|
Интерактивный тест к уроку окружающего мира "Природные зоны "Пустыни", конспект урока &quoИнтерактивный тест к уроку окружающего мира "Природные зоны "Пустыни", конспект урока "У Чёрного моря"; 4 классУ р о к 29 У ЧЕРНОГО МОРЯ. ПРИРОДА
ЧЕРНОМОРСКОГО Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. 2. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей. 3. Учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой. 4. Совершенствовать речь, умение наблюдать. О б о р у д о в а н и е: карта «Природные зоны России». Презентация «У Чёрного моря», интерактивный тест «Пустыни».
Ход урока I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. –Сегодня нас ждет... теплая морская вода. Мы будем исследовать Черноморское побережье Кавказа. Побываем на берегу Черного моря! II. Проверка знаний и умений. Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с: – Где в нашей стране имеются пустыни? – Каковы условия жизни организмов в этой природной зоне? – Назовите растения и животных, которые встречаются в пустыне. – Как растения и животные приспособлены к условиям жизни в пустыне? – Чем занимается население в полупустынях и пустынях? – Как деятельность людей влияет на природу пустынь? – Как нужно охранять природу в этой зоне? По выбору учителя несколько учащихся выполняют индивидуальную работу на карточках. № 1. Найдите лишний объект: а) верблюжья колючка, тюльпан, саксаул; б) верблюд, медведь, лось; в) тополь, береза, саксаул; г) змея, тушканчик, белка; д) ящерица, черепаха, бархан. № 2. Укажите природную зону для каждой цепи питания: а) ягель олень волк ( … ); б) зерно суслик орел ( … ); в) голубика лемминг белая сова ( … ); г) колосняк мышь-песчанка песчаный удавчик ( … ). № 3. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: В пустыне … (жаркое) продолжительное лето. Ветер носит холмы песка, которые называются … (барханами). Растения пустыни невысокие с … (длинными) корнями. Животные пустыни чаще ведут … (ночной) образ жизни. В пустыне встречаются животные, которые кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи, – … (сайгаки). А забавное животное ... (тушканчик) передвигается прыжками. Интерактивный тест «Пустыни» Интерактивный тест составлен из 10 вопросов, рассчитан на 10 минут. На 1 – 2, 4 - 10 вопросы нужно давать 1 правильный ответ, на третий вопрос – три ответа. До того, как нажать кнопку «ответ готов», можно исправить, если ученик заметил ошибку. Если ученик допустил ошибки, то ему предлагается их исправить, а потом ещё раз пройти тест. Оценка выставляется автоматически, что облегчает работу учителя. Тест необходимо открывать в программе Power Point 97-2003, включив макросы. Для выхода нажать кнопку «Esc», изменения не сохранять.
III. Работа над новой темой. Учитель. Сегодня у нас с вами заключительное путешествие по природным зонам России. Это Черноморское побережье Кавказа – одна из самых замечательных и своеобразных, можно сказать уникальных, зон. Запись на доске и в тетрадях: «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона». Учитель. Покажите на карте субтропическую зону. Что рассказывает нам карта? Ученики. Эта природная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье Черного моря: между Кавказскими горами и Черным морем. Учитель. В каком тепловом поясе расположена субтропическая зона? Ученики. В умеренном поясе, но ближе к Северному тропику, значит, солнечные лучи падают прямо и земля получает больше тепла. Учитель. Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных ветров с севера. Солнце поднимается здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остается выше нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, в здешних садах цветут розы. Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море. Как хорошо ты, о море ночное, – Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно. На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром… Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Вот с какой любовью изображает море поэт Ф. И. Тютчев. И действительно, зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С поверхности моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные осадки. Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. Здесь растут вечнозеленые растения. А что же обозначает слово «субтропики», если в переводе с латинского приставка «суб» значит «под»? Ученики. Значит, субтропики – это территория под тропиками. Учитель. Точнее, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь маленький кусочек. Итак, мы должны выяснить, каковы отличительные особенности растительного мира субтропиков. Учитель предлагает прочитать статью на с. 133 учебника и ответить на вопрос: «Каков растительный мир на побережье Черного моря?» Ученики. Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25–40 метров. Его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Очень много растений, привезенных из разных стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых растений: инжир, персики, грецкие орехи. Учитель. Прочитайте статью ученика на с. 136, рассмотрите иллюстрацию «Животный мир субтропической зоны» на с. 134–135 и ответьте, каких животных можно здесь встретить. Ученики. Животный мир Черноморского побережья богат и разнообразен. В лесах обитают медведи, кабаны, барсы и шакалы. Цикады питаются соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Много ящериц и змей. Эти животные обитают на суше. Встречаются животные, которые добывают себе пищу в море. Это птицы – чайки, бакланы. Удивительны морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову Конька-горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого и больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
Учитель проводит игру: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура, замри! Учитель. Черноморское побережье – российская здравница. Солнечные лучи, морская прохлада, вечнозеленая растительность, радующая глаз, теплые ласковые волны, набегающие на берег, привлекают тысячи людей в эти края. Здесь построены санатории, дома отдыха. Но люди, приезжающие сюда отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Учитель предлагает учащимся прочитать статью «Человек у моря» на с. 136–138 учебника и ответить на вопрос: «Каковы экологические проблемы субтропической зоны?» Ученики. Сточные воды и мусор попадают в море и загрязняют его. Люди, приехавшие отдыхать, ловят насекомых на память и ломают ветки растений. Учитель. Какие меры необходимо принять для решения экологических проблем этой природной зоны? Ученики. Создан Сочинский национальный парк для сохранения уникальной природы. В Красную книгу России занесены растения этих мест (иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный) и животные (жужелица кавказская, черноморская афалина). IV. Закрепление изученного материала. Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России? Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель. Каков растительный мир субтропиков? Учащиеся дают ответы и заполняют схему:
Учитель. Каков животный мир субтропиков? Учащиеся дают ответы и заполняют схему:
Учитель. Запишите 2–3 цепи питания. растения цикады богомол птицы; водоросли рыбы чайки. Учитель. Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? Ученики. Бережно относиться к природе, не бросать мусор на берегу, носить головной убор, купаться только со взрослыми. Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
Вопросы к кроссворду: 1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи. 2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод с пушистой кожицей. 3. Род морского рака. 4. Морское млекопитающее отряда китов. 5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку. Привезено из Северной Америки. 6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки. Учитель. Мы должны бережно относиться к удивительному миру субтропиков. V. Итог урока. Выставление оценок. Учащиеся читают вывод на с. 140 ученика. Домашнее задание. С. 132–140. Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, 3.
|
Loading
|