|
Конспект и презентация к уроку физики в 7 классе "Плавание тел"Конспект и презентация к уроку физики в 7 классе "Плавание тел"Цели урока:
Оборудование
Ход урока (Урок сопровождается показом презентации)
1.Оргмомент. Беседа о погоде, о лете, о купании в водоёмах. Объявление темы урока. (Слайд 1) посмотрите на экран, что можно сказать о телах, которые изображены здесь? (Плавают). Тогда сформулируйте тему нашего урока. (Щелчок по слайду 1). 2. Актуализация знаний. Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде? Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.
Сегодня над морем Учитель показывает Слайд 2 и обращает внимание на подводную часть айсберга. А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? (Учащиеся путаются в ответах.) Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости? Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему. Проблема. Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости. А вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? (Слайд 3) С какой силой связано это имя? (Слайд 4). Как найти архимедову силу? (Слайд 5). Назовите, какие силы действуют на тело, плавающее внутри жидкости. (слайд 6). 3. Решение проблемы - изучение нового материала. Начнём исследование. Проведём опыт 1. Цель работы: Провести наблюдение за поведением деревянного и железного брусков, погруженных в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы. Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка. Последовательность проведения опыта. Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. Опустите их в стакан с водой. Назовите, какие силы, действуют на бруски. Как они направлены? Вывод: Железный брусок опустится ниже, т.к. сила тяжести, действующая на него больше архимедовой силы, а деревянный брусок будет выше, т.к. архимедова сила, действующая на него больше силы тяжести. Значит, плавание тел зависит от того, какая из сил больше. Проверка по слайду 7: Когда тело плавает на поверхности? (Щелчок по слайду 7). Когда плавает внутри? (Щелчок по слайду 7). Когда тонет? (Щелчок по слайду 7). Продолжаем исследования. Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать? Проведём опыт 2. Заставьте кусочки картошки плавать. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети, возможно, догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль). Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела. Докажем это ещё и теоретически. Назовите формулу, выражающую закон Архимеда. (Щелчок по слайду 7). Назовите формулу для вычисления силы тяжести (Щелчок по слайду 7). Что общего в обеих формулах? Чем отличаются? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ. (Проверим по слайду 7). Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной. (Слайды 8-9). Вернёмся к моему вопросу. А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? (Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ). Поработаем с таблицей плотностей веществ.
Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды. Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы. Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка. Последовательность проведения опыта. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку на глубину 3–4 см в стакан с водой. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды. На основе проделанного опыта сделайте вывод. Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка. Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел. Продолжим беседу о жидкостях. Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин. Укажите порядок расположения жидкостей. Проверить по слайду 10. Опыт 4. (дополнительно) Заставьте пластилин плавать в воде. (Дети, возможно, догадаются сделать из пластилина маленький кораблик.) Почему же одно и то же тело ведёт себя по-разному? Вывод. Если изменить объём пластилина, то можно заставить его плавать. 4. А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом компьютер. Подведение итогов тестирования, работа над ошибками, которые показал компьютер. 5. Подведение итогов. Домашнее задание.
Любителям географии. Большое Соленое озеро, расположенное в США, в западном штате Юта, 120 км в длину и 80 км в ширину. Это самое большое озеро Запада Америки. Но катание на лодке здесь не радует. На водных лыжах кататься тоже рискованно: падение грозит... переломом костей! То же самое относится к нырянию. Был случай, когда подросток, отмахнувшись от советов, разбежался и нырнул. Вытащили его со сломанной шеей. Ударился он не об дно, а о... воду. И не удивительно: анализ показывает, что в ней содержится до 25 % твердых веществ, главным образом, окаменевшей соли. Плыть в такой воде нелегко. Есть ли на Земле ещё похожие водоёмы? Любителям литературы. Какой писатель в своём произведении описал поведение животных и человека в этом водоёме? Любителям биологии. Объясните, как рыбки легко могут изменять глубину погружения. |
Loading
|