Аккумулятор (лат. accumulator собиратель, от лат. accumulo собираю, накопляю), устройство для накопления энергии с целью её последующего использования, энергоноситель.
Автомобильный А.— аккумуляторная батарея, используемая на автомобильном транспорте.
В зависимости от вида накапливаемой энергии различают:
Электрические
Электрохимические аккумуляторы
Электрический аккумулятор
Железно-воздушный аккумулятор
Железно-никелевый аккумулятор
Лантано-фторидный аккумулятор
Литиево-железно-сульфидный аккумулятор
Литиево-железно-фосфатный аккумулятор
Литиево-ионный аккумулятор
Литиево-полимерный аккумулятор
Литиево-фторный аккумулятор
Литиево-хлорный аккумулятор
Литиево-серный аккумулятор
Натриево-никелево-хлоридный аккумулятор
Натриево-серный аккумулятор
Никелево-кадмиевый аккумулятор
Никелево-металло-гидридный аккумулятор
Никелево-цинковый аккумулятор
Свинцово-водородный аккумулятор
Свинцово-кислотный аккумулятор
Серебряно-кадмиевый аккумулятор
Серебряно-цинковый аккумулятор
Цинково-бромный аккумулятор
Цинково-воздушный аккумулятор
Цинково-хлорный аккумулятор
Обратимый топливный элемент
Конденсатор
Электромагнит
Магнитные
Механические
Упругие — основанные на увеличении потенциальной энергии различных сред при их упругой деформации.
Гидроаккумулятор
Пневматический аккумулятор
Пружинный аккумулятор
Резинный аккумулятор
Инерционные — основанные на способности тел накапливать кинетическую энергию. Примеры — маховик, гироскоп.
Гравитационные — основаны на изменении потенциальной энергии взаимного положения тел. Примеры — гидроаккумулирующая электростанция (ГАЭС), водонапорная башня.
Тепловые
Термос (строго говоря, аккумулятором не является)
Аккумулятор холода
Световые. Пример — кристаллофосфоры.
Логические. Аккумулятор (регистр процессора) — специальный регистр микропроцессора.
Аккумулятор (лат. accumulator — собиратель, от accumulo — собираю, накопляю), устройство для накопления энергии с целью её последующего использования. В зависимости от вида накапливаемой энергии различают А.: электрические, гидравлические, тепловые, инерционные.
Электрический А. служит для накопления электрической энергии путём превращения её в химическую с обратным преобразованием по мере надобности; химический источник электрического тока многоразового пользования, работоспособность которого может быть восстановлена путём заряда, т. е. пропусканием тока в направлении, обратном направлению тока при разряде (см. Химические источники тока). Первые опыты по созданию электричества А. были проведены в начале 19 в. В. В. Петровым и И. Риттером. Особенно большой вклад в изучение свойств, разработку и совершенствование конструкций А. внесли русские учёные Э. Х. Ленц, Д. А. Лачинов, Е. П. Тверитинов, Н. Н. Бенардос, П. Н. Яблочков, М. П. Авенариус, английский физик У. Гров, француз Г. Планте и многие др. (в мировой практике только по свинцовому А. к 1937 зарегистрировано 20 000 патентов). В 1900 Т. А. Эдисон изобрёл А. щелочного типа, получивший широкое распространение. Электрический А. состоит из 2 электродов, погруженных в раствор электролита; разность потенциалов электродов — эдс А. Преобразование химической энергии в электрическую происходит при наличии замкнутой электрической цепи на основе химической (токообразующей) реакции. Наиболее распространённые электрические А., в соответствии с электрохимической схемой, делятся на свинцовые (кислотные), кадмиево-никелевые, железо-никелевые (щелочные), серебряно-цинковые и серебряно-кадмиевые (табл.). А. характеризуется сроком службы, т. е. числом возможных циклов заряд-разряд, допустимым без значительного падения характеристик; электрическим зарядом (распространён термин «ёмкость»), т. е. количеством электричества в кулонах (к), килокулонах (кк) или в ампер-часах (а(ч), которое он может отдать при разряде; средним напряжением в в, во время заряда и разряда; удельной энергией в дж, кдж или вт(ч, снимаемой при разряде с 1 кг массы или 1 дм3 объёма; отдачей по энергии (кпд) (1 а•ч = 3600 к; 1 вт•ч = 3600 дж).
