
Предмет: окружающий мир
Возраст: для учащихся 2-4 классов
УМК: любой
Цель:
углубление и обобщение знаний детей о многообразии животного мира;
развитие познавательной активности учащихся начальной школы через интеллектуальную игру.
Аннотация: данную игру можно использовать как на уроке окружающего мира, так и во внеклассной работе. Игра состоит из пяти категорий:
дикие животные;
домашние животные;
птицы;
насекомые;
рыбы.
В каждой категории 10 вопросов (загадки о животных, описание животных). При желании вопросы можно заменить (применительно к своему классу).
Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
колонки для компьютера.
Инструкция по применению
Переход с первого слайда на второй осуществляется по кнопке в правом верхнем углу.
На втором слайде автоматически включается мелодия из телепередачи
«В мире животных» и идёт слайд-шоу фотографий животных.
Переход на слайд 3 осуществляется по кнопке.
Слайд 3: игровое поле. Играющий выбирает категорию и номер вопроса. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с номером.
С помощью кнопки проверяем, правильно ли ответил игрок.
Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом верхнем углу (в каждой категории своего цвета).
Сыгравший номер при возврате на игровое поле окрашивается в белый цвет.
В категории «Птицы» после нажатия кнопки автоматически звучит пение птицы, о которой идёт речь.
В категории «Дикие животные» звучит голос белочки.
В категории «Домашние животные» мяуканье кошки.
В категории «Насекомые» жужжание пчелы.
В категории «Рыбы» всплеск.
Список использованных ресурсов находится на слайдах 54-55. Перейти к нему в режиме показа можно по кнопке на 1-ом слайде. Со слайда 54 можно перейти на слайд 55 по щелчку или вернуться на первый слайд по кнопке . Со слайда 55 возврат на первый слайд тоже по кнопке .
№ слайда |
Вопрос |
Ответ |
|
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ |
|||
Начало игры |
Игра проводится по командам. Каждая команда придумывает название, связанное с темой игры. На доске надо начертить таблицу для отображения результатов каждой команды. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. После того, как каждая команда озвучила своё название, учитель объявляет о начале игры. Названия команд заносятся в таблицу. Каждая команда по очереди выбирает категорию и номер вопроса. |
|
|
Слайд 2 |
Звучит заставка из телепередачи «В мире животных». Слайд-шоу (фотографии меняются автоматически). |
|
|
Слайд 3 |
Основное игровое поле с вопросами. |
|
|
Слайд 4
|
Крупное парнокопытное животное наших лесов с широкими лопатистыми рогами. Легко бегает по лесу, хорошо ходит по болотам и по глубокому снегу, почти не проваливаясь в него. |
Лось |
|
Слайд 5
|
Сильный и ловкий хищник знойной Африки и Азии из семейства кошек, именуемый царём зверей. Нападает на антилоп и других диких копытных. |
Лев |
|
Слайд 6
|
Дикая лошадь, обитающая в Африке. Защитная окраска из чередующихся тёмных и светлых полос делает её менее заметной в саваннах Африки. |
Зебра |
|
Слайд 7
|
Сумчатое травоядное животное Австралии. У него мощные задние лапы и хвост, с помощью которого он удерживает равновесие. Передвигается прыжками. |
Кенгуру |
|
Слайд 8
|
Хищный всеядный зверёк с густым, коричневато-серым мехом. Следы напоминают отпечаток человеческой ладони. Пищу перед едой любит «полоскать» в воде. |
Енот |
|
Слайд 9
|
По бокам головы этой дикой кошки лесов Евразии и Северной Америки развиты широкие баки, а на концах ушей – кисточки. Хвост короткий, на конце как бы обрубленный. |
Рысь |
|
Слайд 10
|
Очень крупный хищник. Хорошо плавает и лазает, быстро бегает, может стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Любит рыбу и мёд. Невосприимчив к пчелиным укусам. |
Медведь |
|
Слайд 11
|
Ловкий хищный зверь с рыжеватым пушистым мехом, герой многих народных сказок. Питается мелкими птицами и зверьками. Иногда совершает набеги на птичники. |
Лиса |
|
Слайд 12
|
Этот зверёк строит хатки и плотины по берегам рек. Имеет очень острые зубы, которые растут каждый день. |
Бобёр |
|
Слайд 13
|
Лесной зверёк с длинными ушами и коротким хвостом. Задние ноги у него существенно длиннее передних, благодаря чему он движется прыжками. |
Заяц |
|
