод­ности с графитом; отрицательного электрода — губча­тый металлич. кадмий в смеси с губчатым железом. Электролитом служит раствор едкого кали с уд. в. 1,20 или едкого натра с уд. в. 1,18 с добавкой не­большого количества гидроокиси лития. При раз­ряде такого А. на положительном электроде расхо­дуется часть активного кислорода, содержащегося в окислах никеля; на отрицательном электроде окисляется металлич. кадмий. Как показано рабо­тами советских учёных, активное вещество заря­женного окисло-никелевого электрода не является определённым химич. соединением, как это пред­полагалось ранее, а представляет собой раствор кислорода в окислах никеля. Поэтому уравнение процесса, происходящего в кадмие-никелевом А., может быть написано лишь в самом общем виде: при разряде NinOm + CdvNiOm_! + CdO; при заряде процесс идёт в обратную сторону.

Концентрация электролита при работе кадмие-никелевого А. почти не меняется, так как он в хи­мич. реакциях участия не принимает. Советски­ми электрохимиками было установлено, что некото­рое изменение концентрации щёлочи у положитель­ного электрода вызвано поглощением и выделением щёлочи электродом при заряде и разряде А.; из­менение напряжения при заряде и разряде кадмиеникелевого   А.  представлено па рис. 3. Среднее разрядное напряжение —1,23 V, среднее зарядное на­пряжение —1,65 V при нормальных режимах.

Ж елезо-нике-левый А. отличает­ся от кадмие-никелевого лишь заменой кад­мия в активном ве­щество отрицательного электрода мелким по­рошком железа. Одна­ко это является причивой существенных различий в свойствах того и другого А. Железо-никелевый А. имеет значительно больший саморазряд (т. е. потерю ёмкости во время бездействия А.) и более чувствителен к изменению температуры, чем кадмие-никелевый.   Среднее зарядное напряжение —1,74 V.

Преимуществами железо-никелевых А. являются меньшая стоимость и больший срок службы, недо­статками — большой саморазряд и жёсткий темпе­ратурный режим, поэтому для питания установок, работающих при высоких и низких температурах, применяются кадмие-никелевые А. Благодаря ма­лому саморазряду, они особенно ценны тогда, когда А. длительно находятся в заряженном состоянии. Поэтому кадмие-никелевые А. широко применяются в радиоустановках для питания цепей анода и на­кала. В тех случаях, когда аккумуляторная батарея работает при нормальной температуре и не находится длительное время в бездействии, напр. в рудничных электровозах, с успехом пользуются железо-никелевыми А. 

Дальнейшие перспек­тивы развития аккуму­ляторной техники состо­ят в наиболее совершен­ном разрешении пробле­мы создания А. с высо­кими показателями по удельной энергии на единицу веса и объёма как при длительных режимах работы, так и при крат­ковременных нагрузках большими силами тока, в широком интервале температур.

История А. Первые опыты, приведшие к соз­данию А., относятся к самому началу 19 в., когда русским физиком В. В. Петровым Аыло замече­но появление вторичных токов при электролизе, а Риттером был построен прибор («зарядный столб») из 50 медных круглых пластин диаметром 30 мм, с  прокладками из сукна, пропитанного раствором по­варенной соли (NaCl). Под действием электрич. тока от вольтова столба  этот прибор приобретал свойство по отключении от источника тока сохранять заряд, а при замыкании внешней цепи давал на короткое время сильный ток. Объяснение этого яв­ления гальванической поляризацией, т. е. воз­никновением противоэлектродвижущей силы,вызван­ной химическими явлениями в пограничных слоях электродов и электролита было дано в работах Готеро и русского учёного X. Д. Гротгуса. Классиче­ское исследование этих явлений было произведено русским академиком Э. X. Ленцем, полностью выяснившим характер явления и открывшим основ­ные законы (1843). Ленц установил зависимость ве­личины гальванической поляризации от силы заряд­ного тока, возрастающей до нек-рых пределов с воз­растанием последнего. Наибольшая величина галь­ванической поляризации зависит от вещества элек­тродов и от рода газов, выделяемых па их поверхности. Ленц доказал также, что в создании электро­движущей силы поляризации участвуют оба элек­трода, и полностью отверг предположение о каком-то особом «сопротивлении перехода». Работы Ленца в области установления законов поляризации сыгра­ли исключительную роль как в развитии А., так и в других отраслях электротехники. В дальнейшем изучением поляризации занимались русские физики Савельев, Савинов, Соколов,  Нижнбицкий и др.