Область применения А. I группы — автомобильный транспорт, авиация, связь. Например, стартерные аккумуляторные батареи типа 6СТ-68 ЭМС или 6ТСТ-120ЭМС, стационарные А. типа СН-1, СН-З и др. в закрытом исполнении для работы на электрических станциях, телеграфных и телефонных узлах связи. А. II группы используют в авиации, средствах связи, на электротранспортных машинах, в космических аппаратах и для питания переносной аппаратуры. Например, тяговые аккумуляторы ТНЖ-ЗООВМ применяют на электропогрузчиках и электроштабелерах; герметичные кадмиево-никелевые аккумуляторы типа КНГМ-10Д — для шахтных светильников; КНГ-1Д — для протезов с биоэлектрическим управлением; КНГЦ-ЗД, дисковые А. и батареи типа Д-0,06; Д-0,1; Д-0,25 и 7Д-0,1 — для питания малогабаритных радиоприёмников, электрических фонарей, слуховых аппаратов, фотовспышек и т.д. А. Ill и IV групп применяют в авиации, средствах связи, киносъёмочной аппаратуре и т. п.
А. гидравлический служит для выравнивания давления и расхода жидкости или газа в гидравлических установках. Различают А. грузовые и воздушные, поршневые и беспоршневые. А. гидравлические используют в системах с резко переменным расходом жидкости или газа. В периоды уменьшения потребления А. накапливает жидкость (газ), поступающую от насосов (или компрессоров), и отдаёт её в моменты наибольших расходов. А. состоит из резервуара, обычно цилиндрической формы, со свободно перемещающимся внутри поршнем (рис. а). В резервуар подаётся жидкость под давлением, которое удерживается постоянным благодаря внешнему воздействию на поршень груза либо воздуха из подключенной пневмосети. В беспоршневых А. (рис. б) давление поддерживается постоянным за счёт давления в пневмосети, непосредственно соединённой с резервуаром А., причём давление воздуха равно давлению жидкости. Разновидность гидравлического А. — пневматический А. для уменьшения колебаний давления сжатого воздуха в пневматической сети. Применяют в крупных пневматических сетях, на ветроэлектростанциях и т. п. Представляет собой резервуар, включенный в воздуховод и снабженный предохранительным клапаном. Клапан регулируют на заданное предельное давление.
А. тепловой служит для накопления тепловой энергии с целью выравнивания тепловой и силовой нагрузок и устранения перебоев в снабжении паром и энергией промышленных установок.
А. инерционный — движущееся тело, количество движения которого значительно превышает количество движения внешних сил, воздействующих на это тело. Наиболее широко в качестве А. инерционного применяют вращающийся маховик (например, инерционный двигатель, получивший распространение в детских игрушках).
Лит.: Терентьев Б. П., Электропитание радиоустройств, 2 изд., М., 1958; Вайнел Д ж. В., Аккумуляторные батареи, пер. с англ., 4 изд., М. — Л., 1960; Багоцкий В. С., Флеров В. Н., Новейшие достижения в области химических источников тока, М. — Л., 1963.
Аккумуляторы гидравлические: а — поршневой (1 — резервуар, 2 — поршень, 3 — груз); б — беспоршневой (1 — резервуар, 2 — баллоны со сжатым воздухом).
АККУМУЛЯТОР электрический (лат. асcumulare — накоплять), гальваническая система, способная накапливать под действием электрич. тока химич. энергию и по мере надобности отдавать её в виде электрич. энергии по внешнюю цепь. Во время разряда в А. энергия химич. реакций превращается в электрич. энергию; при заряде, наоборот, электрич. энергия превращается в химическую. Химич. энергия заряженного А. находится в потенциальном состоянии и обнаруживается только в замкнутом аккумуляторе в виде электрич. тока. С точки зрения химической динамики процессы в А. вполне обратимы: активные вещества электродов после цикла заряд-разряд имеют тот же состав, какой они имели до начала цикла. По свойству электролита, представляющего собой в существующих А. раствор кислоты или щёлочи, подобные гальпанич. системы носят название гидроэлектрических. В отличие от первичных гальванических элементах, в к-рых ток получается за счёт первичных реакций, А., в к-рых используется поляризационный эффект, называют вторичными элементами. А. различаются между собой химич. природой вещества электродов и электролита, конструкцией электродов и других составных частей.
