Центральный Дом Знаний - Акростих

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 905

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Акростих

Акростих (греч. akrostichís, от ákros — крайний и stíchos — строка), стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу. А. появился в древнегреческой поэзии. В русской поэзии известен с 17 в. Реже, чем А., встречаются стихотворения, где слово составляют последние буквы каждой строки (телестих) или средние (мезостих). Пример А. — сонет-посвящение «Валерию Брюсову» М. Кузмина (ниже приводятся 3 первые строки этого А.):

  Валы стремят свой яростный прибой,

  А скалы все стоят неколебимо.

  Летит орёл, прицелов жалких мимо...


АКРОСТИХ (греч. cixpostipv) — стихотворение, в котором первые буквы каждой строки состав­ляют при чтении сверху вниз слово (чаще всего имя), или целую фразу, стихотворную строку и т. п. Реже встречаются стихотворения, где слово обра­зуется либо из конечных букв (телестих), либо из средних (мезостих), а также из сочетания этих ви­дов. Изобретение А. приписывалось Энихарму (ок. 540—450 до н. э.). Особенвой популярностью фор­ма А. пользовалась у александрийских и визан­тийских поэтов, а также в эпоху Возрождения. А. встречаются эпизодически у многих поэтов в каче­стве шутки, посвящения кому-либо и т. п. В рус­ской поэзии А. пользовались в начале 18 в. (на­пример, указание на автора в А. у Кариона Истомина и др.). Примеры А.  имеются у В. Брюсова.


Акростих, литер. форма: стихотворение, в котором некоторые (в норме — первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).

Примером может послужить следующее стихотворение:

Светит Солнце, люди отдыхают,

Облака по небу плывут

Толпы пчёл на поле летают,

А цветы всё цветут и цветут.

От античности и до средних веков выбор этой формы чаще связан с сакральными мотивами (читается имя Христа, Девы Марии и т. п.), или с обращением поэта (к своему покровителю, собрату по перу), или с подписью, встроенным в первый столбец букв авторским именем (считается, что именно так использовал акростих его изобретатель, древнегреческий поэт и драматург Эпихарм; у истоков русского А. также стоят акростишные подписи жившего в XVII веке иеромонаха Германа, занимавшегося переложением псалмов: например, его переложение 140-го псалма показывает по первым буквам фразу «Герман монах моляся писах»). В функциональном отношении этим трём случаям соответствуют три типа А.:

  • А.-ключ: читаемый по первым буквам текст в концентрированном виде выражает смысл произведения и, по авторскому замыслу, должен быть замечен всяким читателем; частный случай такого решения — стихотворение-загадка с разгадкой в первых буквах:

Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями — не быть я создана.

Юрий Нелединский-Мелецкий

  • А.-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет его адресата; часто этот адресат указан в тексте и другим способом (в названии, в эпиграфе, прямо в стихотворении), иногда других указаний нет, и тогда посвящение заметно только очень внимательному или подготовленному читателю:

Бывало, я с утра молчу

О том, что сон мне пел.

Румяной розе и лучу

И мне — один удел.

С покатых гор ползут снега,

А я белей, чем снег,

Но сладко снятся берега

Разливных мутных рек.

Еловой рощи свежий шум

Покойнее рассветных дум.

Анна Ахматова, Песенка

Радость, как плотвица быстрая,

Юрко светит и в воде.

Руки могут церковь выстроить

И кукушке и звезде.

Кайся нивам и черемухам, —

У живущих нет грехов.

Из удачи зыбы промаха

Воют только на коров.

Не зови себя разбойником,

Если ж чист, так падай в грязь.

Верь — теленку из подойника

Улыбается карась.

Сергей Есенин, Акростих, 1919

  • А.-шифр: читаемый по первым буквам текст не имеет прямого отношения к содержанию стихотворения и вводит в произведение новую, побочную информацию. Часто такой тип А.  использовался как средство обойти цензурные или иные запреты. В различных мемуарах встречаются упоминания об А. Феликса Чуева с зашифрованным девизом «Сталин в сердце» (ответный А. Александра Ерёменко принадлежал к другому типу, поскольку и непосредственное его содержание было антисталинским), об опубликованных в советской провинциальной периодике А. Николая Глазкова «Дорогому Леониду Ильичу» (само стихотворение носило невинный лирический характер, что делало иронию в адрес Л. И. Брежнева одновременно безобидной и едкой) и Евгения Шешолина «Христос воскрес». Особенно известна история воронежского поэта Павла Мелехина, продававшего свои стихи более удачливым советским авторам и однажды, вместо собственной авторской подписи, зашифровавшего в первых буквах А.  своё отношение к поэту Михаилу Касаткину, купившему и опубликовавшему это стихотворение («И» в начале последней строки поставлено вместо «Ы»):

Месяц в городе ночью не виден,

Как над сквером — отдельный плафон.

Ах, зачем так безмолвен Никитин,

Словно морем огней напоён.

Автоматы у входа в аллею

Тоже будто бы странники тут,

Как слепцы — ни о чем не жалеют,

И даяния медного ждут.

Нам-то кажется полночь пустою,

Грубоватым — неоновый свет.

Он хоть движется, зренье — в застое:

Вот чего опасайся, поэт!

Ну а чтоб глубоко, не парадно

Оценить, как мы нынче живём,

Встать на место Никитина надо —

И не в сквере, а в веке былом…

Еще один тип А. — алфавитный А. (абецедарий), при котором каждый первые буквы стихов или строф образуют алфавитную последовательность. Примером такого А. является ветхозаветный Плач Иеремии, первые четыре песни которого состоят каждая из 22 строф, причем каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита.

Формальными разновидностями А. можно считать более редкие телестих и месостих, в которых дополнительный текст читается не по первым, а соответственно по последним и по средним буквам стихотворной строки, а также акротелестих. В XX веке был опробован ряд усложнений формы, начиная с двойных и тройных а. (первые, третьи и пятые буквы в каждом стихе), встречающихся в поэтической переписке Михаила Лозинского и Константина Липскерова. Крупнейшим современным мастером русского А. является Валентин Загорянский, в чьих стихотворениях (автор называет их акрограммами) дополнительный текст может читаться сразу во многих направлениях (по первым, последним и средним буквам, обеим диагоналям и т. п.).

Поэту Айдыну Ханмагомедову удаются не только традиционные А., но и акропалиндромы:

Мадам,

А ты бы

Рыбы

Тамадам.

Аргентина краше

Рока, но она,

Кореш,

Арканит

Негра.

Изредка аналогичная А. форма встречается и в прозе: так, известен относящийся к самому началу XX века фельетон Александра Амфитеатрова, в котором антиправительственный лозунг читался по первым буквам слов. Последний абзац англоязычного рассказа Владимира Набокова «Сёстры Вейн» (англThe Vane Sisters, 1951) также организован таким образом: первые буквы всех слов выстраиваются во фразу, представляющую собой ключ к рассказанной в основном тексте истории. В этих случаях, однако, правомернее рассматривать такое проявление акронимии не как самостоятельную форму, а как литературный приём, поскольку речь идёт об организации лишь определённого фрагмента текста, а не произведения целиком.

Loading

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24