Явление поляризации, наблюдаемое во всех гальванических элементах, рассматривалось как вредное, уменьшающее полезное действие этих ис­точников тока, и немало предложений было сдела­но специально для ослабления поляризации. Толь­ко в 1839 английский физик Гров  построил пер­вый А. специально для использования поляриза­ционных токов.

В 1860 французский физик Гастон Планте, занимавшийся изучением гальванопластики, по со­вету русского физика Б. С. Якоби  применил свинцовые пластины для получения поляризацион­ных токов и представил в Парижскую академию наук А. из свинцовых пластин с электролитом из 10-процентного раствора серной кислоты. Однако аккумулятор Планте обладал существенным недо­статком — процесс формирования его продолжался не менее 500 час, сам же А. отличался непроч­ностью.

До создания первых, практически приемлемых, конструкций электрических генераторов А. имели ограниченное применение, т. к. заряд их про­изводился от гальванич. элементов. Только создание генераторов позволило использовать для заряда А. первичную энергию в виде топлива или падающей воды. Перед А. открылись перспективы разнообраз­ного применения. Одним из первых было предложе­ние применить А. для транспорта — сухопутного и водного. Позднее, с созданием первых небольших центральных электрич. станций, служивших почти исключительно для целей освещения, потребовалось применение А. для снижения установленной мощ­ности генераторов. Заряжая А. в часы снижения нагрузки и включая их в цепь в часы пик, такие станции добивались нек-рого, хотя и незначитель­ного, снижения первоначальных затрат и эксплоа-тациопных расходов.

Растущее распространение А. требовало значитель­ного улучшения их конструкции. Сокращение вре­мени формирования и увеличение ёмкости и мощно­сти А. становятся предметом исследований многих изобретателей. Предложенный Планте способ наложения на одну из пластин сурика (Pb304) позволил ускорить процесс формирования, но слой этот не имел прочной связи со свинцовой пластинкой, что служило причиной частых повреждений А.

В 1881 ученик Планте — Фор предложил особый способ крепления слоя сурика на свинцовой пла­стине с помощью войлочной прокладки и пергамента. Достигаемое при этом сокращение продолжитель­ности срока формирования давало аккумулятору Фора некоторое преимущество перед аккумулятором Планте. Однако, несмотря на преувеличенно востор­женные отзывы об аккумуляторе Фора, высказанные на Парижской электрической выставке (1881), А. эти оказались непрочными и не обладали достаточной ёмкостью.

Гораздо большое значение имело изобретение, сделанное русским физиком и электротехником проф. Д. А. Лачиновым, предложившим (1881) полу­чение активного вещества подогревом свинца в ед­ком кали пли натре с последующим электролизом раствора. Полученные в порошке двуокись и ме-таллич. свинец смешивались вместе и укреплялись механически на свинцовых пластинах, применяе­мых в качестве электродов. Одновременно им была предложена особая форма аккумуляторных пластин, дававшая при.массовом производстве их значитель­ную экономию свинца.

В 1881—83 под руководством преподавателя Офи­церских минных классов в Кронштадте Е. П. Тверитинова был разработан оригинальный тип А., получивший мировую известность. Особенностью этого типа А. является применение свинцового глета, размягчённого 15-процентпым раствором серной кис­лоты и впрессованного в свинцовую решётку (пласти­ну). Помещённые в раствор серной кислоты пластины эти соединялись с отрицательным полюсом генера­тора и подвергались формованию (к положитель­ному полюсу подключались вспомогательные свин­цовые листы). Выделение водорода восстанавливало глет в свинце. По окончании формования пластины покрывались металлич. лаком и применялись в А. в качестве одного из электродов; вторым электро­дом служили пластины с впрессованным глетом. Для окончательного формования А. подключался к генератору так, чтобы пластины с восстановленным свинцом были соединены с положительным полю­сом машины. В процессе этого формования, про­должавшегося обычно до 80 час, свинцовые пласти­ны окислялись в двуокись свинца, а глетовые — восстанавливались в свинец. Отформованный А. за­полнялся сверх электролита олеонафтом или смесью его с парафином, предохранявшим электролит от расплёскивания. Особенностью этих А. являлась быстрая формовка, большая ёмкость, продолжитель­ное сохранение заряда, прочность. Этот А. полу­чил широкое распространение па судах русского военного флота и вызвал ряд подражаний за гра­ницей (напр. А. Годо, Маижа и др.).