А. электрический, как и всякий химич. источник тока, состоит из трёх основных частой: положительного электрода, отрицательного электрода п электролита, в к-рый они погружены. Разность потенциалов, возникающих на границах соприкосновения электродов с электролитом, составляет электродвижущую силу А. (или напряжение А. при разомкнутой цепи).
Если в электролите находятся два одинаковых металла, то опи имеют одинаковые потенциалы, и система источником тока не является. Чтобы такая система превратилась в источник тока, необходимо создать химич. различие между электродами. Действительно, в гальванич. элементах электроды уже при изготовлении делаются различными. Однако различие между электродами может быть достигнуто действием самого электрич. тока.
Если погрузить две свинцовые пластины, покрытые окисью свинца, в разбанлепиую серную кислоту и пропустить через эту систему постоянный электрич. ток от постороннего источника, на пластинах с окисью свинца произойдут резкие изменения. На одной из них, приключённой к положительному полижу источника тока, окись свинца будет соединяться с кислородом сорной кислоты и перейдёт в двуокись свинца. На другой пластине окись свинца будет соединяться с водородом серной кислоты и перейдёт в губчатый свинец. Электроды благодаря этому сделаются химически различными, что послужит причиной образования между ними разности потенциалов. Такова схема образования А. В действительности его электроды изготовляются более сложным путём.
Процесс изменения электрич. потенциала на границе электрод — электролит прослежен па примере металлич. электрода. При соприкосновении металла с раствором ионы металла переходят в раствор, стремясь к выравниванию энерготич. состояний в твёрдом теле и жидкости. При этом на электроде остаются избыточные электроны, т.е. электрод каряжается отрицательно. Перешедшие в раствор положительно заряженные ионы металла притягиваются отрицательно заряженным электродом и остаются вблизи его поверхности. Таким образом, по одну сторону границы раздела, на металле, создаётся отрицательный заряд (электроны), по другую — в электролите у поверхности электрода — положительный (ионы металла). Это вызывает определённое изменение потенциала электрода. Переход ионов металлов в раствор продолжается до тех пор, пока электродный потенциал не достигнет такого значепия, к-рое уравновесит стремление ионов переходить в раствор.
Основными технич. характеристиками электрич. А. являются: 1) ёмкость, т. е. количество электричества в ампер-часах, к-рое А. может отдать в питаемую им цепь; 2) среднее напряжение во время заряда и разряда в вольтах; 3) удельная энергия по весу и объёму, т. е. энергия, снимаемая с 1 кг веса и 1 дм3 объёма А. при разряде, выражаемая в ватт-часах ватт-часах; 4) отдача по емкости, т. е. отношение количества ампер-часов, отдаваемого А. при разряде, к количеству ампер-часов, которое нужно сообщить А. при заряде; 5) отдача по энергии (или кпд А.) — отношение энергии, отдаваемой А при разряде, к энергии, сообщаемой А. при заряде
Чтобы получить источник тока требуемого напряжения, соответствующее число А. соединяется последовательно в батарею. А. могут предназначаться для питания различных стационарных и переносных установок. К А. стационарного типа относятся А., применяемые для собственных нужд электрич. станций, телефонных станций, телеграфа и др. Группа переносных А. объединяет: стартерные, тяговые, фонарные, радио-А. и пр.
В качестве электродов и электролита в А. может применяться ряд веществ. Однако широкое прак-тич. применение получили 3 системы А.: 1) свинцовый, или кислотный; 2) кадмие-никелевый и 3) железо-никелевый. Последние две системы обычно носят общее название щелочных А., по составу применяемого в них электролита.
Свинцовый А. Активным веществом положительного электрода здесь является двуокись свинца РЬ02, отрицательного электрода — губчатый металлический свинец Pb. Электролитом служит раствор серной кислоты H2S04 с уд. в. 1,18—1,29, в зависимости от типа и состояния А. При разряде свинцового А. происходит следующий химич. процесс: РЬОа + Pb + 2H,S04—2PbS04 + 2Н20. При заряде А. процесс идёт в обратном направлении. Как видно из уравнения, при разряде свинцового А. количество серной кислоты в электролите уменьшается, и в нём образуется вода. Поэтому уд. в. электролита при разряде А. падает. При заряде А. из раствора электролита расходуется вода, количество серной кислоты в растворе увеличивается и уд. в. электролита возрастает. Напряжение А. зависит от концентрации кислоты. По мере расходования активных материалов при разряде концентрация кислоты уменьшается, и напряжение А. падает, при заряде же, но мере перехода материалов в их первоначальное активное состояние, напряжение растёт.
