Центральный Дом Знаний - Типы лидерства

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Типы лидерства

3.1. Типы лидерства

В психологической литературе зачастую отмечается, что руководитель, будучи тесно связан с официальной организа­цией группы, может справиться с ее руководством только в том случае, если члены группы будут воспринимать его в качестве лидера (в этом случае лидерство служит важным дополняющим фактором процесса руководства).  Учитывая, что дея­тельность руководителя шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность руководства зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на ли­деров, а они поддерживают его. Искусство руководства—это в известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т. е. укреплять устойчивость и жизненность официальной организации, умело, используя и направляя в нужное русло межличностные связи и отношения (Н. С. Жере­бова).

Формальное и неформальное

В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников,  будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса.

Как раз для этого кусочка моей темы я провела опрос среди учителей нашего класса, которые проработали в нашем классе не один год, и могут составить мнение о каждом ученике и, основываясь на их определении лидера выбрать его среди учеников. Оказалось, что учителя нашей школы  с точностью определили одного из «неформальных» лидеров.

Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и  по следующим критериям:

·             По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.

·             По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

·             По характеру деятельности: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера, б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.

Говоря о такой типологии как стиль руководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других. В теории Карделла такие лидеры упоминались, как потерянные.

(Об эмоциональном и инструментальном типе лидерства я упоминала в самом начале)

3.2.Общество сверстников. Его значение для подростка.

 Так как лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, то важно узнать какое значение для юноши или подростка имеет общество сверстников.  Общество сверстников - это, во-первых, важный канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В–третьих, это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но  дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромным авторитетом и влиянием.

 Так как «неформальные» лидеры выявляются в процессе межличностных взаимоотношений, то, как пример можно привести спонтанно образовавшуюся группу людей. В стихийных группах часто бывает так, что вожаком является тот, кто обладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных группах становятся чаще всего юноши не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе. И.С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных лидеров (имеющих самый высокий статус  на своих улицах) в тех классах, где они учатся. Выяснилось, что в 9-х классах ощутимо просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше социометрический статус юноши стихийной группы, тем ниже он в официальном классном коллективе.

3.3.Зависимость направленности группы от характера личности лидера.

Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Как мы уже знаем, статус определённого человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу. 

Спонтанные группы существуют всегда и везде. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организован­ных коллективов, так и их антиподом. По характеру социальной направленности спонтанные группы (компании) можно классифици­ровать на просоциальные (социально положительные), асоциаль­ные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, и анти­социальные (социально отрицательные).

Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отлича­ются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотноше­ний. Члены такой компании не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решения жизненных проблем.

Асоциальные компании формируются главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой компа­нии, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и потому остаются поверхностными. Качество совместного время­препровождения может быть разным, но часто невысоко. Таких компаний, к сожалению, много, причем некоторые из них перерастают в антисо­циальные (от случайной выпивки — к пьянству, от веселого озор­ства — к хулиганству).

Антисоциальные компании также связаны с развлечением и об­щением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило, групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных компаний, лидерами ко­торых становятся так называемые трудные подростки или взрос­лые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности перерождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую ги­перидентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежела­ние сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев. В большинстве случаев наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создаётся  в основном за счёт характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет лидер на группу, чем группа на лидера.

Положение индивида в группе и его отношение к ней зависят от многих факторов, куда входят как свойства индивида, так и свой­ства группы. Психологи принципиально разграничивают коллективистическое самоопределение личности, которая созна­тельно идентифицируется с коллективом, принимая его нормы и ценности в качестве своих собственных, и конформность, т. е. склонность индивида уступать психологическому давлению группы, изменять свое мнение в угоду большинству. 

Итак, рассмотрев лидерство с теоретической точки зрения, мы подошли к её практической части.

4.Исследование личностных особенностей лидеров 10 «б» класса.

4.1.Социометрия.

В своём исследовании я не ставила себе задачу рассмотреть «формальных» лидеров, т.к. они в основном назначаются учителями и авторитетны только в тех ситуациях, где целью является само обучение, поэтому они должны обладать свойствами необходимыми для организации и руководства класса. Я же хочу узнать, по каким личностным чертам схожи лидеры, которые получили свой статус в процессе межличностных взаимоотношений. Для этого я с помощью социометрии, методом разработанным Дж. Морено, определила лидера нашего класса. Вообще социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

А) Измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;

Б) Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые)

В тесте участвовало 33 человека. Численность класса составляет 37 человек.

