Акмеизм (франц. acmēisme, от греч. akmē — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии начала 20 в., сложившееся в условиях кризиса буржуазной культуры и выразившее декадентское умонастроение.
А. возник как реакция на символизм. Представители А., объединившиеся в группу «Цех поэтов» и выступавшие в журнале «Аполлон» (1909—17), возражали против ухода поэзии в «миры иные», в «непознаваемое», против многосмысленных и текучих поэтических образов. Декларируя предпочтение реальной, земной жизни и возвращение поэзии к стихии «естества», акмеисты, однако, воспринимали жизнь внесоциально и внеисторически. Человек выключался из сферы общественной практики. Акмеисты противопоставляли социальным конфликтам эстетское любование мелочами жизни, вещами (М. Кузмин), предметным миром, образами прошлой культуры и истории (О. Мандельштам, сборник «Камень», 1913), поэтизацию биологического начал бытия (М. Зенкевич, В. Нарбут). Апология «сильной личности» и «первобытных» чувств, присущая ранней поэзии Н. Гумилева, оставляла его в рамках антидемократического, индивидуалистического сознания.
В послереволюционные годы «Цех поэтов» как литературная школа прекратил своё существование. Творчество наиболее известных поэтов, причисляемых к А., — А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Гумилева, отчасти М. Кузмина — уже к середине 1910-х гг. вышло за рамки акмеистских деклараций и обрело индивидуальные судьбы.
Лит.: Блок А., «Без божества, без вдохновенья». Собр. соч., т. 6, М.—Л., 1962; [Манифесты акмеистов], «Аполлон», 1913, № 1; Кузмин М., О прекрасной ясности, там же, 1910, №1; Михайловский Б., Русская литература 20 в., М., 1939; Волков А., Очерки русской литературы конца 19 и начала 20 вв., М., 1955; Орлов В., На рубеже двух эпох, «Вопросы литературы», 1966, № 10; Жирмунский В., О творчестве Анны Ахматовой, «Новый мир», 1969, № 6; История русской поэзии, т. 2, Л., 1969.
АКМЕИЗМ — одна из реакционных декадентских литературных групп, сложившихся в русской буржуазно-дворянской литературе второго десятилетия 20 в. В состав группы входили: Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М. Кузьмин, А. Ахматова, С. Городецкий, Б. Садовской и др., объединявшиеся в кружке «Цех поэтов». Органом акмеистов был журнал «Аполлон» (1909—17). Нек-рые представители этого направления называли себя также «адамистами» (от имени библейского мифического Адама, «первого человека»), «кларнетами» (от латинского clarus — ясный). Салонная, безидейная поэзия акмеизма характеризовалась крайним индивидуализмом, эстетством, формализмом, проповедью «чистого искусства». Акмеисты «знать ничего не хотели о народе, о его нуждах и интересах, об общественной жизни» (Жданов, Доклад... о журналах «Звезда» и «Ленинград», 1946, стр. 12). А. безоговорочно защищал буржуазно-помещичий строй царской России.
Культ чувственности, извращённой эротики, гурманства, поэтизацию буржуазного паразитизма акмеисты выдавали за «жизнеутверждающее» искусство (отсюда претенциозное название группы от греческого «акме» — расцвет, высшая степень чего-либо). Звериный страх перед грядущей революцией определял упадочно-надрывные ноты в их поэзии, мотивы смерти, пессимизма, мистики. Литература А. полна тоски о невозвратном прошлом; акмеисты любовались «уходящей усадьбой», эпохами «заката культур» (французского дворянства 18 в., рококо, античной александрийской поэзии и т. д.). А. был проникнут растленным духом космополитизма и раболепия перед буржуазным Западом, пород всем иностранным.
В литературе А. отразились также агрессивные предвоенные настроения, активизация имнериали-стич. буржуазии. Гумилёв и нек-рые другие неприкрыто развивали монархические, антидемократические, ницшеанские идеи, взывали к «сильному человеку», новому варвару, прославляли «звериное» начало, поэтизировали колониальные захваты. В произведениях нек-рых акмеистов отразились националистич. взгляды в духе столыпинской великодержавной политики. Великую Октябрьскую социалистическую революцию акмеисты встретили враждебно. Как группировка А. распался в первый же период революции. Нек-рые бывшие акмеисты' оказались вне литературы, другие (напр. Ахматова), и в последующие годы оставаясь на прежних гнилых позициях, наносили вред советской литературе. А. А. Жданов в докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» исчерпывающе раскрыл реакционную, антинародную сущность А.
Акмеизм (от греч. άκμη — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора»), литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Становление А. тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись организаторы А. Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий.
Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как «akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «akme» — «острие».
Термин «А.» был предложен в 1912 Н. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
Название для литературного течения, по свидетельству А. Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «А.» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов.
Одарённый и честолюбивый организатор А. мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.
А. утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилёва (статья «Наследие символизма и акмеизм» 1913), С. М. Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии» 1913), О. Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опублик. в 1919), А. А. Ахматовой, М. А. Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой и других. Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911—1914, возобновилась в 1920—1922 гг.), примыкали к журналу «Аполлон». В 1912—1913 гг. издавали журнал «Гиперборей» (редактор М. Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов».
Как литературное направление А. просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914), но нельзя не учитывать его родовых связей с «Цехом поэтов», а также определяющего влияния на судьбы русской поэзии ХХ века.
Лит.: Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.