
Урок - путешествие
ПО ТЕМЕ: Наибольший общий делитель
Цели:
Образовательные: отработка умений систематизировать, обобщать знания о делимости чисел, признаков делимости, нахождении НОД с помощью разложения числа на простые множители;
Развивающие: развитие вычислительных навыков, навыков деления натуральных чисел, развитие памяти, логического мышления и сознательного восприятия учебного материала.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения; самостоятельности
Структура урока:
Орг.момент
Разминка (Поляна ребусов)
Решение практических заданий (Путешествие)
А) Сказочная поляна
Б) Поляна «Смекалкина»
В) Поляна «Знайкина»
Физкультминутка
Самостоятельная работа (в тетрадях)
Подведение итогов
Ход урока:
1.Орг.момент
Сегодняшний наш урок будет необычным. Мы с Вами совершим увлекательное путешествие в далекую, но удивительную страну: «Делимости чисел». Кто живет в этой стране? Вы, наверное, догадались: множество натуральных чисел, признаки делимости. А правит этой страной король НОД. Но чтобы попасть в эту страну Вам придется потрудиться, преодолеть трудности, которые будут на Вашем пути.
2. Разминка
И так, в путь!
Слайд 2. ПОЛЯНА РЕБУСОВ
Мы с Вами попали на поляну ребусов
(За каждый правильный ответ вы получите жетон)
|
5)
|
|
|
|
|
|
3. Решение практических заданий
Слайд 3. СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНА
Вы любите сказки?
Тогда мы побываем в гостях у сказки «Курочка – Ряба»
1)Жили – были дед и баба. Была у них курочка – Ряба. Курочка несет каждое второе яичко простое, а каждое третье золотое. Может ли такое быть?
(Нет, так как шестое яичко будет и вторым и третьим.)
2)Маленькая коробочка вмещает шесть яиц, а большая – десять яиц. Найдите наименьшее число яиц, которое может быть разложено как в маленькие коробки, так и в большие? (30 яиц, так как 30 – наименьшее общее кратное чисел 6 и 10).
Слайд 4. ПОЛЯНА «СМЕКАЛКИНА»
- Ребята, мы сегодня побывали в гостях у сказки, помогли её героям справиться с некоторыми трудностями. И вот мы попали на поляну «Смекалкина»
Прочитайте вслух и скажите верно, или не верно утверждение.
1) Если число а делится на число в, значит, а кратно в.
2) Если число а делится на число в, значит, в – делитель а
3) 8 кратно 32
4)Число 36 является наименьшим общим кратным чисел 12 и 36
5) Числа 22, 44, 66, 88 кратны 11
6) НОД(8;16;32) = 32
7) НОК(8;16;32) = 32
8) Число 18 кратно 6, значит НОД(18;6) = 18
9) Если два числа взаимно простые, то их наименьшее общее кратное равно произведению данных чисел
ПОЛЯНА «ЗНАЙКИНА». Слайд 5.
Ну что ж, молодцы!, а сейчас мы узнаем справитесь ли вы с заданиями Знайки
З а к о н ч и ф р а з у:
Если число делится на 3, то …
Если сумма цифр числа делится на 9, то..
Если число делится на 3, то на 9 оно …
Натуральное число не делится на 2, если..
