Год: 2003
Издательство:
ДВГУ
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество:
Изначально компьютерное (eBook)
Количество
страниц: 104
Курс «Общая
психология. Мотивация, эмоции, воля»
входит в программу обязательных дисциплин
учебного плана по специализации 020400 -
психология. Его целью является освоение
теоретических и методических основ
психологии мотивации и психологии
внутренней регуляции деятельности, к
которой относятся разделы, посвященные
психологии эмоций и воли.
Особое
внимание уделяется освещению роли
мотивационных и волевых процессов в
становлении личности. Курс составлен
таким образом, чтобы студент получил
основные знания по данным вопросам,
смог анализировать различные точки
зрения и умел ориентироваться в литературе
по данной проблематике.
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ..................................................................................................................5 АННОТАЦИЯ..............................................................................................................................................7 ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................7 МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ...........................................................8 Глава 1.1 Понятие мотивации................................................................................................................................8 § 1.1.1 Человеческая активность, ее формы и детерминанты.............................................................................8 § 1.1.2 Понимание мотивации в различных психологических направлениях...................................................9 § 1.1.3 Модели мотивации....................................................................................................................................12 § 1.1.4 Потребность как основа мотивации.......................................................................................................14 § 1.1.5 Определение мотива и мотивации. Концепция А. Н. Леонтьева..........................................................14 § 1.1.6 Проблема специфики человеческой мотивации....................................................................................17 Глава 1.2 Внутренняя и внешняя мотивация...................................................................................................18 § 1.2.1 Общая характеристика внутренней и внешней мотивации..................................................................18 § 1.2.2 Концепция внутренней мотивации Э. Деси...........................................................................................19 § 1.2.3 Роль детства в становлении внутренней мотивации..............................................................................20 § 1.2.4 Этапы формирования мотива..................................................................................................................21 § 1.2.5 «Укороченная» мотивация......................................................................................................................23 § 1.2.6 Индивидуальные особенности мотивации.............................................................................................23 Глава 1.3 Мотив как сложное образование.......................................................................................................24 § 1.3.1 Структура и функции мотива..................................................................................................................24 § 1.3.2 Проблема полимотивации поведения....................................................................................................26 § 1.3.3 Виды мотивационных образований. Мотивационная сфера личности...............................................28 § 1.3.4 Проблема осознаваемости мотивов........................................................................................................30 Глава 1.4 Каузальная атрибуция........................................................................................................................32 §1.4.1 Каузальная атрибуция..............................................................................................................................32 § 1.4.2 Модели каузальной атрибуции...............................................................................................................32 § 1.4.3 Ошибки каузальной атрибуции..............................................................................................................34 Глава 1.5 Онтогенетические аспекты мотивации............................................................................................35 §1.5.1 Период младенчества...............................................................................................................................35 § 1.5.2 Период раннего детства (1-3 года).........................................................................................................35 §1.5.3 Период дошкольного детства...................................................................................................................37 § 1.5.4 Период младшего школьного возраста..................................................................................................37 § 1.5.5 Период среднего школьного возраста....................................................................................................38 § 1.5.6 Период старшего школьного возраста...................................................................................................39 Глава 1.6 Мотивация и эффективность деятельности.................................................................................... 39 § 1.6.1 Сила мотива..............................................................................................................................................39 § 1.6.2 Сила мотива и эффективность деятельности.........................................................................................41 § 1.6.3 Мотивационный потенциал различных видов стимуляции.................................................................42 Модуль 2. Мотивация поведения и деятельности...........................................................................................43 Глава 2.1 Мотивация профессиональной деятельности.................................................................................43 §2.1.1 Этапы становления профессиональных интересов школьников.........................................................43 § 2.1.2 Общая характеристика мотивации трудовой деятельности.................................................................45 §2.1.3 Концепции мотивации трудовой деятельности.....................................................................................46 Глава 2.2 Мотивы достижения, аффилиации, власти.....................................................................................50 § 2.2.1 Мотив достижения...................................................................................................................................51 § 2.2.2 Мотив аффилиации...................................................................................................................................53 § 2.2.3 Мотив власти............................................................................................................................................54 § 2.2.4 Мотив помощи.........................................................................................................................................56 МОДУЛЬ 3. