Содержание работы:
1. Введение.
2. Основная часть:
· История возникновения школы на Руси.
· Первый учебник.
· Возникновение письменности на Руси.
· Первая азбука и букварь.
· История пера.
· История шариковой ручки и карандаша.
· Возникновение классно-урочной системы и каникул.
· Первая парта.
· История школьной формы.
3. Сравнительный анализ.
4. Школьные сочинения.
5. Вывод.
6. Используемая литература и источники.
<.....>
- Очень интересные факты мне удалось найти в энциклопедии.
- Оказывается, первая школа на Руси была учреждена в 988 году в Киеве (согласно Летописи «Повесть временных лет»), в год крещения Руси. И основателем первой школы на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко, как называли его в народе. Он повелел собрать всех детей лучших людей по Руси и отдать их в обучение книжному делу.
- Матери детей не понимали, на какое благое дело собрали их деток, сильно оплакивали их, словно посылали на верную погибель. Созданная князем школа «Книжного учения» являлась дворцовым учебным заведением.
- В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам.
- В первой школе обучалось 300 учеников, они были разбиты на группы, у каждой группы был свой учитель.
- Известно, что первые школы располагались при монастырях.
- И вот, что особо интересно, что первая школа на Руси называлась
- « Книжное учение». Потом, её стали называть от глагола «учить» – «училище», в некоторых областях школа называлась - «учило», «учельня».
- А термин «школа» впервые встречается только в 1382 году, следуя общеевропейским традициям термин «школа» распространился на учебные заведения в Киевской Руси. Особенно интересно было мне найти такой факт, что слово «школа» переводится с греческого «досуг».
- В школе, открытой на Руси обучались книжному делу только мальчики.
- Я спрашивала у мамы, почему в первых школах обучали только мальчиков. Мама ответила мне так, в те времена считалось, что девочки не должны знать грамоту, они будущие хозяйки, будут вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, поэтому грамоту знать им не обязательно.
- А в нашей школе обучаются все - и девочки, и мальчики.
- И только в 1086 году появляется первое женское училище, которое основал князь Всеволод Ярославович, а возглавляла это училище его дочь, Анна Всеволодовна. Здесь молодые девушки обучались грамоте и всяким ремёслам.
- В 11 веке была создана икона с покровителями детского учения Козьмы и Демьяна. <.....>
- В 1096 году первые школы открываются по всей Руси, в городе Муроме, Владимире, Полоцке, Суздале. Все первые школы на Руси открывались при монастырях.
- С 15 века появились и частные школы, которые назывались «мастера грамоты».
- И всё же школа не имела широкого распространения на Руси. Она не была организована систематически и повсеместно. А простые люди вообще считали школу и науки злыми мытарствами, совершенно им не нужными.
- Поэтому школы на Руси не расцветали, а постепенно угасали.
- И только в 17 веке открывается первая систематическая школа на Руси в городе Киеве, она и стала новым шагом в образованности.
- В школах 17 века преподавалась грамматика, риторика, греческий и латинские языки. Понятия о точных и естественных науках были минимальны.
- В эпоху Петра 1 в 17- 18 века, когда ушла в прошлое древняя Русь и Россия вступала в Новое время, значительные преобразования были проведены и в системе образования. Открываются новые школы: математические, навигацкие (морские), инженерные, медицинские училища, цифирные школы (начальные), епархиальные (церковные).
- Школы становятся систематическими, получать образование начинают всё больше людей из народных масс.
- И вот какой интересный факт я обнаружила:
- с учениками в школах обращались очень строго, в классах присутствовали отставные солдаты с хлыстами. Кто из учеников плохо себя вёл и не готовил уроки, того наказывали.
- В современных школах не применяется физическое насилие.
- Первый Лицей в России
- В 19 веке был открыт Царскосельский лицей - высшее учебное заведение в России, действовавшее в Царском селе.
- Мне очень захотелось найти информацию о лицее, так как было очень интересно узнать, какие учебные заведения были в 19 веке и в какой школе обучался наш великий писатель А.С.Пушкин, про которого мы так много говорим на уроках литературного чтения.
- Я обнаружила очень интересные факты.<......>
Лицей предназначался только для обучения дворянских детей. Программа была ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высшего ранга. В лицей принимались дети 10 -12 лет. Лицей был приравнен к университету. В словаре иностранных слов можно прочесть: лицей с (греческого) – тип среднего учебного заведения, в России - привилегированное дворянское мужское учебное заведение, совмещавшее среднюю школу с высшими юридическими курсами.
В отличии от всех других школ в Лицее были запрещены телесные наказания. В лицее обучались 30 мальчиков, они жили в прекрасном Царском селе, но затворнически, никуда не выезжая, шесть лет они были неразлучны.
Уже тогда и возникла первая школьная (лицейская) форма. Её придумал сам император, двубортный синий сюртук с красным воротником, шинель серого сукна с красной петлицей по воротнику.
Как раз именно в 19 веке выходит первый закон о принятии единой школьной формы!
Но до 1913 года фасон формы для мальчиков очень часто менялся.
В этом же веке утверждён закон о гимназической форме для девочек и в 1896 году появляется первая гимназическая форма для девочек.
В лицее не ставили оценок, а преподаватели давали лишь словесные отзывы. Например: о Пушкине говорили так: «Имеет более блистательные, нежели основательные дарования… Мало постоянства и твёрдости, словоохотен, остроумен и добродушен, но вспыльчив с гневом».