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ |
|||
Слайд 14
|
Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца, Ест и пьёт он из корытца. |
Поросёнок |
|
Слайд 15
|
Сер, да не волк. Длинноух, да не заяц. С копытами, да не лошадь. |
Осёл |
|
Слайд 16
|
По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. |
Гусь |
|
Слайд 17
|
Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? |
Овца |
|
Слайд 18 |
С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Лыко дерёт, а лапти не плетёт. |
Козёл |
|
Слайд 19
|
Не мой бы труд, не мой бы бег, Ты плохо жил бы, человек. Но в век машины и мотора, Боюсь, в отставке буду скоро. |
Лошадь |
|
Слайд 20
|
Съем червя, попью водицы,
|
Курица |
|
Слайд 21
|
Острые ушки, на лапках подушки,
|
Кошка |
|
Слайд 22
|
Пёстрый молокозавод День и ночь траву жуёт: Ведь её не так легко Переделать в молоко! |
Корова |
|
Слайд 23
|
Ходит по двору будильник,
И садится на забор. |
Петух |
|
ПТИЦЫ |
|||
Слайд 24 |
Эта птица питается семенами хвойных растений. Вьёт гнёзда зимой. В урожайные годы может гнездиться с февраля. |
Клёст |
|
Слайд 25 |
Он прилетает каждый год
|
Скворец |
|
Слайд 26 |
Серенькая птичка, Птичка-невеличка, Шеей вертишь ты всегда. Разве в этом есть нужда? |
Вертишейка |
|
Слайд 27 |
У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? |
Козодой |
|
Слайд 28 |
Эта птица никогда Не строит для себя гнезда. Соседкам яйца оставляет, И о птенцах не вспоминает. |
Кукушка |
|
Слайд 29 |
Какая птица ни одного шага не сделала? |
Воробей |
|
Слайд 30 |
Хочет - прямо полетит, |
Жаворонок |
|
Слайд 31
|
Прилетает к нам с теплом,
|
Ласточка |
|
Слайд 32 |
У неё глаза большие, |
Сова |
|
Слайд 33 |
И спесив он, и хвастлив, Потому что хвост красив. Им любуется он сам И показывает нам. |
Павлин |
|
НАСЕКОМЫЕ |
|||
Слайд 34 |
Самого не видно, а песню слышно; Летит, пищит, случай не упустит: Сядет и укусит. |
Комар |
|
Слайд 35 |
Целый день он спать не прочь, Но когда наступит ночь, Сверестит он и поёт, Людям спать не даёт. |
Сверчок |
|
Слайд 36 |
Кто над нами вверх ногами Ходит – не страшится, Упасть не боится, Целый день летает, Всем надоедает? |
Муха |
|
Слайд 37 |
Я работаю в артели |
Муравей |
|
Слайд 38 |
В воде родится, |
Стрекоза |
|
Слайд 39 |
Домовитая хозяйка |
Пчела |
|
Слайд 40 |
Жук – вредитель хлебных злаков в Евразии. Тёмно-каштановый, длиной 13 – 15 мм. Питается недозрелым зерном, личинки – корнями. |
Жук-кузька |
|
Слайд 41 |
Этот жук обитает в пресных, реже солоноватых водоёмах. Хищник, истребляет личинки комаров. Крупные виды вредят рыбоводству, так как поедают мальков рыб. |
Жук-плавунец |
|
Слайд 42 |
У этого насекомого на голове есть загнутый назад рог, за что он и получил своё название. |
Жук-носорог |
|
Слайд 43 |
Жук – вредитель картофеля. Жёлтый, полосатый. Питается листьями.
|
Колорадский картофельный жук |
|
РЫБЫ |
|||
Слайд 44 |
Речная хищница. |
Щука |
|
Слайд 45 |
Эту рыбу называют грозой морей.Она большая и быстро плавает. Зубы у неё в шесть рядов и острые, как бритва. |
Акула |
|
Слайд 46 |
Он в самом омуте живет, |
Сом |
|
Слайд 47 |
Зубы наши точно пилы, Мы ныряем там и тут. Нас заметив, крокодилы В страхе на берег бегут. |
Пираньи |
|
Слайд 48 |
На дворе зима ли, осень, В глубине родной реки Мы тельняшки гордо носим, Как лихие моряки. |
Окунь |
|
Слайд 49 |
Перед иглами спинного плавника этой рыбы отступает даже щука. Эта рыба – проблема каждого водоёма, так как в огромных количествах пожирает икру и личинки других рыб. |
Ёрш |
|
Слайд 50 |
Вот так рыба – просто чудо!
|
Камбала |
|
Слайд 51 |
Эта рыба любит участки с илистым дном, где добывает себе корм. Уткнётся носом и роет, выставив хвост. На зиму из тины устраивает себе постель, куда зарывается с головой и спит до весны. |
Карась |
|
Слайд 52 |
Единственная рыба, плавающая в вертикальном положении. Необычная форма напоминает одну из шахматных фигурок. Имеет очень яркую расцветку. |
Морской конёк |
|
Слайд 53 |
Эта речная рыба похожа на змею. Обладает длинным извивающимся телом с буро-зеленоватой спиной. Кожа очень скользкая, а чешуя — мелкая. Способна ночью по росистой траве переходить из одного водоёма в другой. |
Угорь |
|
|
Подведение итогов игры. Награждение победителей. |
|