
Год: 2000
Издательство:
Генезис
ISBN: 5-85297-025-5
Язык: Русский
Формат:
DOC
Качество: Распознанный текст без
ошибок (OCR)
Количество страниц:
269
Книга Р. Смид «Групповая
работа с детьми и подростками» адресована
психологам, ведущим детские и подростковые
группы. Она будет полезна как начинающим
специалистам, так и тем, кто уже имеет
опыт такой работы.
В чем заключается
специфика работы с детьми и подростками?
Как организовать и провести работу
группы в соответствии с этическими
нормами? Какие этапы проходит группа в
своем развитии? Как построить занятие?
Как работать в группе с проблемными
ситуациями и использовать возникающие
трудности для развития группы? Как
оценивать результаты работы? Ответы на
эти и многие другие вопросы вы сможете
найти в книге.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.................................................................................................. 5
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 7
ЧАСТЬ 1. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
ОСНОВЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.................................................................................... 12
Типы групп...................................................................................................... 12
Содержание и процесс..................................................................................... 16
Стиль ведения группы...................................................................................... 18
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТАНТА
И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ............................... 19
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ............................................................................ 31
Шаг 1: Оценка потребностей возможных клиентов............................................... 31
Шаг 2: Подготовка проекта групповой работы..................................................... 32
ШагЗ: Реклама группы...................................................................................... 35
Шаг 4: Выбор методов оценки работы группы..................................................... 39
Шаг 5: Процедура отбора участников группы...................................................... 51
Шаг 6: Подготовка материалов и система взаимодействия с людьми,
не участвующими в групповой работе................................................................ 61
Шаг 7: Проведение занятий............................................................................... 63
Шаг 8: Проведение заключительного тестирования............................................. 66
Шаг 9: Оценка результатов............................................................................... 66
Шаг 10: Проведение дополнительной встречи..................................................... 67
ОСНОВЫ ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА.............................................................................. 68
Предварительная подготовка............................................................................ 69
Начальная стадия............................................................................................ 70
Переходная стадия.......................................................................................... 73
Рабочая стадия............................................................................................... 75
Завершение..................................................................................................... 78
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ТОЧКА РОСТА ГРУППЫ....................................................... 80
Агрессия......................................................................................................... 81
Монополизация................................................................................................ 84
Манипулирование вниманием........................................................................... 86
Сопротивление................................................................................................ 86
Застенчивость................................................................................................. 88
Нарушение конфиденциальности....................................................................... 90
Группировки.................................................................................................... 92
Споры и ссоры................................................................................................ 95
Массовый выход из группы.............................................................................. 99
Плач.............................................................................................................. 100
ЧАСТЬ 2. ВЕДЕНИЕ ГРУППЫ____________________________________
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ................................................................................. 104
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ............................................................... 109
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ............................................................................................ 115
РАБОТА В ПОДГРУППАХ........................................................................................ 121
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО КРУГУ («КРУГ»)....................................................................... 124
ТЕХНИКА ПРИСОЕДИНЕНИЯ.................................................................................... 130
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ
УПРАВЛЕНИЯ ДИСКУССИЕЙ.................................................................................... 134
РАЗЛИЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЯ......................................................... 137
СОПЕРЕЖИВАНИЕ.................................................................................................. 147
ВОПРОСЫ............................................................................................................... 153
ОБСУЖДЕНИЕ (ШЕРИНГ)......................................................................................... 157
ПРИЕМЫ ПРЕРЫВАНИЯ.......................................................................................... 162
ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ........................................................................................... 166
УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ.................................................................................... 172
ЧАСТЬ 2. ПРИЕМЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ С УЧАСТНИКАМИ ГРУППЫ............................................... 180
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ........................................................................................... 185
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ................................................................................................ 192
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ................................................................................................... 200
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ:
ОБУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРАХ....................................................................................... 207
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ:
САМОМОДЕЛИРОВАНИЕ......................................................................................... 214
ДИАГРАММА ОТВЕТСТВЕННОСТИ............................................................................ 220
РЕЛАКСАЦИЯ:
ТЕХНИКА ПОСТЕПЕННОГО РАССЛАБЛЕНИЯ МЫШЦ.................................................... 226
«Я.-ВЫСКАЗЫВАНИЯ............................................................................................. 233
РИТУАЛЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ........................................................... 240
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ДЛЯ ГРУППОВЫХ
КОНСУЛЬТАНТОВ.................................................................................................. 247
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ
С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ГРУППЫ.......................................................... 261