Аксай (каз. Ақсай), город, центр Бурлинского района Западно-Казахстанской области Казахстана. Расположен на севере области, в степной зоне, у реки Утва (приток Урала). Основан в 1936 году. До 1968 г. — посёлок Казахстан.
В городе находится железнодорожная
станция Казахстан Западно-Казахстанской
железной дороги республики Казахстан.
Узел
автодорог: Аксай - Бурлин - Уральск, Аксай - Тихоновка (Бурлинский
район)
- Уральск, Аксай - Чингирлау - Актюбинск, Аксай -Александровка(Бурлинский
район) - Жымпиты, Аксай - Илек (через
Карачаганакское
месторождение).
Автодороги Уральск - Оренбург (через Бурлинский
район) и Аксай - с.Илек (через
Карачаганакское месторождение) пересекают
казахстанско-российскую границу в
пункте пропуска через границу
"Аксайский" напротив
c.Илек Оренбургской области с
российской стороны.
C XVIII века территория, где сейчас находится город относилась к Уральскому казачьему войску. Солончаки и белый суглинок не давали возможность в данной местности заниматься земледелием и хотя здесь протекает небольшая река Утва, осёдлого поселения здесь не было. С 1936 по 1939 год через эти места строилась железная дорога Уральск - Соль-Илецк. Проектировщики для станции выбрали это место и назвали станцию Казахстан. По названию станции был назван выросший здесь железнодорожный посёлок. Удобное географическое положение посёлка (в географическом центре административного района) и дальнейшее экономическое развитие его, привело к тому, что посёлок стал в 1965 году центром Бурлинского района Западно-Казахстанской области Казахской ССР, в 1968 году посёлок Казахстан был переименован в город А.
С открытием крупного нефтегазоконденсатного Карачаганакского месторождения в 1979 году, город получил толчок к ускоренному развитию. В начале и середине 1980-х в город прибыли строители из стран СЭВ: Чехословакиии и ГДР. Эти строительные организации работали на территории СССР под руководством главка Главинтернефтегазстрой Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. В А. 1985—1992 гг. построено несколько современных микрорайонов комфортных девятиэтажных жилых домов с комплексной застройкой социальной инфраструктуры (школы, детские сады, торгово-развлекательные центры) по проектам и технологии иностранных фирм (Чехословакия, ГДР). С того времени в городе сохранились названия — «чешские», «немецкие» дома. Кроме иностранцев, строительство жилых домов осуществляли советские и болгарские строители треста «Оренбургнефтегазстрой» Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. Строительные панели для домов доставляли из Оренбурга. Панельные дома типового проекта построенные этим трестом уступают по качеству иностранным, монолитно-панельным (4 и 5 мкр. Чехословакия) и панельным (10 мкр. ГДР).
В А. всегда были проблемы с водой. Большая часть частного сектора обеспечивалась водой из водоразборных колонок и колодцев. Для новых микрорайонов недалеко от А. потребовалось создать новый водозабор, включающий 8 подземных скважин и комплекс водозаборных сооружений.
До конца 1980-х гг. в А. не было центральной канализации. Существующие пятиэтажные, двухэтажные жилые дома и благоустроенные общежития учебных заведений и организаций для сбора фекальных вод обеспечивались, так называемыми, «септиками»- простейшими железобетонными конструкциями вкопанными в землю, которые периодически откачивались ассенизационным транспортом. Попытки построить канализационный коллектор предпринимались в 70-ые гг. Однако, вследствие высокого уровня грунтовых вод и плывунов, эта попытка из-за слабой технической базы и профессиональной подготовки местной строительной организации (ПМК-3), окончилась неудачей. С началом строительства новых микрорайонов эта проблема была решена как в новостройках, так и в «старом» городе — построены канализационные коллекторы и городская канализационная сеть. Смонтированы мощные городские канализационные очистные сооружения. Проведены работы по созданию дренажной системы (город стоит на плывунах и подтопляемой территории).
Были построены в соответсвие с европейским качеством путепровод через железную дорогу и основные городские автодороги. Все эти работы производились преимущественно иностранными строителями и по своим технологиям.
Уральские дорожники произвели работы по строительству асфальтированных дорог Уральск-Бурлин-Оренбург, Бурлин-Аксай, Аксай-Илек (через территорию осваиваемого Карачаганакского месторождения).
В городке чешских строителей в А. ныне размещены иностранные специалисты компании КПО б.в., ныне осваивающей месторождение по соглашению о разделе продукции. Город был и остается одним из самых высокооплачиваемых регионов в стране. Несмотря на то что город является малонаселенным, цены на продовольственные продукты и услуги остаются очень дорогими и стоят в одном ряду с такими городами как Атырау и Астана.
Добыча газа и конденсата на крупнейшем Карачаганакском месторождении, сервисные компании, комбикормовый завод, элеватор, железнодорожная станция.
Общеобразовательные школы, сельскохозяйственный техникум.
Радио:
Название |
Частота, МГц |
Язык вещания |
Язык музыки |
|
91,7 |
RU, KZ |
KZ |
Аксай |
100,5 |
RU, KZ |
RU, EN |
Казахское радио |
101,4 |
KZ |
KZ |
Ретро |
103,2 |
RU, KZ |
RU, EN |
NS |
105,0 |
RU, KZ |
RU, EN |
Газеты:
«Будни Аксая»
Интернет. Портал города:
аксай.kz — информационно-справочный ресурс