В начале 80-х гг. русский инженер, изобретатель электрической сварки, Н. Н. Венардос, изго­товил особую буферную аккумуляторную батарею из А. собственной конструкции специально для сва­рочных работ. Аккумулятор Бенардоса был приспо­соблен к работе с резкими толчками тока, вызывае­мыми сваркой. Пластины аккумулятора Бенардоса состояли из свинцовой рамы с наклонно приварен­ными свинцовыми полосами (прямыми и волнистыми). Большая площадь соприкосновения поверхности свинца и электролита и способность пластин свобод­но расширяться и сокращаться при заряде-разряде позволяли при малом весе и небольших размерах получать ток большой силы и включать батарею таких А. параллельно с заряжающей машиной в сварочную цепь. Аккумуляторы Бенардоса были очень выносливы по отношению к сильным разряд­ным токам.

Тогда же получили распространение А., скон­струированные известным русским электротехником П. Н. Яблочковым. Особенностью этих А. было диагональное расположение клеток в пластинах, устраняющее опасность внутренних замыканий. По­ложительные пластины были покрыты суриком, а отрицательные — глетом.

Быстро растущее значение А. требовало развития их производства в широтах масштабах. Политика царского правительства, покровительствовавшего иностранным фирмам, правела к тому, что в начале 20 в. в России А. изготовлялись гл. обр. па заводах иностранных фирм. Однако русские конструкторы, работавшие в петербургском отделении иностран­ной фирмы «Тюдор», разработали своеобразный тин решётчатых и коробкообразных отрицательных пла­стин, обеспечивавших большую ёмкость А. и полу­чивших широкое распространение но всём миро.

По мере усовершенствования А. и расширения области их применения (гл. обр. на транспорте) всё более выявлялись недостатки свинцовых А.— значительный вес, дороговизна и др. Поэтому, на­ряду с усовершенствованием свинцовых А., изобре­тательская мысль была направлена на создание А. из более лёгких металлов. Еще в 1881 русский учё­ный М. П. Авенариус предложил А. из уголь­ных пластин, погружённых в водный раствор крем­некислого натрия. В 1884 Яблочков предложил А. с тремя электродами: 1) окисляемым (железо, цинк), 2) пеокисляемым (свинец, медь; и 3) из пластин пори­стого угля. Этот А., названный им а в т о а к к умулятором, обладал меньшим весом, по срав­нению со свинцовыми А., и значительно дольше со­хранял заряд, но имел ряд эксплоатационных не­удобств.

В 1900 Эдисон  предложил А. щелочного типа с окислами никеля в положительных пластинах, железом — в отрицательных и электролитом из раствора едкого кали. Обладая меньшим весом па единицу ёмкости, этот А. вскоре нашёл широкое применение в переносных источниках тока. В том же году Юнгер предложил щелочной А. с отри­цательным электродом из окислов кадмия. Позд­нее никелевые и кадмиевые А. получили широкое распространение и применяются гл. обр. в радио­установках.

В пашей стране аккумуляторная промышленность начала развиваться лишь после Великой Октябрь­ской социалистической революции. Работы советских конструкторов направлены па создание наиболее совершенных типов А. для аккумуляторных бата­рей силового назначения (центр, электрич. станции, морской флот и др.), для различных видов транс­порта, связи и небольшие переносных А. для ос­ветительных целей (аккумуляторов рудничных и др.). Советские учёные ввесли свой вклад н науку об А., выяснив ряд важных вопросов протекания процессов в А. В результате этих работ элек­трические характеристики советских А. значительно улучшены, и отечественные А. (в частности железо-никелевые) по эксплоатационным качествам прево­сходят иностранные. Производство А. в СССР быстро развивается на крупных специализированных пред­приятиях, оснащённых передовой техникой, с меха­низированными процессами и поточными методами обработки и сборки деталей.

Loading

Календарь

«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24