Оглавление
Введение.........................................................................................9
Понятие «арт-терапия».................................................................9
Что такое арт-терапевтический подход...................................11
Глава первая. Теоретические основы арт-терапии . 15 Основные понятия арт-терапии...............................................15
Коррекционные возможности арт-терапии........................16
Формы арт-терапии.............................................................17
Значение символов и образов в арт-терапии...........................18
Системное описание арт-терапевтического
процесса.......................................................................................23
Структурные и функциональные
характеристики психотерапевтических
отношений.............................................................................23
Подготовительный этап......................................................25
Этап формирования системы
психотерапевтических отношений
и начала творческой деятельности клиента....................29
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности клиента 31
Завершающий этап................................................................35
Организация арт-терапевтической деятельности — 39
Оснащение арт-терапевтического кабинета......................39
Кабинет-студия....................................................................39
Арт-терапевтический кабинет
для индивидуальной работы................................................41
Арт-терапевтический кабинет для групповой
интерактивной работы.......................................................42
Арт-терапевтическое отделение и кабинет
универсального назначения....................................................43
Дополнительные помещения................................................44
Оснащение арт-терапевтического процесса.....................44
Способы регистрации и оценки
арт-терапевтической работы................................................45
Ведение текущей документации..........................................45
Правила хранения изобразительной продукции_47
Методы оценки эффективности арт-терапии..................47
Арт-техники в индивидуальной и групповой работе 52
Индивидуальная форма арт-терапии..................................52
Этапы работы.......................................................................52
Особенности индивидуальной арт-терапии.......................54
Групповая форма арт-терапии.............................................57
Возможности групповой арт-терапии...............................57
Отличия групповой арт-терапии
от индивидуальной................................................................ 57
Структура групповой
арт-терапевтической сессии...............................................58
Варианты практических упражнений
для работы в парах................................................................58
Глава вторая. ИЗОТЕРАПИЯ...................................................60
Общие представления об изотерапии.......................................60
Материалы для художественного творчества....................62
Психологическое влияние
художественных материалов ............................................... 70
Значение цвета в изотерапии............................................... 72
Особенности восприятия продуктов
творчества клиентов в изотерапии ..................................... 75
Основные этапы изотерапии...............................................78
Этап 1. Свободная активность
перед собственно творческим процессом ........................... 78
Этап 2. Процесс творческой деятельности....................... 79
Этап 3. Дистанцирование.................................................... 79
Этап 4. Процедура «Что ты видишь?» .............................80
Проективный рисунок...............................................................81
Техника медитативного рисунка — мандала..........................85
Создание цветового круга....................................................87
Создание гармонизирующей мандалы...............................89
Символическое толкование цвета
в мандалотерапии.................................................................90
Ахроматичные цвета............................................................90
Хроматичные цвета.............................................................91
Особенности изотерапии с детьми............................................93
Основные этапы изотерапии ............................................... 94
Методика изотерапевтической работы с детьми.. 94
Глава третья. СКАЗКОТЕРАПИЯ..........................................100
Общие представления о сказкотерапии .................................. 100
Схема психологического анализа сказок ..........................102
Энергоинформационное поле сказки................................... 102
Основная тема сказки ......................................................... 103
Сюжет сказки......................................................................104
Линия главного героя............................................................105
Символическое поле сказки.................................................105
Разновидности сказок ......................................................... 107
Этапы сказкотерапии ......................................................... 110
Возможности работы со сказкой ...................................... 111
Особенности сказкотерапии с детьми ..................................... 111
Глава четвертая. МУЗЫКОТЕРАПИЯ..................................115
Общие представления о музыкальной терапии .................... 115
История возникновения музыкальной терапии .................... 116
Механизмы воздействия музыки на человека ....................... 117
Кабинет для музыкотерапии .............................................. 117
Музыка и телесные реакции .............................................. 118
Психокоррекционные механизмы
музыкальной терапии......................................................... 123
Применение музыкальной терапии в индивидуальной и групповой работе
с клиентами................................................................................126
Индивидуальная музыкальная терапия........................... 126
