Акмеология (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение), раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.
Краткая история формирования А. в России:
1928 г. — Н. А. Рыбников предложил термин «А.», как науки «… о развитии зрелых людей».
середина XX века — Б. Г. Ананьев определил место А. в системе наук о человеке.
90-е гг. XX века под руководством А. А. Деркача и А. А. Бодалева создана первая кафедра А. и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
1992 г. — по инициативе д.пс.н. Н. В. Кузьминой, д.пс.н. А. А. Деркача и д.пс.н. А. М. Зимичева в Санкт-Петербурге создана и зарегистрирована научно-общественная организация «Академия акмеологических наук».
1995 г. — по инициативе д. пс. н. А. М. Зимичева учреждено первое высшее учебное заведение акмеологического профиля — Санкт-Петербургская акмеологическая академия, ныне —Санкт-Петербургский институт психологии и А.
Согласно паспорту специальности ВАК, А. относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук.
Направления А.:
Общие основы А. (А. А. Бодалев, Ю. А. Гагин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Г. И. Хозяинов).
Профессиональная А. (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, К. Е. Перепелкина), в рамках которой выделены следующие направления:
Педагогическая А. (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Н. Тарасова);
Военная А. (В. Г. Михайловский, Л. Г. Лаптев, В. Н. Новиков);
Социальная А. (А. И. Лященко, Г. П. Филиппова);
Школьная А. (В. Н. Максимова);
Медицинская А. (В. П. Андронов, А. Г. Васюк, С. Н. Толстов).
А. управления (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин и др.)
Креативная А. (Н. Ф. Вишнякова, А. А. Деркач, К. Е. Перепелкина).
Синергетическая А. (В. П. Бранский, С. Д. Пожарский).
А. образования (Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, Н. П. Фетискин и др.).
Коррекционная А. (В. Н. Тарасова).
Этнологическая А. (В. П. Бранский).
Новейшее состояние — синергетическая А. как синтез социальной синергетики и А.
Современный этап развития А. связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь А. с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению А. принципов, заимствованных из других областей научного знания.
В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают А. через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний — синергетическая А. как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации».
Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры — это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.
Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.
Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание — это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).
После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.
Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.
Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для негоценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности, к сожалению, это бывает далеко не всегда.
Таким образом, применение синергетического подхода в А. дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.
Организации:
Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии
Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности
Научные журналы:
Российский научно-практический журнал «Акмеология», издаваемый РАГС.
Журнал «Акмеология образования», издаваемый Костромским государственным университетом имени Н. А. Некрасова.
Лит.: Акмеология. Учебник под общ. ред. Деркача А.А. — Москва: РАГС, 2002. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб, 2001. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. — СПб: Политехника, 2003. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. — СПб., Коломна, Рязань, 2008. Образование в России: перспективы и реальность. Материалы научно-практической конференции. — СПб: СПбАА, 2001.