На 10 делятся числа, …
Натуральное число делится на 2, 5 и 10, если …
Число 24 681 на 3 …, так как сумма его цифр равна … и на 3 …
Число … кратно любому натуральному числу
Делителем любого натурального числа является…
ТОРОПИСЬ, НЕ ОШИБИСЬ
Блиц опрос - Тесты
Отметь знаком «+» правильные утверждения и знаком «-» ошибочные
1 вариант
1. У составных чисел больше двух делителей |
|
2. 1 является простым числом |
|
3. У всех составных чисел по два делителя |
|
4. Наименьшим простым числом является 2 |
|
5. Наименьшим двузначным простым числом является 11 |
|
6. Множество простых чисел бесконечно |
|
7. Среди простых чисел только одно четное |
|
8. Все четные числа делятся на 10 |
|
9. Если число делится на 5 и на 2, то оно делится на 10 |
|
10. Сумма двух четных чисел является нечетным числом |
|
11. Если число делится на 3, то оно всегда делится и на 9 |
|
12. Если число оканчивается цифрой 9, то оно всегда кратно 9 |
|
2 вариант
1. 1 является простым число |
|
2. У простого числа только два делителя: 1 и само число |
|
3. Наименьшим простым числом является 2 |
|
4. У составных чисел больше двух делителей |
|
5. Наименьшим двузначным простым числом является 10 |
|
6. Все простые числа нечетные |
|
7. Все четные числа делятся на 2 |
|
8. Все нечетные числа делятся на 5 |
|
9. Сумма двух четных чисел является четным числом |
|
10. Если число оканчивается цифрой 3, то оно всегда делится на 3 |
|
11. Если число делится на 9, то оно всегда делится и на 3 |
|
12. Если число кратно 3, то сумма цифр может быть равна 34 |
|
Слайд 6. Правильные ответы
1 вариант 1 |
+ |
|
2 вариант 1 |
- |
2 |
- |
2 |
+ |
|
3 |
- |
3 |
+ |
|
4 |
+ |
4 |
+ |
|
5 |
+ |
5 |
- |
|
6 |
+ |
6 |
- |
|
7 |
+ |
7 |
+ |
|
8 |
- |
8 |
- |
|
9 |
+ |
9 |
+ |
|
10 |
- |
10 |
- |
|
11 |
- |
11 |
+ |
|
12 |
- |
12 |
- |
4. Физкультминутка
Слайд 7. Спортивная поляна
Вы ребята, все устали
Много думали, считали
Отдохнуть уже пора
Следующая остановка «Спортивная поляна»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Считаем до 20, вместо чисел кратных 3, хлопаем в ладоши
Руки вверх – если четные числа, руки в сторону – если нечетные числа
5. Самостоятельная работа
Слайд 8. Работа в тетрадях
НОД(11; 7)
|
НОК(11; 7)
|
НОД(36; 18) |
НОК(36; 18) |
НОД(28; 35) НОД(27; 36) НОД(35; 42) НОД(18; 24) и т. д.
|
НОК(6; 4) НОК(8; 12) НОК(14; 21) НОК(6; 8; 3) НОК(9; 12; 4) и т. д. |
И так, ребята! Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что оно было интересным и увлекательным.
И в заключении мне хочется зачитать отрывок из книги Фраемарка
«Задача пришла с картины».
В бесконечном множестве натуральных чисел, так же как среди звезд Вселенной, выделяются отдельные числа и целые их «созвездия» удивительной красоты, числа с необыкновенными свойствами и своеобразной, только им присущей гармонией. Надо только уметь увидеть эти числа, заметить их свойства. Всмотритесь в натуральный ряд чисел – и вы найдете в нем много удивительного и диковинного, забавного и серьезного, неожиданного и курьезного. Видит тот, кто смотрит. Ведь люди и в летнюю звездную ночь не заметят… сияние Полярной звезды, если не направят свой взор в безоблачную высь.
6.Итог урока: множество натуральных чисел можно сравнить со звездами на небе.
Как и среди звезд есть яркие звезды, так и среди чисел есть яркие числа. Они отличаются от других своей необычностью (совершенные числа, числа – близнецы). Как среди звезд есть созвездия, так и среди чисел есть группы чисел, которые обладают определенными особенностями и свойствами (простые и составные, четные и нечетные). Нужно научиться их видеть.
Подведение итогов: оценки наиболее активным ученикам, оценки за тесты + жетоны
Домашнее задание:
1.c. 80, №303, 303 (Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. шк. / Т. Алдамуратова, Е.Байшоланов. 3-е издание, переработанное. – Алматы: Атамура,2010.-368с.,ил.)
2. Сочинить сказки о числа.