 

Ф.И.О.

Близкий друг

Товарищ

Вместе учиться

Только здороваться

Не хочу здороваться

 

Аверина

 

 

 

 

 

 

Алымова

 

 

 

 

 

 

Андреев

 

 

 

 

 

 

Антоньев

 

 

 

 

 

 

Бирюкова

 

 

 

 

 

 

Бирюля

 

 

 

 

 

 

Бовичева

 

 

 

 

 

8

Болбат

 

 

 

 

 

 

Васильева

 

 

 

 

 

Из полученной диаграммы видно, что в нашем классе выделяется два лидера №12 и №32. Важно отметить, что №12- это девочка, а №32- мальчик. Для того, чтобы узнать  как они различаются обратимся к дифференциальной психологии.

4.2.Теория черт личности.

У истоков отечественной дифференциальной психологии стояли прославленные физиологи И. М. Сеченов, И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицын и Б.М. Теплов, изучавшие психофизиологические основы индивидуальных различий. Огромное влияние на современную концепцию индивидуальных различий оказали американские психологи Г. Олпорт, Р. Кеттелл и английский психолог немецкого происхождения Г. Айзенк. Ими разработана структурно-динамическая теория черт, которая по праву считается одной из основных общепсихологических теорий.

Логика рассуждений при разработке теорий черт сводилась к следующему: если попытаться установить основные характеристики, по которым люди существенно отличаются друг от друга, то станет возможной разработка тестов, позволяющих определять количественные значения выявленных параметров для каждого человека и сравнить эти параметры между собой.

Черта личности означает обобщённую тенденцию поведения и ожиданий. Например, «я впечатлительный» означает устойчивую черту, тогда как «меня впечатляют твои успехи» означает лишь внутреннее временное состояние реагирования. 

Устойчивость многих личностных черт во времени подтверждена экспериментальными исследованиями американского психолога Л.Р. Гуесмана с соавторами. Было выявлено, что различия между детьми в агрессивности, доминирования, зависимости, социальности и застенчивости сохраняются со среднего и позднего детства через подростковые годы вплоть до взрослости.

Таким образом, под чертой личности следует понимать устойчивые особенности человека, проявляющиеся на протяжении длительного времени и мало изменяющиеся в различных житейских ситуациях. Основными особенностями черт личности является степень выраженности (у разных людей степень выраженности черт различна), трансситуативность (проявление черт в различных ситуациях) и измеряемость (черты личности доступны измерения с помощью специализированных опросников и тестов). В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие показатели, как экстраверсия – интраверсия, конформизм – доминантность, застенчивость – смелость, тревожность, ригидность, импульсивность и др.

При разработке теории черт были выдвинуты три основные задачи:

1.               Установить основные параметры, по которым люди существенно отличаются друг от друга.

2.               Убедиться, что эти параметры остаются достаточно постоянными от ситуации к ситуации.

3.               Выявить, как и почему возникают эти индивидуальные различия.

Первая и вторая задачи решались в ходе теоретических и экспериментальных исследований теорий черт Г. Олпортом, Р. Кэттеллом, Г. Айзенком и их последователями. В решении третьей задачи наметились три подхода:

1.               Наследственный, генетический принцип (Анна Анастази)

2.               Индивидуальные различия порождаются критическими событиями, происходящими в младенческом и детском возрасте, - такова позиция психоанализа (З.Фрейд)

3.               Индивидуальные различия – результат подражания родителям (А. Бандура)

4.               Индивидуальные различия опосредованы особенностями центральной нервной системы, имеют психофизиологическую основу (В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, Г. Айзенк)

Согласно теории черт поведение детерминировано в основном не жизненными ситуациями, а индивидуальными особенностями людей. Люди различаются между собой по степени выраженности определенных личностных черт, которые оказывают значительное влияние на поведение.

 Выдающейся заслугой Рэймонда Кэттелла является разработка многофакторного личностного опросника 16PF(Sixteen Personality Factor Questionnaire). Впервые опросник был опубликован в 1950 г. Предназначен опросник для измерения 15 факторов и интеллекта(16 личностных черт). Каждый из этих факторов получил двойное название, характеризующее степень его выраженности – сильную и слабую.

