
Цели урока:
1. Закрепить знания уч-ся о родительном и дательном падежах имён существительных. 2. Развивать навык правильного написания окончаний имён существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах. 3. Формировать мотивацию к восхищению природой, к потребностям в прекрасном. 4. Воспитывать гуманное отношение к животным, желание им помочь.
Оборудование: 1. Таблица со словарными словами. 2. Картинка с изображением лисы. 3. Картинка с изображением зайцев на окраине деревни зимой.
Ход урока.
I. Определение темы урока учащимися, создание проблемной ситуации. –Сегодня немного необычный урок. О каком времени года мы будем говорить? «Вьюга завывает, снег нам посылает. Холод всех встречает. Когда это бывает?»
-Да, будем говорить о зиме. Вспомним и о братьях наших меньших- зверях, птицах, об их жизни зимой. Мы будем продолжать учиться писать часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении. О какой части слова я говорю? (Об окончании).
II. Основная часть. 1. Чистописание. Выработка правильного соединения между буквами: Дв Длм Ди Де дв длм ди де - Какие звуки может обозначать буква «д»? -Прочитайте и объясните смысл пословицы:
«Декабрь-шапка зимушк…-зимы». –В каком смысле употреблено существительное «шапка»? (В переносном) . –Найдите в пословице «ошибкоопасные» места. –Какое безударное окончание надо написать в существительном «зимушки»? Почему? -В каком слове букв больше, чем звуков? -Запишите пословицу. –Какие вы ещё знаете пословицы о зиме, о декабре?
2. Словарная работа. – Списать с таблицы слова, вставить пропущенные буквы.
с…рока л…сица п…суда
в…рона за…ц меб…ль
в…р…бей м…дведь …дежда
-Как можно назвать одним словом слова 1(2) столбика?
3. Написание имён существительных в родительном и дательном падежах. –Как можно отличить родительный падеж от дательного? (По вопросам и предлогам). –Какие окончания имеют существительные 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах? Приведите примеры.
4. Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, определение падежей имён существительных.
Знакомство детей с новым знаниями о происхождении некоторых слов.
-Отгадайте загадку:
«Хитра, красива и умна
И летом и зимой она.
Пушистый хвост, колючий взгляд,
Из сказок смотрит на ребят».
(Лиса).
(Показываю картинку с изображением лисы).
-В каком значении употреблено прилагательное «колючий» в словосочетании «колючий взгляд»? -Что вы можете рассказать о жизни лисы в зимнем лесу? - Чем она питается? -Как лисе удаётся обманывать охотников?(Заметает следы хвостом, путает их). –Можно ли охотиться на лис и на других животных? Почему? -А кто знает, почему лису назвали именно лисицей?
|
Лиса-хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Слово «лиса» образовано от корня лис-. До сих пор в России кое-где бытует выражение «лисый»- желтоватый, и «залисеть»-пожелтеть. Эти выражения встречаются редко, в некоторых областях средней полосы России. Значит, лисицей зверя прозвали за жёлтую шерсть. |
- А почему в сказках употребляется странное отчество «Патрикеевна»?
Патрикей- старинное имя, которое
происходит от латинского слова «патриций»,
т.е. аристократ, богатый, знатный человек.
Так вот, давным – давно, лет 700 тому назад
жил-был новгородский русский князь Патрикей
Нарумтвович. Он увлекался охотой, но не всегда
убивал животных. Были у него дома и живые лисы- они ему очень нравились. Князь так прославился
своей изворотливостью и хитростью, что имя
Патрикей стало нарицательным, называющим
хитрецов. И хитрая умная лиса, как верная
наследница хитрого князя, получила отчество
Патрикеевна.
- Запишем на доске и в тетрадях предложение о лисе и разберём предложение по членам и по частям речи.
«Хитрой лисичке природа подарила пушистую шубку».
- При написании каких слов надо быть особенно внимательными? Какое окончание написали в слове «лисичке»? Почему? (1 склонение, дательный падеж).
- Разберите по составу слова «лисичке» и «подарила».
- Назовите грамматическую основу предложения.
- Какими частями речи выражены главные и второстепенные члены предложения?
5. Упражнение в определении падежей имён существительных. Работа с карточками.
- Послушайте , как написала о зиме ученица одной из московских школ:
«Наступила зима. Ребята нашего класса ходили в лес вместе с учительницей . Около пушистой ели увидели белку. А когда подошли к осине, мальчики заметили следы лося. Снег блестел, как зеркало . Хорошо в лесу.»
- Чем понравилось сочинение?
-О каких животных пишет ученица?
- Найдите в тексте сравнение.
- А вы бывали в зимнем лесу?
- Я буду медленно читать текст, а вы будете показывать карточки с названиями падежей и с падежными окончаниями.
( Читаю текст, дети показывают карточки).
- Как же определить безударные падежные окончания существительных?
Физминутка.
6. Самостоятельная работа.
- Списать , вставить пропущенные орфограммы, выделить окончания:
«Подойди к б…рёз… и к с…сне-
Уд…вишься белой бахром….
Ч…дной пряжей всё з…путала з…ма
И от радост… завьюж…ла она».
7. Упражнение в определении склонений имён существительных.
- Отгадайте загадки и определите, к какому склонению относятся существительные-отгадки:
«Без рук, без ног, а на окнах рисует».
(Мороз).
«На чём Емеля из сказки к царю явился?»
( На печи).
«К вечеру подул сильный ветер, пошёл снег, завыла …»
(Вьюга).
- По какому смысловому признаку можно объединить слова
«мороз, печь, вьюга»?
(По значению , связаны с зимой).
- Определите, к какому склонению относятся отгадки?
- Просклоняем эти существительные .
(Работа в тетрадях и у доски).
- Какие окончания в родительном и дательном падежах?
8. Грамматическая задача.
« Коле Петрову в день рождения подарили два подарка- от мамы и от друга Коли».
-Определите где чей подарок?
« Подарок Коле.» «Подарок Коли.»
- Что надо определить чтобы правильно решить эту грамматическую задачу?:
9. Работа по развитию речи.
(Показываю картину с изображением зайцев на окраине деревни, около зимнего леса).
- Что вы видите на картине?
- Какое изображено время года? Суток?
- Почему зайчики близко подошли к жилью людей?
- Чем зимой питаются зайцы?
- Как можно помочь этим животным?
Запись под диктовку:
«К окраине деревни прискакали ночью зайчики. Голодно зимой, мало пищи в лесу».
- Найдите существительные в родительном и дательном падежах.
- Какие написали окончания? Почему?
III. Итог урока.
- О чём говорили на уроке?
- Как различить родительный и дательный падежи имён существительных?
- Какие надо писать окончания?
Сообщение оценок за урок .
Домашнее задание.