Очень интересным было расписание в Царскосельском лицее.
Расписание дня:
6ч – Подъём, молитва в зале
7-9ч – учебные занятия
9 ч – чай с булкой
До 10 ч- первая прогулка
10-12 ч.- учебные занятия
12-13 ч. – вторая прогулка
13 ч – обед из трёх блюд
14-15 ч.- чистописание или рисование
15-17 ч.- учебные занятия
17 ч. – чай
до 18 ч. – третья прогулка
18 -20 ч. – повторение уроков
20ч. 30 мин. – ужин из двух блюд <......>
- Первым учебником на Руси был «Псалтирь». По-другому его называли «учебник жизни», потому что, кроме азбуки и грамоты дети постигали правила жизни, образцы поведения.
- Главный урок псалтири в том, что она учила выбору жизненного пути, как нравственному выбору.
- В предисловии учебной Псалтири помещалось учебно-методическое пособие по обучению грамоте. Начиналось это предисловие такими словами:
- «Следует вам, учителя, знать, как детей обучать божественным письменам. Во-первых, сначала буквам, точнее азбуке. Затем чтению Часослова и Псалтири и прочих божественных книг. Особенно основательно - вам необходимо учить азбуке и грамоте.
- Сначала в такой учебной псалтири располагалась азбука. Затем чтение по слогам, потом короткие молитвы, а затем - вся псалтирь.
- Псалтирь указывает на путь к благам, учит человека, каким нужно стать, чтобы достичь этих благ.
- А первой русской книгой стало Остромирово Евангелие, древнейшая книга, история не знает других книг, древнее этой.<.....>
Обычно, принято считать, что русскую письменность придумали Кирилл и Мефодий. Но исторические источники утверждают, что на Руси уже была простейшая древняя азбука, с помощью которой делались записи до принятия крещения на Руси. Эта азбука называлась «велесовица», название происходит от имени древнего Бога Велеса (бога мудрости и поэзии).
Кирилл и Мефодий приехав в русский город Корсунь, знакомятся с «велесовицей» и вернувшись в Византию, создают свою письменность, приспособленную для облегчения перевода с греческого языка на русский.
Для этого они добавляют ещё несколько созданных искусственно букв, а несколько имевшихся раннее в «велесовице» букв модернизируют под похожие греческие.
Таким образом и был создан новый язык, который назывался «кириллица».
В дальнейшем на нём писались все книги.
Поэтому Кирилл и Мефодий не изобретали никакой «первой русской письменности», они лишь усовершенствовали древнюю славянскую азбуку «велесовицу».
С тех пор «кириллица» распространилась по всему славянскому миру.<......>
Азбука гораздо древнее букваря. Это было элементарное пособие, примерно 8 тетрадных листов, включающее в себя только алфавит и слоги.
На Руси первая азбука называлась «велесовица», название носила азбука в честь бога мудрости – Велеса.
А самый первый букварь был напечатан Иваном Фёдоровым в 1574 году.
Первый букварь состоял из 80 страниц. На первой странице располагались 45 букв кириллицы.
Затем были написаны слоги. Которые дети заучивали наизусть.
Потом, дети знакомились с основами грамматики, и заканчивался букварь акростихом или по– другому, азбучной молитвой.
Вторая часть букваря состояла из материала для чтения. Это были молитвы и притчи.<....>
Письменность явилась важным вкладом в развитие цивилизации. Она дает возможность человеку записывать свои мысли и дела. До появления пера человек пользовался различными приспособлениями для написания букв.
Например, в древности человек использовал остро заточенный камень, чтобы нацарапать изображение на стенах пещеры. Он обмакивал пальцы рук в сок растений и даже в кровь животных, чтобы изобразить что-либо на стене. Позднее он стал использовать мел или куски глины. В Китае для изображения иероглифов использовали тонкие кисти из шерсти верблюда.
Возможно, первые перья были изобретены в Египте. Египтяне присоединили к полому тростнику кусочек меди. Первое письмо было написано в Греции почти 4000 лет назад. В качестве пера использовали кусочки металла, слоновой кости, а писали на табличках, покрытых воском. Затем кончик пера из трубчатых растений стали разрезать. Его обмакивали в цветную жидкость, а буквы наносили на папирус.
С появлением в средние века бумаги человек в качестве пера стал использовать перья гусей, ворон, лебедей. Кончик пера заостряли и надрезали, и чернила стекали по перу вниз. Интересно, что английское слово «перо» произошло от латинского слова, обозначающего «перо птицы». Несмотря на то, что такие перья были недолговечными, ими пользовались в течение тысячи лет. <.....>
Вот сколько полезной информации мне удалось найти. Более того, в результате своего исследования, я находила очень много интересных трактовок школьных слов. Например, мне удалось узнать, что означают такие интересные и близкие для нас слова: дисциплина, портфель, шпаргалка, урок и т.д. Я считаю, что такая информация будет интересна любому взрослому и ребёнку. И я решила выпустить свой толковый словарь школьных слов. После того, как был создан толковый словарь школьных слов, я раздала его своим одноклассникам. Ребята с увлечением читали и обсуждали его. Создание толкового словаря школьных слов позволило мне и ребятам расширить свой кругозор, узнав очень много нового и полезного.<.....>