Вопрос о том, какое количество факторов необходимо и достаточно для адекватного психологического описания личности, остаётся открытым. Некоторые исследователи считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно рассмотреть всего три фактора (Г. Айзенк), другие утверждают, что необходимо оценить 5 независимых черт (Р. МакКрае), третьи, – что не достаточно и 20 черт (Р. Мейли). Для своей работы я выбрала тест-опросник 16PF, т.к. он, на мой взгляд, даёт более полную характеристику личности. Кроме того, он очень прост в обработке.

Полярные значения факторов теста-опросника 16PF

Индекс фактора

Отрицательный полюс

Положительный полюс

А

Сизотимия (обособленность, отчужденность):

—    Конфликтность;

ригидность;

холодность;

скрытность,

неразговорчивость

—    сдержанность;

—    подозрительность;

—    осторожность;

отгорженность,

эгоистичность

Аффектотимия (сердечность, доброта):

—    легкость общения;

гибкость,

—    приспособленность

добросердечность;

открытость;

эмоциональность;

—    доверчивость;

—    беспечность;

общительность

В

Низкий интеллект:

низкие умственные способности;

—    медленно соображает;

—     не понимает абстракции;

нет интеллектуальных

интересов;

—    не доводит дело до конца;

—    необразованный

Высокий интеллект:

высокие умственные способности;

—    быстро соображает;

—     понимает абстракции;

широкие интеллектуальные интересы;

—    упорный, настойчивый;

—    образованный

С

Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость):

имеет много невротических симптомов;

ипохондрик (чрезмерно беспокоится о состоянии здоровья);

переменчив, неустойчив

в интересах;

легко расстраивается;

уклоняется от ответственности:

—    не доводит дело до конца:

—     невыдержан;

—     тревожный

Сила «Я» (эмоциональная устойчивость):

свободный от невротических симптомов:

неипохондричен, не проявляет заботы о состоянии здоровья;

интересы постоянны;

спокойный;

реалистичен в отношении жизни;

—    настойчив, упорен;

—     умеет держать себя в руках;

—     безмятежный

Е

Конформность (покорность, зависимость):

подчиняющийся;

неуверенней в себе;

скромный;

—    тактичный;

—    робкий, осторожный;

—    доброжелательный;

послушный

Доминантность (настойчивость, напористость):

независимый;

самоуверенный;

хвастливый;

экстрапунитивный;

—    грубый, бесцеремонный;

—    смелый;

—    конфликтный:

своенравный

F

Десургенсия (рассудительность, озабоченность);

—    печальный:

—    избегающий общества;

апатичный:

молчаливый;

беспокойный;

медлительный, осторожный;

—    подозрительный;

—    ригидный

Сургенсия (беспечность):

—    жизнерадостный;

—     общительный:

энергичный:

разговорчивый;

спокойный;

живой, проворный:

—    доверчивый;

—    гибкий

G

Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность):

непостоянный, переменчивый;

легкомысленный;

потворствующий своим

желаниям;

небрежный,

—    аморальный;

—    безответственный;

небрежный в обыденной

жизни;

расхлябанный

Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость):

стойкий, упорный;

обязательный;

дисциплинированный;

собранный;

—    высоко моральный;

ответственный;

внимательный к людям;

требовательный к порядку

Н

Тректия (робость, застенчивость):

застенчивый;

смущается в присутствии

лиц противоположного пола;

сдержанный;

ограниченные интересы;

враждебный;

сдержанный;

осторожный;

испытывает страх к жизни

Пармия (смелость в общении):

общительный:

оживляется в присутствии лиц противоположного пола;

отзывчивый;

эмоциональные и артистические интересы;

дружелюбный;

импульсивный;

беззаботный:

любит быть на виду

I

Харрия (суровость, жесткость):

эмоционально зрелый;

независимый;

реалист;

рационалист, подчиняющий чувства рассудку;

не фантазирует, практичен;

действует по логике;

 

не обращает внимания

на физические недомогания

Премсия (мягкосердечность,

Нежность):

нетерпеливый, требовательный;

зависимый;

сентиментальный;

эмоциональный, чувствительный;

наслаждается фантазиями;

действует по интуиции;

мягкий к себе и окружающим

ипохондрик, беспокоится о здоровье

L

Алаксия (доверчивость):

слишком доверчив;

не ревнивый;

бескорыстный;

легко забывает трудности;

покладистый;

терпимый, прощает,  понимает;

уступчив;

