Центральный Дом Знаний - Акмеология

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 905

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Акмеология

Акмеология (от др.-гречακμήakme — вершина, др.-гречλόγοςlogos — учение), раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.   

Краткая история формирования А. в России:

  • 1928 г. — Н. А. Рыбников предложил термин «А.», как науки «… о развитии зрелых людей».

  • середина XX века — Б. Г. Ананьев определил место А. в системе наук о человеке.

  • 90-е гг. XX века под руководством А. А. Деркача и А. А. Бодалева создана первая кафедра А. и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

  • 1992 г. — по инициативе д.пс.н. Н. В. Кузьминой, д.пс.н. А. А. Деркача и д.пс.н. А. М. Зимичева в Санкт-Петербурге создана и зарегистрирована научно-общественная организация «Академия акмеологических наук».

  • 1995 г. — по инициативе д. пс. н. А. М. Зимичева учреждено первое высшее учебное заведение акмеологического профиля — Санкт-Петербургская акмеологическая академия, ныне —Санкт-Петербургский институт психологии и А.

Согласно паспорту специальности ВАК, А. относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук.

Направления А.:

  1. Общие основы А. (А. А. Бодалев, Ю. А. Гагин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Г. И. Хозяинов).

  2. Профессиональная А. (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, К. Е. Перепелкина), в рамках которой выделены следующие направления:

    • Педагогическая А. (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Н. Тарасова);

    • Военная А. (В. Г. Михайловский, Л. Г. Лаптев, В. Н. Новиков);

    • Социальная А. (А. И. Лященко, Г. П. Филиппова);

    • Школьная А. (В. Н. Максимова);

    • Медицинская А. (В. П. Андронов, А. Г. Васюк, С. Н. Толстов).

  3. А. управления (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин и др.)

  4. Креативная А. (Н. Ф. Вишнякова, А. А. Деркач, К. Е. Перепелкина).

  5. Синергетическая А. (В. П. Бранский, С. Д. Пожарский).

  6. А. образования (Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, Н. П. Фетискин и др.).

  7. Коррекционная А. (В. Н. Тарасова).

  8. Этнологическая А. (В. П. Бранский).

Новейшее состояние — синергетическая А. как синтез социальной синергетики и А.

Современный этап развития А. связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь А. с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению А. принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают А. через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний — синергетическая А. как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации».

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры — это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание — это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для негоценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности, к сожалению, это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в А. дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

Организации:

  • Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии

  • Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности

Научные журналы:

  • Российский научно-практический журнал «Акмеология», издаваемый РАГС.

  • Журнал «Акмеология образования», издаваемый Костромским государственным университетом имени Н. А. Некрасова.

Лит.: Акмеология. Учебник под общ. ред. Деркача А.А. — Москва: РАГС, 2002. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб, 2001. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология.  — СПб: Политехника, 2003. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. — СПб., Коломна, Рязань, 2008. Образование в России: перспективы и реальность. Материалы научно-практической конференции. — СПб: СПбАА, 2001.

Loading

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24