В зависимости от условий эксплоатации и требований, предъявляемых к различным типам А., конструкция их различна. Стартерные А. должны выдерживать кратковременные нагрузки токами большой силы, сохраняя устойчивое напряжение, и иметь минимальный вес и объём. Электроды для таких А. ) изготовляются путём вмазывания пасты из окислов свинца, серной кислоты (или сернокислого аммония) и воды в тонкую решётку, отлитую из свинцово-сурмяного сплава (пасти-рованные пластины). В А. станционного типа положительный электрод делается из толстой свинцовой пластины с развитой повзрхпостью, на к-рой после многократного повторения заряда и разряда (формования) образуется достаточно толстый слой активной двуокиси свинца. Отрицательный электрод такого А. представляет собой свинцовую решетчатую рамку, с обеих сторон закрытую перфорированным листовым свинцом. Между этими свинцовыми стенками, внутри электрода, помещается активное вещество —губчатый свинец.
Кадмие-никелевый А. Активным веществом положительного мектрода являются окислы никеля, смешанные для увеличения электропроводности с графитом; отрицательного электрода — губчатый металлич. кадмий в смеси с губчатым железом. Электролитом служит раствор едкого кали с уд. в. 1,20 или едкого натра с уд. в. 1,18 с добавкой небольшого количества гидроокиси лития. При разряде такого А. на положительном электроде расходуется часть активного кислорода, содержащегося в окислах никеля; на отрицательном электроде окисляется металлич. кадмий. Как показано работами советских учёных, активное вещество заряженного окисло-никелевого электрода не является определённым химич. соединением, как это предполагалось ранее, а представляет собой раствор кислорода в окислах никеля. Поэтому уравнение процесса, происходящего в кадмие-никелевом А., может быть написано лишь в самом общем виде: при разряде NinOm + Cd—vNi„Om_! + CdO; при заряде процесс идёт в обратную сторону.
Концентрация электролита при работе кадмие-никелевого А. почти не меняется, так как он в химич. реакциях участия не принимает. Советскими электрохимиками было установлено, что некоторое изменение концентрации щёлочи у положительного электрода вызвано поглощением и выделением щёлочи электродом при заряде и разряде А.; изменение напряжения при заряде и разряде кадмиеникелевого А. представлено па рис. 3. Среднее разрядное напряжение —1,23 V, среднее зарядное напряжение —1,65 V при нормальных режимах.
Ж елезо-нике-левый А. отличается от кадмие-никелевого лишь заменой кадмия в активном вещество отрицательного электрода мелким порошком железа. Однако это является причивой существенных различий в свойствах того и другого А. Железо-никелевый А. имеет значительно больший саморазряд (т. е. потерю ёмкости во время бездействия А.) и более чувствителен к изменению температуры, чем кадмие-никелевый. Среднее зарядное напряжение —1,74 V.
Преимуществами железо-никелевых А. являются меньшая стоимость и больший срок службы, недостатками — большой саморазряд и жёсткий температурный режим, поэтому для питания установок, работающих при высоких и низких температурах, применяются кадмие-никелевые А. Благодаря малому саморазряду, они особенно ценны тогда, когда А. длительно находятся в заряженном состоянии. Поэтому кадмие-никелевые А. широко применяются в радиоустановках для питания цепей анода и накала. В тех случаях, когда аккумуляторная батарея работает при нормальной температуре и не находится длительное время в бездействии, напр. в рудничных электровозах, с успехом пользуются железо-никелевыми А.
Дальнейшие перспективы развития аккумуляторной техники состоят в наиболее совершенном разрешении проблемы создания А. с высокими показателями по удельной энергии на единицу веса и объёма как при длительных режимах работы, так и при кратковременных нагрузках большими силами тока, в широком интервале температур.
