Аксёнов Иван Александрович
Аксёнов Иван
Александрович(18 (30).11.1884, Путивль — 3.09.1935, Москва), рус. и сов. поэт, литературный и
художественныйкритик, переводчик.
Окончил Киевский кадетский
корпус, затем — Николаевское
военно-инженерное училище в Москве (1905).
Служил в инженерных войсках
в Киеве (1906—1908).
В связи с причастностью к солдатскому
бунту был переведён в Тобольскую
губернию.
По возвращении в Киев (ноябрь 1909
года) сблизился с литературно-художественными
кругами и посещавшими город столичными
литераторами.
Был шафером на
свадьбе Н. С. Гумилёва и А. А. Ахматовой (25
апреля, ст. ст., 1910) [1].
Во время Первой мировой войны служил
в действующей армии. Накануне Февральской
революции служил в инженерном
управлении Румынского фронта.
Осенью 1917 был арестован румынскими
властями. Провёл четыре месяца в тюрьме,
подвергался пыткам. Освобожден
после Октябрьской революции в
обмен на румынских офицеров.
Занимал высокие посты в Красной
армии; председатель ВЧК по борьбе
с дезертирством.
В 1918 году вошёл в состав Совета
Литературного отдела Наркомпроса.
С начала 1920-х — ближайший
сподвижник Вс. Э. Мейерхольда,
первый ректор Высших Театральных
мастерских (ГВЫТМ—ГВЫРМ, 1922—1923 гг.);
один из авторов (вместе
сМейерхольдом и В.Бебутовым)
знаменитой таблицы «Амплуа
актёра» (1922), переводчик «Великодушного
рогоносца» (23 апреля 1922).
Автор первого биографического очерка
о С. М. Эйзенштейне.
Был женат на поэтессе и переводчице,
участнице группы «ничевоков», Сусанне
Мар (1901—1965).
Под влиянием Лотреамона, других
французских поэтов и французских
художников увлёкся радикальным
новаторством и пропагандировал его в
статьях «Врубель, Врубель и без конца
Врубель» (1912), «К вопросу о современном
состоянии русской живописи» (1913).
Участвовал в диспутах о новом искусстве
вместе с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, А. В. Лентуловым и
др.
В 1915 стал идеологом «западнической»
ориентации в московской футуристической группе
«Центрифуга». Под маркой «Центрифуги» выпустил
сборник стихов «Неуважительные
отношения», иллюстрированный офортами А. А. Экстер (1916).
В начале 1917 издал книгу «Пикассо и
окрестности», в которой изложил свои
эстетические взгляды. Это первая в мире
монография о Пикассо.
На сюжет «Медеи» Еврипида написал
стихотворную драму «Коринфяне» (1918).
После революции входил в литературную
группу конструктивистов. Опубликовал
сборник стихов «Серенада» (1920). Подготовил
к изданию сборник «Эйфелия. Тридцать
од» (оформлениеЛ.Поповой, 1922, не
издан.)
С конца 1920-х занимался
преимущественно шекспироведением.
Независимо от Ф. де Соссюра открыл
принцип анаграмм в поэзии.
Выпустил под названием «Елисаветинцы» книгу
переводов пьес Дж. Форда, Дж.
Вебстера, С. Тёрнера, с
дополнением «трагической истории» Ф.
де Россе (1916). Подготовил к изданию
«Драматические произведения» Бена
Джонсона (1931—1933) и второй том переводов
английских драматургов «Елизаветинцы»
(Бен Джонсон, Томас Хейвуд, Джон
Флетчер, Томас Деккер,1938).
Сочинения:
(по году публикации)
Аксенов И. А. Врубель, Врубель и без
конца Врубель // Киевская неделя. — 1912.
Аксёнов И. А. К вопросу о современном
состоянии русской живописи // Сборник
статей по искусству. — 1913.
Аксёнов И. А. Неуважительные основания:
Стихи. М.: Центрифуга, 1916.
Аксёнов И. А. Пикассо и окрестности:
Монография. М., 1917.
Аксёнов И. А. Елисаветинцы [: Сб.
переводов: Джон Форд, «Как жаль
её развратницей назвать»; Джон
Вебстер, «Белый дьявол»; Карель
Тёрнер, «Трагедия
атеиста»; Envoi: «НовеллаРоссэ» ].
Вып.1 . М.: Центрифуга, 1916. — 299
с. — титул, обложка
Аксёнов И. А. Коринфяне: Трагедия.
М., 1918.
Аксёнов И. А. Серенада: Стихи. М.:
Мастарчув, 1920.
Аксёнов И. А. К ликвидации футуризма
// Печать и революция. 1921. № 3,
нояб.—дек.
Аксёнов И. А., Мейерхольд Вс. Э., Бебутов
В. М. Амплуа актёра. М., 1922.
Аксёнов И. А. От переводчика
[ «Великодушного рогоносца», 1922 ]
/ Публ. О.Фельдмана // Театр. 1997.