чувство собственной не

значительности

Протенсия (подозрительность):

недоверчивый;

ревнивый;

завистливый;

фиксирован на неудачах;

раздражительный;

тиран;

склонен к соперничеству;

повышенная самооценка, высокомерие

М

Праксерния (практичность):

занят решением практических вопросов;

занят устройством личных дел;

избегает всего необычного;

руководствуется объективной реальностью,

надежен в практических

вопросах;

спокойный, твердый

Аутия (мечтательность):

поглощен своими идеями;

интересуется абстрактными проблемами;

увлечен фантазиями;

непрактичный, легко отступает от реальности;

неуравновешен, легко приходит в восторг

N

Безыскусственность (наивность, простота):

прямой, бестактный;

неконкретный ум;

эмоционально недисциплинированный;

естественный, непосредственный;

простые вкусы;

неопытен в анализе мотивировок;

доволен достигнутым;

обращается с людьми

вольно, непочтительно

Искусственность (проницательность, расчетливость):

изысканный, умеет себя вести;

точный ум;

эмоционально сдержанный;

искусственный, наигранный в поведении;

эстетически изощренный;

проницателен по отношению к окружающим;

честолюбивый;

осторожный, срезает

«углы»

O

Гипертимия (самоуверенность)

веселый, жизнерадостный;

спокойный, самонадеянный;

безмятежный;

нечувствительный к      замечаниям и упрекам;

бесстрашный;

беззаботный;

энергичный, активный;

расслабленный

Гипотимия  (склонность к чувству вины)

печальный, грустный;

беспокойный, озабоченный;

—    ранимый, впечатлительный;

—    обязательный, чувствительный к замечаниям и порицаниям;

боязливый;

погруженный в мрачные раздумья;

усталый, ипохондричный;

напряженный

Q1

Консерватизм (ригидность)

Радикализм (гибкость)

Q2

Социабельность

Самодостаточность

(зависимость от группы)

(самостоятельность)

Q3

Импульсивность (низкий

Контроль желаний (высокий

Самоконтроль поведения)

Самоконтроль поведения)

Q4

Расслабленность

Напряженность

Для более точного определения качеств, характерных для лидера была предпринята попытка  взять для сравнения личность отвергаемого человека в нашем классе. Но при анализе ответов было выявлено, что ответы отвергаемого не соответствуют действительности, т. е. желаемое выдаётся за действительное, и это подтверждает теорию Карделла о существовании качеств – «разъединителей», которые резко отрицательно сказываются на формировании такого качества, как лидерство.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в реферате сделан обзор одной из теорий лидерства, где сформировано представление о личности лидера в социальной  группе, а также определено как лидеры группы влияют друг на друга. В практической части выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения учеников и учителей нашего класса, а затем проанализированы качества личности лидеров класса, выделенных с помощью социометрической методики. Тесты (16PF тест Кеттела и «личностный дифференциал») показали, что лидерам нашего класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами.  Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидера только нашего класса, и нигде больше они не будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится.

Результаты работы позволяют кое-что сказать о нашем классе. Не только то, кто является в нем лидером, но и, рассмотрев черты наших лидеров, судить о тех качествах, которые ценятся в нашем классе. Это: высокий интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе, независимость, воля. Т.е. мы смогли установить черты личности, которые способны влиять на становление статуса лидера или приближенного к нему статуса «звезды» в нашем классе. Таким образом, существует возможность для «отвергаемых» повысить свой статус. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи – не только облегчает подростку некоторое независимое существование от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. Я надеюсь, что моё небольшое исследование может помочь ребятам нашего класса лучше понять себя и задуматься о тех качествах личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1)      А.В. Петровская, В.В. Шпалинская, Социальная психология коллектива, Москва, «Просвещение», 1978

2)      Альманах психологических тестов, Римские Р.Р. и С.А., Москва, «КСП», 1995

3)      Ф. Карделл, Психотерапия и лидерство, СПб., Изд-во «Речь», 2000

4)      Большая советская энциклопедия, Главный ред. Прохоров А.М., Третье издание, Москва «Советская энциклопедия», 1973

5)      Р.М. Грановская, Элементы практической психологии, Изд-во «Свет», СПб., 1997

6)      И.С. Кон, Психология старшеклассника, Москва, «Просвещение», 1980

7)      А.В. Батаршев, Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела, Москва, ТЦ Сфера, 2002 

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24