История А. Первые опыты, приведшие к созданию А., относятся к самому началу 19 в., когда русским физиком В. В. Петровым Аыло замечено появление вторичных токов при электролизе, а Риттером был построен прибор («зарядный столб») из 50 медных круглых пластин диаметром 30 мм, с прокладками из сукна, пропитанного раствором поваренной соли (NaCl). Под действием электрич. тока от вольтова столба этот прибор приобретал свойство по отключении от источника тока сохранять заряд, а при замыкании внешней цепи давал на короткое время сильный ток. Объяснение этого явления гальванической поляризацией, т. е. возникновением противоэлектродвижущей силы,вызванной химическими явлениями в пограничных слоях электродов и электролита было дано в работах Готеро и русского учёного X. Д. Гротгуса. Классическое исследование этих явлений было произведено русским академиком Э. X. Ленцем, полностью выяснившим характер явления и открывшим основные законы (1843). Ленц установил зависимость величины гальванической поляризации от силы зарядного тока, возрастающей до нек-рых пределов с возрастанием последнего. Наибольшая величина гальванической поляризации зависит от вещества электродов и от рода газов, выделяемых па их поверхности. Ленц доказал также, что в создании электродвижущей силы поляризации участвуют оба электрода, и полностью отверг предположение о каком-то особом «сопротивлении перехода». Работы Ленца в области установления законов поляризации сыграли исключительную роль как в развитии А., так и в других отраслях электротехники. В дальнейшем изучением поляризации занимались русские физики Савельев, Савинов, Соколов, Нижнбицкий и др.
Явление поляризации, наблюдаемое во всех гальванических элементах, рассматривалось как вредное, уменьшающее полезное действие этих источников тока, и немало предложений было сделано специально для ослабления поляризации. Только в 1839 английский физик Гров построил первый А. специально для использования поляризационных токов.
В 1860 французский физик Гастон Планте, занимавшийся изучением гальванопластики, по совету русского физика Б. С. Якоби применил свинцовые пластины для получения поляризационных токов и представил в Парижскую академию наук А. из свинцовых пластин с электролитом из 10-процентного раствора серной кислоты. Однако аккумулятор Планте обладал существенным недостатком — процесс формирования его продолжался не менее 500 час, сам же А. отличался непрочностью.
До создания первых, практически приемлемых, конструкций электрических генераторов А. имели ограниченное применение, т. к. заряд их производился от гальванич. элементов. Только создание генераторов позволило использовать для заряда А. первичную энергию в виде топлива или падающей воды. Перед А. открылись перспективы разнообразного применения. Одним из первых было предложение применить А. для транспорта — сухопутного и водного. Позднее, с созданием первых небольших центральных электрич. станций, служивших почти исключительно для целей освещения, потребовалось применение А. для снижения установленной мощности генераторов. Заряжая А. в часы снижения нагрузки и включая их в цепь в часы пик, такие станции добивались нек-рого, хотя и незначительного, снижения первоначальных затрат и эксплоа-тациопных расходов.
Растущее распространение А. требовало значительного улучшения их конструкции. Сокращение времени формирования и увеличение ёмкости и мощности А. становятся предметом исследований многих изобретателей. Предложенный Планте способ наложения на одну из пластин сурика (Pb304) позволил ускорить процесс формирования, но слой этот не имел прочной связи со свинцовой пластинкой, что служило причиной частых повреждений А.
В 1881 ученик Планте — Фор предложил особый способ крепления слоя сурика на свинцовой пластине с помощью войлочной прокладки и пергамента. Достигаемое при этом сокращение продолжительности срока формирования давало аккумулятору Фора некоторое преимущество перед аккумулятором Планте. Однако, несмотря на преувеличенно восторженные отзывы об аккумуляторе Фора, высказанные на Парижской электрической выставке (1881), А. эти оказались непрочными и не обладали достаточной ёмкостью.
Гораздо большое значение имело изобретение, сделанное русским физиком и электротехником проф. Д. А. Лачиновым, предложившим (1881) получение активного вещества подогревом свинца в едком кали пли натре с последующим электролизом раствора. Полученные в порошке двуокись и ме-таллич. свинец смешивались вместе и укреплялись механически на свинцовых пластинах, применяемых в качестве электродов. Одновременно им была предложена особая форма аккумуляторных пластин, дававшая при.массовом производстве их значительную экономию свинца.
