|
АкростихАкростих (греч. akrostichís, от ákros — крайний и stíchos — строка), стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу. А. появился в древнегреческой поэзии. В русской поэзии известен с 17 в. Реже, чем А., встречаются стихотворения, где слово составляют последние буквы каждой строки (телестих) или средние (мезостих). Пример А. — сонет-посвящение «Валерию Брюсову» М. Кузмина (ниже приводятся 3 первые строки этого А.): Валы стремят свой яростный прибой, А скалы все стоят неколебимо. Летит орёл, прицелов жалких мимо... АКРОСТИХ (греч. cixpostipv) — стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют при чтении сверху вниз слово (чаще всего имя), или целую фразу, стихотворную строку и т. п. Реже встречаются стихотворения, где слово образуется либо из конечных букв (телестих), либо из средних (мезостих), а также из сочетания этих видов. Изобретение А. приписывалось Энихарму (ок. 540—450 до н. э.). Особенвой популярностью форма А. пользовалась у александрийских и византийских поэтов, а также в эпоху Возрождения. А. встречаются эпизодически у многих поэтов в качестве шутки, посвящения кому-либо и т. п. В русской поэзии А. пользовались в начале 18 в. (например, указание на автора в А. у Кариона Истомина и др.). Примеры А. имеются у В. Брюсова.
Акростих, литер. форма: стихотворение, в котором некоторые (в норме — первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение). Примером может послужить следующее стихотворение: Светит Солнце, люди отдыхают, Облака по небу плывут Толпы пчёл на поле летают, А цветы всё цветут и цветут. От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами (читается имя Христа, Девы Марии и т. п.), или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенным в первый столбец букв авторским именем (считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург Эпихарм; у истоков русского А. также стоят акростишные подписи жившего в XVII веке иеромонаха Германа, занимавшегося переложением псалмов: например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах»). В функциональном отношении этим трём случаям соответствуют три типа А.:
Довольно именем известна я своим; Равно клянётся плут и непорочный им, Утехой в бедствиях всего бываю боле, Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле. Блаженству чистых душ могу служить одна, А меж злодеями — не быть я создана. Юрий Нелединский-Мелецкий
Месяц в городе ночью не виден, Как над сквером — отдельный плафон. Ах, зачем так безмолвен Никитин, Словно морем огней напоён. Автоматы у входа в аллею Тоже будто бы странники тут, Как слепцы — ни о чем не жалеют, И даяния медного ждут. Нам-то кажется полночь пустою, Грубоватым — неоновый свет. Он хоть движется, зренье — в застое: Вот чего опасайся, поэт! Ну а чтоб глубоко, не парадно Оценить, как мы нынче живём, Встать на место Никитина надо — И не в сквере, а в веке былом… Еще один тип А. — алфавитный А. (абецедарий), при котором каждый первые буквы стихов или строф образуют алфавитную последовательность. Примером такого А. является ветхозаветный Плач Иеремии, первые четыре песни которого состоят каждая из 22 строф, причем каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита. Формальными разновидностями А. можно считать более редкие телестих и месостих, в которых дополнительный текст читается не по первым, а соответственно по последним и по средним буквам стихотворной строки, а также акротелестих. В XX веке был опробован ряд усложнений формы, начиная с двойных и тройных а. (первые, третьи и пятые буквы в каждом стихе), встречающихся в поэтической переписке Михаила Лозинского и Константина Липскерова. Крупнейшим современным мастером русского А. является Валентин Загорянский, в чьих стихотворениях (автор называет их акрограммами) дополнительный текст может читаться сразу во многих направлениях (по первым, последним и средним буквам, обеим диагоналям и т. п.). Поэту Айдыну Ханмагомедову удаются не только традиционные А., но и акропалиндромы:
Изредка аналогичная А. форма встречается и в прозе: так, известен относящийся к самому началу XX века фельетон Александра Амфитеатрова, в котором антиправительственный лозунг читался по первым буквам слов. Последний абзац англоязычного рассказа Владимира Набокова «Сёстры Вейн» (англ. The Vane Sisters, 1951) также организован таким образом: первые буквы всех слов выстраиваются во фразу, представляющую собой ключ к рассказанной в основном тексте истории. В этих случаях, однако, правомернее рассматривать такое проявление акронимии не как самостоятельную форму, а как литературный приём, поскольку речь идёт об организации лишь определённого фрагмента текста, а не произведения целиком. |
Loading
|