Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку русского языка "Сопоставление имён существительных 1 и 3 склонения в

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сопоставление имён существительных 1 и 3 склонения в

Конспект и презентация к уроку русского языка "Сопоставление имён существительных 1 и 3 склонения в род. и дат. падежах"; 4 класс

Цели урока:

1. Закрепить знания уч-ся о родительном и дательном падежах имён существительных. 2. Развивать навык правильного написания окончаний имён существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах. 3. Формировать мотивацию к восхищению природой, к потребностям в прекрасном. 4. Воспитывать гуманное отношение к животным, желание им помочь.

Оборудование: 1. Таблица со словарными словами. 2. Картинка с изображением лисы. 3. Картинка с изображением зайцев на окраине деревни зимой.

Ход урока.

I. Определение темы урока учащимися, создание проблемной ситуации. –Сегодня немного необычный урок. О каком времени года мы будем говорить? «Вьюга завывает, снег нам посылает. Холод всех встречает. Когда это бывает?»

-Да, будем говорить о зиме. Вспомним и о братьях наших меньших- зверях, птицах, об их жизни зимой. Мы будем продолжать учиться писать часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении. О какой части слова я говорю? (Об окончании).

II. Основная часть. 1. Чистописание. Выработка правильного соединения между буквами: Дв Длм Ди Де дв длм ди де - Какие звуки может обозначать буква «д»? -Прочитайте и объясните смысл пословицы:

«Декабрь-шапка зимушк…-зимы». –В каком смысле употреблено существительное «шапка»? (В переносном) . –Найдите в пословице «ошибкоопасные» места. –Какое безударное окончание надо написать в существительном «зимушки»? Почему? -В каком слове букв больше, чем звуков? -Запишите пословицу. –Какие вы ещё знаете пословицы о зиме, о декабре?

2. Словарная работа. – Списать с таблицы слова, вставить пропущенные буквы.

с…рока л…сица п…суда

в…рона за…ц меб…ль

в…р…бей м…дведь …дежда

-Как можно назвать одним словом слова 1(2) столбика?

3. Написание имён существительных в родительном и дательном падежах. –Как можно отличить родительный падеж от дательного? (По вопросам и предлогам). –Какие окончания имеют существительные 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах? Приведите примеры.

4. Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, определение падежей имён существительных.

Знакомство детей с новым знаниями о происхождении некоторых слов.

-Отгадайте загадку:

«Хитра, красива и умна

И летом и зимой она.

Пушистый хвост, колючий взгляд,

Из сказок смотрит на ребят».

(Лиса).

(Показываю картинку с изображением лисы).

-В каком значении употреблено прилагательное «колючий» в словосочетании «колючий взгляд»? -Что вы можете рассказать о жизни лисы в зимнем лесу? - Чем она питается? -Как лисе удаётся обманывать охотников?(Заметает следы хвостом, путает их). –Можно ли охотиться на лис и на других животных? Почему? -А кто знает, почему лису назвали именно лисицей?


Лиса-хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Слово «лиса» образовано от корня лис-. До сих пор в России кое-где бытует выражение «лисый»- желтоватый, и «залисеть»-пожелтеть. Эти выражения встречаются редко, в некоторых областях средней полосы России. Значит, лисицей зверя прозвали за жёлтую шерсть.

- А почему в сказках употребляется странное отчество «Патрикеевна»?

Патрикей- старинное имя, которое

происходит от латинского слова «патриций»,

т.е. аристократ, богатый, знатный человек.

Так вот, давным – давно, лет 700 тому назад

жил-был новгородский русский князь Патрикей

Нарумтвович. Он увлекался охотой, но не всегда

убивал животных. Были у него дома и живые лисы- они ему очень нравились. Князь так прославился

своей изворотливостью и хитростью, что имя

Патрикей стало нарицательным, называющим

хитрецов. И хитрая умная лиса, как верная

наследница хитрого князя, получила отчество

Патрикеевна.

- Запишем на доске и в тетрадях предложение о лисе и разберём предложение по членам и по частям речи.

«Хитрой лисичке природа подарила пушистую шубку».

- При написании каких слов надо быть особенно внимательными? Какое окончание написали в слове «лисичке»? Почему? (1 склонение, дательный падеж).

- Разберите по составу слова «лисичке» и «подарила».

- Назовите грамматическую основу предложения.

- Какими частями речи выражены главные и второстепенные члены предложения?

5. Упражнение в определении падежей имён существительных. Работа с карточками.

- Послушайте , как написала о зиме ученица одной из московских школ:

«Наступила зима. Ребята нашего класса ходили в лес вместе с учительницей . Около пушистой ели увидели белку. А когда подошли к осине, мальчики заметили следы лося. Снег блестел, как зеркало . Хорошо в лесу.»

- Чем понравилось сочинение?

-О каких животных пишет ученица?

- Найдите в тексте сравнение.

- А вы бывали в зимнем лесу?

- Я буду медленно читать текст, а вы будете показывать карточки с названиями падежей и с падежными окончаниями.

( Читаю текст, дети показывают карточки).

- Как же определить безударные падежные окончания существительных?

Физминутка.

6. Самостоятельная работа.

- Списать , вставить пропущенные орфограммы, выделить окончания:

«Подойди к б…рёз… и к с…сне-

Уд…вишься белой бахром….

Ч…дной пряжей всё з…путала з…ма

И от радост… завьюж…ла она».

7. Упражнение в определении склонений имён существительных.

- Отгадайте загадки и определите, к какому склонению относятся существительные-отгадки:

«Без рук, без ног, а на окнах рисует».

(Мороз).

«На чём Емеля из сказки к царю явился?»

( На печи).

«К вечеру подул сильный ветер, пошёл снег, завыла …»

(Вьюга).

- По какому смысловому признаку можно объединить слова

«мороз, печь, вьюга»?

(По значению , связаны с зимой).

- Определите, к какому склонению относятся отгадки?

- Просклоняем эти существительные .

(Работа в тетрадях и у доски).

- Какие окончания в родительном и дательном падежах?

8. Грамматическая задача.

« Коле Петрову в день рождения подарили два подарка- от мамы и от друга Коли».

-Определите где чей подарок?

« Подарок Коле.» «Подарок Коли.»

- Что надо определить чтобы правильно решить эту грамматическую задачу?:

9. Работа по развитию речи.

(Показываю картину с изображением зайцев на окраине деревни, около зимнего леса).

- Что вы видите на картине?

- Какое изображено время года? Суток?

- Почему зайчики близко подошли к жилью людей?

- Чем зимой питаются зайцы?

- Как можно помочь этим животным?

Запись под диктовку:

«К окраине деревни прискакали ночью зайчики. Голодно зимой, мало пищи в лесу».

- Найдите существительные в родительном и дательном падежах.

- Какие написали окончания? Почему?

III. Итог урока.

- О чём говорили на уроке?

- Как различить родительный и дательный падежи имён существительных?

- Какие надо писать окончания?

Сообщение оценок за урок .

Домашнее задание.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24