
Урок 45. Обобщение знаний
о
составе слова
Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развивать умение разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какой смысловой оттенок внесли суффиксы в слова?
– Как разобрали слова ветерок, козочка, корзинка по составу?
III. Минутка чистописания.
IV. Словарная работа.
Учитель называет слова с непроверяемыми гласными: дорога, малина, земляника, молоко, мороз, урожай, осина.
Дети подбирают к каждому слову однокоренное прилагательное и пишут словосочетания, например: дорожные знаки, малиновый компот, земляничное варенье, молочный магазин, морозное утро, урожайный год, осиновая роща.
Затем ученики по выбору учителя разбирают прилагательные по составу.
V. Закрепление изученного о составе слова.
1. Работа над словами-антонимами. (Упр. 179.)
2. Исключение из цепочек лишних слов.
На доске записаны цепочки слов:
рыбка, дубок, горка, норка;
тракторист, пианист, танкист, печник;
полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
хвостище, глазоньки, усище, когтище;
шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр
– Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Напишите оставшиеся слова, выделите суффиксы.
3. Работа над предложениями.
– Составьте и запишите начатые определения. Разберите по составу слова, вписанные вместо точек. Подчеркните орфограммы.
На доске записаны предложения:
Клумба – это участок земли, на котором растут … .
Школа – это …, в котором учатся … .
Ручка – это предмет, которым … .
Карандаш – это предмет, которым … .
Строитель – это человек, который … .
VI. Физ.минутка.
VII. Проверочная работа.
Интерактивный тест «Состав слова».
Интерактивный тест составлен из 8 вопросов, рассчитан на 10 минут. На первые четыре вопроса нужно давать 1 правильный ответ, на следующие четыре вопроса – три ответа. До того, как нажать кнопку «ответ готов», можно исправить, если ученик заметил ошибку. Если ученик допустил ошибки, то ему предлагается их исправить, а потом ещё раз пройти тест.
Оценка выставляется автоматически, что облегчает работу учителя. Тест необходимо открывать в программе Power Point 97-2003, включив макросы. Для выхода нажать кнопку «Esc», изменения не сохранять.
Предлагаемый тест содержит задания, составленные в соответствии с примерной программой общеобразовательных учреждений по русскому языку.
3 слайд – Ответ: корень
4 слайд – Ответ: приставка
5 слайд – Ответ: окончание
6 слайд – Ответ: суффикс
7 слайд – Ответы: заморозки, подготовка, подружка
8 слайд – Ответы: площадка, кораблик, ездовой
9 слайд – Ответы: слепой, станция, слезинка
10 слайд – Ответы: подделал, подскочил, подоконник
VIII. Итог урока.
– Что нужно сделать, чтобы найти корень слова?
– Что вы знаете о приставке? О суффиксе? Об окончании?
Домашнее задание. Упражнение 180.