|
Конспект и презентация к уроку русского языка "Сопоставление имён существительных 1 и 3 склонения вКонспект и презентация к уроку русского языка "Сопоставление имён существительных 1 и 3 склонения в род. и дат. падежах"; 4 классЦели урока: 1. Закрепить знания уч-ся о родительном и дательном падежах имён существительных. 2. Развивать навык правильного написания окончаний имён существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах. 3. Формировать мотивацию к восхищению природой, к потребностям в прекрасном. 4. Воспитывать гуманное отношение к животным, желание им помочь. Оборудование: 1. Таблица со словарными словами. 2. Картинка с изображением лисы. 3. Картинка с изображением зайцев на окраине деревни зимой. Ход урока. I. Определение темы урока учащимися, создание проблемной ситуации. –Сегодня немного необычный урок. О каком времени года мы будем говорить? «Вьюга завывает, снег нам посылает. Холод всех встречает. Когда это бывает?» -Да, будем говорить о зиме. Вспомним и о братьях наших меньших- зверях, птицах, об их жизни зимой. Мы будем продолжать учиться писать часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении. О какой части слова я говорю? (Об окончании). II. Основная часть. 1. Чистописание. Выработка правильного соединения между буквами: Дв Длм Ди Де дв длм ди де - Какие звуки может обозначать буква «д»? -Прочитайте и объясните смысл пословицы: «Декабрь-шапка зимушк…-зимы». –В каком смысле употреблено существительное «шапка»? (В переносном) . –Найдите в пословице «ошибкоопасные» места. –Какое безударное окончание надо написать в существительном «зимушки»? Почему? -В каком слове букв больше, чем звуков? -Запишите пословицу. –Какие вы ещё знаете пословицы о зиме, о декабре? 2. Словарная работа. – Списать с таблицы слова, вставить пропущенные буквы.
с…рока л…сица п…суда в…рона за…ц меб…ль в…р…бей м…дведь …дежда -Как можно назвать одним словом слова 1(2) столбика? 3. Написание имён существительных в родительном и дательном падежах. –Как можно отличить родительный падеж от дательного? (По вопросам и предлогам). –Какие окончания имеют существительные 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах? Приведите примеры. 4. Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, определение падежей имён существительных. Знакомство детей с новым знаниями о происхождении некоторых слов. -Отгадайте загадку: «Хитра, красива и умна И летом и зимой она. Пушистый хвост, колючий взгляд, Из сказок смотрит на ребят». (Лиса). (Показываю картинку с изображением лисы). -В каком значении употреблено прилагательное «колючий» в словосочетании «колючий взгляд»? -Что вы можете рассказать о жизни лисы в зимнем лесу? - Чем она питается? -Как лисе удаётся обманывать охотников?(Заметает следы хвостом, путает их). –Можно ли охотиться на лис и на других животных? Почему? -А кто знает, почему лису назвали именно лисицей?
- А почему в сказках употребляется странное отчество «Патрикеевна»? Патрикей- старинное имя, которое происходит от латинского слова «патриций», т.е. аристократ, богатый, знатный человек. Так вот, давным – давно, лет 700 тому назад жил-был новгородский русский князь Патрикей Нарумтвович. Он увлекался охотой, но не всегда убивал животных. Были у него дома и живые лисы- они ему очень нравились. Князь так прославился своей изворотливостью и хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, называющим хитрецов. И хитрая умная лиса, как верная наследница хитрого князя, получила отчество Патрикеевна. - Запишем на доске и в тетрадях предложение о лисе и разберём предложение по членам и по частям речи. «Хитрой лисичке природа подарила пушистую шубку». - При написании каких слов надо быть особенно внимательными? Какое окончание написали в слове «лисичке»? Почему? (1 склонение, дательный падеж). - Разберите по составу слова «лисичке» и «подарила». - Назовите грамматическую основу предложения. - Какими частями речи выражены главные и второстепенные члены предложения? 5. Упражнение в определении падежей имён существительных. Работа с карточками. - Послушайте , как написала о зиме ученица одной из московских школ: «Наступила зима. Ребята нашего класса ходили в лес вместе с учительницей . Около пушистой ели увидели белку. А когда подошли к осине, мальчики заметили следы лося. Снег блестел, как зеркало . Хорошо в лесу.» - Чем понравилось сочинение? -О каких животных пишет ученица? - Найдите в тексте сравнение. - А вы бывали в зимнем лесу? - Я буду медленно читать текст, а вы будете показывать карточки с названиями падежей и с падежными окончаниями. ( Читаю текст, дети показывают карточки). - Как же определить безударные падежные окончания существительных? Физминутка. 6. Самостоятельная работа. - Списать , вставить пропущенные орфограммы, выделить окончания: «Подойди к б…рёз… и к с…сне- Уд…вишься белой бахром…. Ч…дной пряжей всё з…путала з…ма И от радост… завьюж…ла она». 7. Упражнение в определении склонений имён существительных. - Отгадайте загадки и определите, к какому склонению относятся существительные-отгадки: «Без рук, без ног, а на окнах рисует». (Мороз). «На чём Емеля из сказки к царю явился?» ( На печи). «К вечеру подул сильный ветер, пошёл снег, завыла …» (Вьюга). - По какому смысловому признаку можно объединить слова «мороз, печь, вьюга»? (По значению , связаны с зимой). - Определите, к какому склонению относятся отгадки? - Просклоняем эти существительные . (Работа в тетрадях и у доски). - Какие окончания в родительном и дательном падежах? 8. Грамматическая задача. « Коле Петрову в день рождения подарили два подарка- от мамы и от друга Коли». -Определите где чей подарок? « Подарок Коле.» «Подарок Коли.» - Что надо определить чтобы правильно решить эту грамматическую задачу?: 9. Работа по развитию речи. (Показываю картину с изображением зайцев на окраине деревни, около зимнего леса). - Что вы видите на картине? - Какое изображено время года? Суток? - Почему зайчики близко подошли к жилью людей? - Чем зимой питаются зайцы? - Как можно помочь этим животным? Запись под диктовку: «К окраине деревни прискакали ночью зайчики. Голодно зимой, мало пищи в лесу». - Найдите существительные в родительном и дательном падежах. - Какие написали окончания? Почему? III. Итог урока. - О чём говорили на уроке? - Как различить родительный и дательный падежи имён существительных? - Какие надо писать окончания? Сообщение оценок за урок . Домашнее задание. |
Loading
|