В 1881—83 под руководством преподавателя Офицерских минных классов в Кронштадте Е. П. Тверитинова был разработан оригинальный тип А., получивший мировую известность. Особенностью этого типа А. является применение свинцового глета, размягчённого 15-процентпым раствором серной кислоты и впрессованного в свинцовую решётку (пластину). Помещённые в раствор серной кислоты пластины эти соединялись с отрицательным полюсом генератора и подвергались формованию (к положительному полюсу подключались вспомогательные свинцовые листы). Выделение водорода восстанавливало глет в свинце. По окончании формования пластины покрывались металлич. лаком и применялись в А. в качестве одного из электродов; вторым электродом служили пластины с впрессованным глетом. Для окончательного формования А. подключался к генератору так, чтобы пластины с восстановленным свинцом были соединены с положительным полюсом машины. В процессе этого формования, продолжавшегося обычно до 80 час, свинцовые пластины окислялись в двуокись свинца, а глетовые — восстанавливались в свинец. Отформованный А. заполнялся сверх электролита олеонафтом или смесью его с парафином, предохранявшим электролит от расплёскивания. Особенностью этих А. являлась быстрая формовка, большая ёмкость, продолжительное сохранение заряда, прочность. Этот А. получил широкое распространение па судах русского военного флота и вызвал ряд подражаний за границей (напр. А. Годо, Маижа и др.).
В начале 80-х гг. русский инженер, изобретатель электрической сварки, Н. Н. Венардос, изготовил особую буферную аккумуляторную батарею из А. собственной конструкции специально для сварочных работ. Аккумулятор Бенардоса был приспособлен к работе с резкими толчками тока, вызываемыми сваркой. Пластины аккумулятора Бенардоса состояли из свинцовой рамы с наклонно приваренными свинцовыми полосами (прямыми и волнистыми). Большая площадь соприкосновения поверхности свинца и электролита и способность пластин свободно расширяться и сокращаться при заряде-разряде позволяли при малом весе и небольших размерах получать ток большой силы и включать батарею таких А. параллельно с заряжающей машиной в сварочную цепь. Аккумуляторы Бенардоса были очень выносливы по отношению к сильным разрядным токам.
Тогда же получили распространение А., сконструированные известным русским электротехником П. Н. Яблочковым. Особенностью этих А. было диагональное расположение клеток в пластинах, устраняющее опасность внутренних замыканий. Положительные пластины были покрыты суриком, а отрицательные — глетом.
Быстро растущее значение А. требовало развития их производства в широтах масштабах. Политика царского правительства, покровительствовавшего иностранным фирмам, правела к тому, что в начале 20 в. в России А. изготовлялись гл. обр. па заводах иностранных фирм. Однако русские конструкторы, работавшие в петербургском отделении иностранной фирмы «Тюдор», разработали своеобразный тин решётчатых и коробкообразных отрицательных пластин, обеспечивавших большую ёмкость А. и получивших широкое распространение но всём миро.
По мере усовершенствования А. и расширения области их применения (гл. обр. на транспорте) всё более выявлялись недостатки свинцовых А.— значительный вес, дороговизна и др. Поэтому, наряду с усовершенствованием свинцовых А., изобретательская мысль была направлена на создание А. из более лёгких металлов. Еще в 1881 русский учёный М. П. Авенариус предложил А. из угольных пластин, погружённых в водный раствор кремнекислого натрия. В 1884 Яблочков предложил А. с тремя электродами: 1) окисляемым (железо, цинк), 2) пеокисляемым (свинец, медь; и 3) из пластин пористого угля. Этот А., названный им а в т о а к к умулятором, обладал меньшим весом, по сравнению со свинцовыми А., и значительно дольше сохранял заряд, но имел ряд эксплоатационных неудобств.
В 1900 Эдисон предложил А. щелочного типа с окислами никеля в положительных пластинах, железом — в отрицательных и электролитом из раствора едкого кали. Обладая меньшим весом па единицу ёмкости, этот А. вскоре нашёл широкое применение в переносных источниках тока. В том же году Юнгер предложил щелочной А. с отрицательным электродом из окислов кадмия. Позднее никелевые и кадмиевые А. получили широкое распространение и применяются гл. обр. в радиоустановках.
В пашей стране аккумуляторная промышленность начала развиваться лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Работы советских конструкторов направлены па создание наиболее совершенных типов А. для аккумуляторных батарей силового назначения (центр, электрич. станции, морской флот и др.), для различных видов транспорта, связи и небольшие переносных А. для осветительных целей (аккумуляторов рудничных и др.). Советские учёные ввесли свой вклад н науку об А., выяснив ряд важных вопросов протекания процессов в А. В результате этих работ электрические характеристики советских А. значительно улучшены, и отечественные А. (в частности железо-никелевые) по эксплоатационным качествам превосходят иностранные. Производство А. в СССР быстро развивается на крупных специализированных предприятиях, оснащённых передовой техникой, с механизированными процессами и поточными методами обработки и сборки деталей.