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ...................................................................................................58 Глава 3.1 Происхождение эмоций.......................................................................................................................58 §3.1.1 Происхождение эмоций...........................................................................................................................58 § 3.1.2 Характеристики эмоций. Выражение эмоций.......................................................................................60 §3.1.3 Воздействие эмоций на человека............................................................................................................64 Глава 3.2 Определение и виды эмоциональных переживаний. Их функции.............................................66 § 3.2.1 Определение эмоциональных переживаний..........................................................................................66 § 3.2.2 Классификация эмоциональных переживаний. Диагностика следов аффекта...................................66 § 3.2.3 Функции эмоций......................................................................................................................................72 Глава 3.3 Теории эмоций......................................................................................................................................78 §3.3.1 Теория Джеймса-Ланге............................................................................................................................78 § 3.3.2 Теория Кэннона - Барда...........................................................................................................................80 § 3.3.3 Двухфакторная теория Шахтера.............................................................................................................81 § 3.3.4 Эволюционные теории эмоций. Теория дифференциальных эмоций.................................................82 § 3.3.5 Информационная теория эмоций............................................................................................................85 Глава 3.4 Стресс...................................................................................................................................................86 § 3.4.1 Концепция стресса Г. Селье.....................................................................................................................86 § 3.4.2 Психологический стресс..........................................................................................................................87 МОДУЛЬ 4. ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ..........................................................................................................90 Глава 4.1. Представление о волевом процессе..................................................................................................90 § 4.1.1 История развития понятия «воля». Подходы к исследованию воли...................................................90 § 4.1.2 Определение воли....................................................................................................................................92 § 4.1.3 Стадии волевого процесса........................................................................................................................93 § 4.1.4 Традиционное и современное понимание воли. Функциональная структура произвольного управления.............................................................................................................................................................94 Глава 4.2 Воля и личность...................................................................................................................................97 § 4.2.1 Волевые качества личности. Их классификация...................................................................................98 § 4.2.2 Структура волевых качеств.....................................................................................................................99 § 4.2.3 Происхождение произвольных реакций................................................................................................99 § 4.2.4 Онтогенетические особенности волевого поведения..........................................................................100 § 4.2.5 Развитие волевых качеств личности.....................................................................................................101 ГЛОССАРИЙ...........................................................................................................................................103 ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................................................................105 Основная.................................................................................................................................................................105 Дополнительная....................................................................................................................................................105
Программа дисциплины
Модуль 1. Общие вопросы психологии мотивации..............................12 часов
Глава 1.1 Понятие мотивации...................................................................5 часов
§ 1.1.1 Человеческая активность, ее формы и детерминанты
§ 1.1.2 Понимание мотивации в различных психологических направлениях
§ 1.1.3 Модели мотивации
§ 1.1.4 Потребность как основа мотивации
§ 1.1.5 Определение мотива и мотивации. Концепция А. Н. Леонтьева § 1.1.6 Проблема специфики человеческой мотивации
Глава 1.2 Внутренняя и внешняя мотивация............................................2 часа
§ 1.2.1 Общая характеристика внутренней и внешней мотивации
§ 1.2.2 Концепция внутренней мотивации Э. Деси
§ 1.2.3 Роль детства в становлении внутренней мотивации
§1.2.4 Этапы формирования мотива
§1.2.5 «Укороченная» мотивация
§ 1.2.6 Индивидуальные особенности мотивации
Глава 1.3 Мотив как сложное образование...............................................2 часа
§1.3.1 Структура и функции мотива
§ 1.3.2 Проблема полимотивации поведения
§ 1.3.3 Виды мотивационных образований. Мотивационная сфера личности § 1.3.4 Проблема осознаваемости мотивов
Глава 1.4 Каузальная атрибуция.................................................................1 час
§1.4.1 Каузальная атрибуция
§ 1.4.2 Модели каузальной атрибуции
§1.4.3 Ошибки каузальной атрибуции
Глава 1.5 Онтогенетические аспекты мотивации.......................................1 час
§1.5.1 Период младенчества
§1.5.2 Период раннего детства (1-3 года)
§1.5.3 Период дошкольного детства
§1.5.4 Период младшего школьного возраста
§1.5.5 Период среднего школьного возраста
§1.5.6 Период старшего школьного возраста
Глава 1.6 Мотивация и эффективность деятельности..............................1 час
§1.6.1 Сила мотива
§ 1.6.2 Сила мотива и эффективность деятельности
§ 1.6.3 Мотивационный потенциал различных видов стимуляции
Модуль 2. Мотивация поведения и деятельности..................................6 часов
Глава 2.1 Мотивация профессиональной деятельности..........................2 часа
§2.1.1 Этапы становления профессиональных интересов школьников § 2.1.2 Общая характеристика мотивации трудовой деятельности § 2.1.3 Концепции мотивации трудовой деятельности
Глава 2.2 Мотивы достижения, аффилиации, власти..............................4 часа
§ 2.2.1 Мотив достижения § 2.2.2 Мотив аффилиации § 2.2.3 Мотив власти § 2.2.4 Мотив помощи
Модуль 3. Психология эмоций..............................................................10 часов
Глава 3.1 Происхождение эмоций.............................................................2 часа
§3.1.1 Происхождение эмоций
§ 3.1.2 Характеристики эмоций. Выражение эмоций
§ 3.1.3 Воздействие эмоций на человека
Глава 3.2 Определение и виды эмоциональных переживаний. Их функции2 часа § 3.2.1 Определение эмоциональных переживаний
§ 3.2.2 Классификация эмоциональных переживаний. Диагностика следов аффекта § 3.2.3 Функции эмоций
Глава 3.3 Теории эмоций............................................................................4 часа
§3.3.1 Теория Джеймса-Л анге
§ 3.3.2 Теория Кэннона - Барда
§ З.З.ЗДвухфакторная теория Шахтера
§ 3.3.4 Эволюционные теории эмоций. Теория дифференциальных эмоций § 3.3.5 Информационная теория эмоций
Глава 3.4 Стресс.........................................................................................2 часа
§ 3.4.1 Концепция стресса Г. Селье § 3.4.2 Психологический стресс
Модуль 4. Психология воли......................................................................6 часов
Глава 4. 1 Представление о волевом процессе..........................................2 часа
§4.1.1 История развития понятия «воля». Подходы к исследованию воли
§4.1.2 Определение воли
§ 4.1.3 Стадии волевого процесса
§ 4.1.4 Традиционное и современное понимание воли. Функциональная структура произвольного управления
Глава 4.2 Воля и личность..........................................................................4 часа
§ 4.2.1 Волевые качества личности. Их классификация
§ 4.2.2 Структура волевых качеств
§ 4.2.3 Происхождение произвольных реакций.
§ 4.2.4 Онтогенетические особенности волевого поведения
§ 4.2.5 Развитие волевых качеств личности