
Год: 2005
Издательство: Академия
ISBN:
5-7695-2275-5
Серия: Высшее профессиональное
образование
Язык: Русский
Формат:
DjVu
Качество: Сканированные страницы
+ слой распознанного текста
Количество
страниц: 288
Пособие посвящено
одной из наиболее актуальных проблем
нашего времени - восстановлению и
поддержке психического здоровья людей,
перенесших глубокую душевную травму.
Его особенность - психотерапевтическая
направленность. Рассмотрены закономерности
переживания кризиса, "спровоцированного"
трудными и экстремальными ситуациями,
и основные подходы к оказанию
психологической помощи человеку в этот
период. Представлена авторская модель
психологического сопровождения в
кризисной ситуации, а также конкретные
психотехники для различных этапов
оказания помощи.
Для студентов
психолого-педагогических вузов. Будет
полезна практическим работникам
помогающих профессий: психологам,
социальным работникам, педагогам,
сотрудникам служб социально-психологической
помощи населению.
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора....................................................................................................... 3 ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ Глава 1. Введение в психологию жизненных ситуаций............................. 5 1.1. Жизненная ситуация: определение и основные подходы..................5 1.2. Соотношение объективного и субъективного в ситуации................. 9 1.3. Понятие «личность в ситуации»..........................................................16 1.4. Образ мира и оказание психологической помощи в трудных и экстремальных ситуациях................................17 Г л а в а 2. Трудные жизненные ситуации.....................................................22 2.1. Ситуации обыденной (повседневной) жизни...................................22 2.2. Характеристика трудных жизненных ситуаций..................................27 2.3. Объективный аспект трудной жизненной ситуации.........................30 2.4. Субъективный аспект трудной жизненной ситуации.......................33 2.5. Единство объективного и субъективного аспектов трудной жизненной ситуации............................................................................35 ЧАСТЬ II. ЧЕЛОВЕК В ТРУДНОЙ И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИЯХ Глава 3. Основные стратегии и техники поведения человека в трудных жизненных ситуациях.................................................................46 3.1. Психологические защиты....................................................................46 3.2. Совладание............................................................................................48 3.3. Переживание.........................................................................................53 3.4. Техники поведения в трудных жизненных ситуациях.......................54 Г л а в а 4. Человек в экстремальных ситуациях..........................................69 4.1. Представление об экстремальных ситуациях.....................................69 4.2. Феноменология чрезвычайной ситуации: динамика психических состояний и поведения человека..................................72 4.3. «Скорая помощь» в чрезвычайной ситуации.....................................82 4.4. Психологический дебрифинг..............................................................89 Глава 5. Психологические последствия трудных и экстремальных ситуаций....................................................................................102 5.1. Кризис как психологическое последствие трудных и экстремальных ситуаций.................................................................102 5.2. Динамика переживания в период кризиса.......................................109 5.3. Особенности образа мира человека в период кризиса....................112 ЧАСТЬ III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ТРУДНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ Глава 6. Основные средства оказания психологической помощи в период кризиса.......................................................................130 6.1. Общение психолога с человеком в кризисной ситуации...............130 6.2. Базовые техники консультирования.................................................136 6.3. Помощь в преодолении отчуждения: социально-психологические технологии групповой работы...........................................................142 6.4. Психодрама и ролевое моделирование.............................................151 6.5. Методы поведенческой психотерапии..............................................158 6.6. Приемы самостоятельной работы между встречами с психологом: дневники, письма, аффирмации.............................163 Глава 7. Психологическое сопровождение личности в период кризиса.......................................................................173 7.1. Психологическое сопровождение как модель психологической помощи в период кризиса.................................................................173 7.2. Диагностическая стадия психологического сопровождения...........184 7.3. Основная (реабилитационная) стадия психологического сопровождения....................................................................................198 7.4. Завершение психологического сопровождения................................209 Заключение................................................................................................212 Приложения...............................................................................................215 1. Покорность и пытка.............................................................................215 2. Опросник «Совладание с трудными жизненными ситуациями».....216 3. Графическая методика «История жизненных переживаний личности»..............................................................................................221 4. Конкретные психотехники для реконструкции образа мира............224 5. «Семь шагов к себе»: структурированная психотехника ослабления созависимостей.................................................................245 6. Психологическое сопровождение в период кризиса: история Дмитрия Б...............................................................................250 7. Частный случай на фоне общей трагедии..........................................258 8. Между войной и миром: психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в Чеченской Республике............................................................................................264 9. Памятка: преодоление последствий пребывания в чрезвычайной ситуации....................................................................271 Список литературы...................................................................................276