№ 6. С.172-173. То же в: Мейерхольдовский
сб. Вып.2: Мейерхольд и другие /
Ред.-сост. О. М. Фельдман.
М.: ОГИ, 2000. — ISBN 5-900241-20-3
[ Аксёнов И. А.: перевод ] Кроммелинк
Ф. Великодушный рогоносец. М.;
Л.: Гиз, 1926. — 126 с.
Аксёнов И. Почти всё о Маяковском // Новая
Россия. 1926. № 3. С.83 — 88.
Аксёнов И. А. «Гамлет» и другие
опыты, в содействие отечественной шекспирологии,
в которых говорится о медвежьих травлях,
о пиратских изданиях, о родовой мести,
о счётных книгах мистера Генсло, о
несостоятельности формального анализа,
о золотой инфляции в царствование
королевы Елисаветы, о тематическом
анализе временной композиции, о
переодевании пьес, о немецком романтизме,
об огораживании земельной собственности,
о жизни и смерти английского народного
театра, о классовой сущности догмата
о божественном предопределении, а также
о многих иных любопытных и назидательных
вещах. — М.: Федерация, 1930. —
217 с.
Аксёнов И. Основы кинодраматургии:
Лекции в Сценарной мастерской
«Межрабпомфильма», 1931 г.
// Киноведческие записки. 2000. № 44.
C.321—356.
Аксёнов И. А. Бен Джонсон: Жизнь и
творчество; Б.Джонсон, «Сеян» [:
трагедия в 5-и действ. / перевод ]
// Джонсон, Бен. Драматические
произведения: В 2 т. / Ред., вступит. ст.
и примечания И. А. Аксёнова,
предисловие И. И. Анисимова.
М.; Л.: Academia, 1931. Т. 1. С.21—110; 111—300.
Аксёнов И. Шекспир [ 1932 ]
// БСЭ. М., 1933. Т.62.
Аксёнов И. Трагедия о Гамлете, принце
датском, и как она была сыграна
актёрами Театра имени
Вахтангова // Советский театр. 1932.
№ 9. С.21.
Аксёнов И. А. Бен Джонсон в борьбе
за театр; Джонсон Б., «Вольпона» [
/ перевод] // Джонсон, Бен. Драматические
произведения: В 2 т. [: «Вольпона»;
«Каждый по-своему» / пер. П. Соколовой;
«Склад новостей» / пер. Т. Левита ].
М.; Л.: Academia, 1933. Т. 2. — 696 с.
Аксёнов И. А. Сергей Эйзенштейн.
Портрет художника / Общ. ред., послеслов.
и коммент. Н. И. Клеймана.
М.: Киноцентр, 1991. — 128 c. — рецензия
Аксёнов И. А. Шекспир [: статьи]. Ч.
1. М.: Гослитиздат, 1937. — 363 с.
Аксёнов И. А. Елизаветинцы: Статьи и
переводы: [ «Бен Джонсон: Жизнь и
творчество» 1931; «Бен Джонсон в
борьбе за театр» 1933; «Томас
Хейвуд и Томас Деккер» 1932; «Джон
Флетчер»; Т.Хейвуд, «Красотка с
Запада»; Т.Деккер, «Добродетельная
шлюха»: Ч.1, 2; Д.Флетчер, «Укрощение
укротителя» ]. М.: Художественная
литература, 1938. — 719 с.
[ Аксёнов И. А.: перевод ] Россе Ф.
де. Из «Трагических историй»: Истрория
V: О трагической любви брата и сестры и
о несчастной и печальной их кончине //
Новые забавы и весёлые разговоры.
Французская новелла эпохи Возрождения
/ Сост., вступ. ст. и коммент. А.
Михайлова. М.: Правда, 1990. — ISBN
5-253-00012-7
Аксёнов И. А. Из творческого наследия:
В 2 т. [Том 1: Письма, изобразительное
искусство, театр; Том 2: История литературы,
теория, критика, поэзия, проза, переводы,
воспоминания современников] /
Составитель Н. Адаскина. М.: RA, 2008. —
638+460 c. («Архив русского авангарда») — ISBN
5-902801-04-4
Исследования:
Аксёнов, Иван Александрович // Русские
писатели. 1800—1917. Биографический
словарь. — Т. 1: А — Г. —
Москва: Большая Российская энциклопедия,
1992. — С. 41–42.
Фельдман О. И. Аксёнов о форме и
смысле «Великодушного
рогоносца» // Театр. 1997. № 6.
С. 172–174. То же в: Мейерхольдовский
сб. Вып. 2: Мейерхольд и другие /
Ред.-сост.О. М. Фельдман.
М.: ОГИ, 2000. — ISBN 5-900241-20-3
Елисеев Н. Досуги библиографа //
Постскриптум: Литературный журнал. 1997.
№ 3 (8). — С. 281—295. (Раздел: «Кто
такой А.?») — ISBN 5-901027-06-X.