Групповая музыкальная терапия ..................................... 127
Музыкальная терапия с детьми .............................................. 128
Глава пятая. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ...........................134
История возникновения танцевальной терапии ....................134
Основные принципы и задачи
танцевальной терапии...............................................................141
Виды, техники и этапы танцевальной терапии......................143
Глава шестая. ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ......................................148
Общие представления об игровой терапии .............................148
Игровая терапия с детьми ........................................................149
Организация пространства кабинета
игровой терапии...................................................................151
Основные направления игровой терапии.........................152
Песочная терапия ......................................................................158
История возникновения песочной терапии ......................159
Основные цели, задачи и возможности
песочной терапии.................................................................160
Оснащение кабинета песочной терапии ............................162
Условия применения, этапы и стадии ..............................163
Проведение анализа песочницы.........................................167
Ключевые характеристики песочных картин...................168
Виды содержаний песочных картин..................................171
Фигурки песочной картины.................................................175
Символизм ландшафта песочной картины .......................176
Семейная песочная терапия ............................................... 180
Песочная терапия с детьми.................................................181
Глава седьмая. ФОТОТЕРАПИЯ............................................184
Общие представления о фототерапии.....................................184
Фототерапия (слайд-терапия) с детьми...................................190
Глава восьмая. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
В АРТ-ТЕРАПИИ......................................................................192
Техника направленной визуализации.....................................192
Этапы техники направленной визуализации...................192
Изобразительная работа в сочетании с поэзией ..................... 198
Изобразительная работа в сочетании
с музыкой и звуками.................................................................203
Изобразительная работа в сочетании с драмой......................204
Изобразительная работа в сочетании
с движением и танцем...............................................................206
Глава девятая. ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.......................................................207
Арт-терапевтическая работа с пожилыми
людьми.......................................................................................207
Особенности проведения арт-терапии
с пожилыми людьми...........................................................209
Индивидуальная арт-терапия с пожилыми
людьми ................................................................................. 210
Групповая арт-терапия с пожилыми людьми .....211
Подготовительный этап .................................................... 211
Этап формирования отношений ....................................... 212
Этап укрепления и развития
психотерапевтических отношений...................................212
Арт-терапия с престарелыми людьми, страдающими выраженными
расстройствами памяти ...................................................... 212
Танцевальная терапия с престарелыми
людьми (опыт работы)........................................................ 213
Арт-терапевтическая работа
с психиатрическими пациентами............................................215
Арт-терапия в работе с правонарушителями.........................219
Изотерапия с правонарушителями.................................... 220
Арт-терапия в работе с бездомными........................................222
Экспрессивно-творческие методики арт-терапевтической работы с жертвами насилия ..224
Технологии работы с детьми,
пострадавшими от внутрисемейного насилия..... 224
Изотерапия..........................................................................224
Игровая терапия с детьми .................................................. 228
Арт-терапевтическая методика работы с женщинами, пострадавшими от насилия: методика «Прорыв за один день»,
«Создание метафоры будущего»........................................230
Арт-терапия в работе с детьми
и подростками в условиях школы...........................................236
Подготовка к проведению занятий....................................237
Формирование групп и групповая работа ........................ 238
Формы регистрации и обратной связи
при арт-терапевтической работе........................................ 240
Основные принципы арт-терапевтических
упражнений .......................................................................... 242
Арт-терапия в работе с семьями «группы риска» ...245 Интегративная арт-терапия в работе
с детско-родительскими группами .................................... 245
Песочная терапия в работе с семьями ............................... 246
Арт-терапевтические упражнения
в работе с семьей.................................................................. 250
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................252
Приложение I. Анкета «Обратная связь»................................252
Приложение II. Интерпретация цвета.....................................253
Приложение ГЛ. Разновидности сказок...................................268
Приложение IV. Творческая продукция клиентов.295 Приложение V. Программа арт-терапевтических занятий с семьями «группы риска»:
примерная тематика занятий...................................................297
Приложение VI. Значение простых символов........................312
Приложение VII. Символика детских рисунков.....................317
Глоссарий ...................................................................................325
Список литературы...................................................................328