Акоста Уриэль (Uriel Acosta; настоящее имя Гавриэль Коста; 1585, Опорто, Португалия, — 1640, Амстердам), голландский философ, предшественник Баруха Спинозы.
Родился в семье марранов, некогда принявших католицизм во избежание изгнания евреев из Португалии; его отец был священником. В 1617 году семья А. решила вернуться в иудаизм и вскоре бежала в Амстердам, где уже существовала крупная община португальских евреев. В Амстердаме вся семья открыто объявила себя евреями и А. сменил первоначальное имя Гавриэль на Уриэль. Однако представления об иудаизме, выработавшиеся у А. на основании чтения Библии, существенно отличались от реально существовавшего иудаизма его времени.
В 1624 году он выпустил книгу «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом». За эту книгу раввин сефардской общины Амстердама подверг А. херему, а светские власти — аресту и штрафу. Книга была сожжена. В 1633 году, не выдержав одиночества, А. стал искать примирения с еврейской общиной. Отлучение было снято, но А. не изменил своих взглядов.
За еретические взгляды и несоблюдение еврейских религиозных законов А. был вскоре снова подвергнут херему. В 1640 году и это отлучение было снято после того, как А. публично отрёкся от своих взглядов, и его, как кающегося еретика, подвергли традиционным 39 ударам плетью, и все прихожане переступили через него (то есть символически попирали его ногами) при выходе из синагоги. Дух А. был сломлен и вскоре он покончил с собой.
В книге «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом», в которой утверждал, что сложной обрядностью и сухим формализмом раввины исказили Учение Моисея, и что доктрина о бессмертии и загробной жизни не вытекает из Библии.
Все существующие религии рассматривались им как изобретённые самими людьми. Не отрицая существования Бога, А., тем не менее, отказался от всякой обрядности и стал усматривать высшую санкцию этических принципов в законах человеческой природы, в свободной от обрядности деистической «естественной религии».
А. обычно рассматривается как первый еврейский вольнодумец Нового времени, предшественник и вдохновитель Баруха Спинозы.
Образ А. использован в ряде художественных произведений.
Трагедия «Уриэль Акоста» (1847) немецкого писателя К. Ф. Гуцкова, изобиловавшая отступлениями от исторической правды как в передаче фактов, так и в обрисовке личности Акосты, тем не менее надолго оказалась основным источником представлений об Акосте среди широкой публики и оказала влияние на ряд последующих произведений. Особенно большой успех эта трагедия имела в переработке на идиш на еврейской сцене в Восточной Европе и в Северной Америке в конце XIX — начале XX веков.
По мотивам трагедии Гуцкова первая в России женщина-композитор Валентина Семёновна Серова написала одноимённую оперу, которая считается одним из лучших её произведений (первая постановка — 1885).
В конце XIX века был опубликован интересный очерк об А. И. Зангвилла (в книге «Мечтатели гетто», 1898).
В 1935-38 гг. на иврите вышла трёхтомная биография А. И. Тверского.
Акоста (Acosta), правильнее да Коста (da Costa) Уриель (Габриель) (около 1585 — апрель 1640), мыслитель-вольнодумец. Родился в Португалии в еврейской семье, принявшей католичество; в 1614 бежал в Амстердам, где перешёл в иудаизм. В ряде сочинений выступил с критикой истолкования раввинами вероучения Моисея и отрицанием бессмертия души. В духе деизма противопоставлял существующим «ложным» религиям «естественную» религию, в основе которой лежит разум и любовь к ближнему. Был дважды отлучен от синагоги и, не вынеся унижений, покончил жизнь самоубийством. Идеи и судьба А. оказали влияние на формирование мировоззрения Спинозы.
Соч.: Die Schriften..., Arnst. — Hdlb. — L., 1922; О смертности души человеческой и др. произв., вступит, ст. И. К. Луппола, М., 1958 (имеется библ.).
Лит.: Беленький М. С., Трагедия У. Акосты, М., 1968.
АКОСТА, или Дакоста, Урияль д' (около 1590—1647) — голландский философ, еврей по национальности. Родился в Португалии, бежал от преследований инквизиции в Амстердам. Прогрессивные воззрения А. сложились в атмосфера голландской буржуазной революции и борьбы Нидерландов против Испании за национальную независимость. В книге «Исследование традиций фарисеев...» А. доказывал, что догматы равшшов противоречат Библии. За свои взгляды он был отлучён от еврейской религиозной общины. В 1623 А', выступил с антирелигиозным трактатом против бессмертия души и загробной жизни. Не выдержав усилившихся' гонений и преследований как со стороны раввинов, так и со стороны голландских властей, А. просил о снятии наложенного синагогой отлучения. После унизительной церемонии, связанной со снятием отлучения, А. покончил жизнь самоубийством. Трагическая судьба А. н ого борьба против религиозного мракобесия послужили темой ряда литературных произведений, в т. ч. трагедии Тучкова «Уриэль Акоста» (1847, ость рус. пер.). На русском яз. в 1934 изданы переводы трактата А. «О смертности души» и ого автобиография «Пример человеческой жизни».