Центральный Дом Знаний - Государственное регулирование рыночной экономики курсовая работа

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Государственное регулирование рыночной экономики курсовая работа

Введение

В любой современной стране государство, правительство играет важную роль в функционировании и развитии национальной экономики. На сегодняшний день практически невозможно представить себе независимую от государства рыночную экономику. Проблемы государственного вмешательства в экономику были и остаются актуальными на протяжении всей истории государства. Особо большое значение они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночному механизму отведена роль регулятора хозяйственных связей. Государственное регулирование – это одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государства в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса, вмешательство государства в экономику страны просто необходимо. Ведь именно грамотная экономическая политика государства способна создать условия для стабилизации сложившейся сегодня экономической ситуации. В предложении Российской Федерации к саммиту двадцати в Лондоне (апрель 2009), опубликованном на официальном сайте президента Российской федерации 16 марта 2009 года, были вынесены восемь основных тезисов, по которым необходимо реформировать мировую финансовую систему, и перечислены направления государственного регулирования экономики.

Тема курсовой работы была мной выбрана в связи с ее чрезвычайной актуальностью в настоящее время. Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; выявить главные отличия государственного регулирования экономики в России от других стран.

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы.

Государственное регулирование экономики – это совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых специальными государственными учреждениями. Эти меры необходимы в условиях изменяющейся социально-экономической системы и изменяющихся условиях хозяйствования. Цели государственного регулирования экономики делят на генеральные и конкретные. Генеральные цели – это достижение общественной и экономической стабильности, а конкретные – связывают общественные и частные интересы и различаются по объектам государственного регулирования. Объектами выступают отдельные экономические секторы и регионы, где возникают проблемы, которые с помощью рыночных регуляторов разрешить нельзя. Субъектами выступают федеральные, региональные, муниципальные и коммунальные органы управления.

Сегодня наиболее распространенной и эффективной является рыночная экономическая модель со своим рыночным механизмом, который обеспечивает регулирование хозяйственных связей. Рыночная экономика – это социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарных отношений. Она опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. Распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг опосредуются спросом и предложением. Система рынков и цен, конкуренция являются координирующим и организационным механизмом рыночной экономики, и в значительной мере обеспечивает ее саморегуляцию. Но в тоже время осуществляется определенная степень вмешательства государства. Рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. В период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т. п. Освоение космоса требует огромных денежных затрат, но они находятся за пределами рынка и регулируются не рыночными отношениями. Поэтому, здесь решающее слово за государством, ведь одной из важнейших функций его является обеспечение научно-технического прогресса.

Усиление межгосударственной интеграции на основе разделение труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, экологией и т. п. Кроме того, рынок не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. Государство, в лице правительства занимается организацией благотворительных фондов, в помощь нуждающихся, инвестирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Так же, государство устанавливает минимальный размер заработной платы, продолжительность рабочего времени, отпуска, величину прожиточного минимума. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех, кто может и хочет работать. Он не несёт ответственности за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.). Государство призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на экологическую безопасность; запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Как раз это сейчас и происходит в экономике. Государству принадлежит важная роль в создании и развитии составных частей рыночного механизма – цены, спроса и предложения. При переходе от административно-командной формы к рыночной происходит превращение монопольного рынка в конкурентный, в результате чего конкуренция становится двигателем прогресса, но при этом растет дифференциация общества. И только государство способно решить возникающие при этом проблемы. Осуществляя либерализацию цен, государство создает благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднего бизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новых продавцов-производителей. Так же, государство может регулировать и систему цен в интересах общества. Важная роль принадлежит государству в создании благоприятных условий для поддержания конкурентной среды внутри страны, а также для осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных элементов финансовой экономической системы (ФЭС) является обеспечение защиты мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирование деятельности естественных монополий. Как в России, так и в других странах с рыночной экономикой совершенная конкуренция и монополизация считаются закономерностями функционирования рыночного механизма. И возникшие, в результате безработица, инфляция,неравномерное распределение богатства, появление олигархии не могут быть преодолены в результате естественного хода экономического развития, но могут быть сглажены путем государственного регулирования. От успешного регулирования ФЭС во многом зависит и инвестиционный климат. Так же ФЭС защищает отечественных производителей от иностранной конкуренции посредством повышения ввозных пошлин и импортных квот. Например, недавно в России были повышены таможенные пошли на ввозимые иностранные автомобили с тем, чтобы защитить и поддержать российский Автопром в условиях глобального экономического кризиса. С помощью ФЭС государство через центральный банк и госбюджет выполняет следующие функции:

1) организует денежное обращение и регулирует денежные потоки;

2) формирует условия для нормального функционирования и развития информационных систем и транспортных коммуникаций;

3) предоставляет территории под рынки и рыночные сооружения;

4) организует подготовку и переподготовку квалифицированных кадров;

5) создает программы развития рыночной экономики.

Регулирование валютно-финансовой сферы также является важной функцией государства, а именно, обеспечение стабильности национальной валюты, которое является решающим условием устойчивости внутренних цен, экспортных цен и обеспечении повышения жизненного уровня населения.

Государство призвано осуществлять контроль над деятельностью всех звеньев рыночной инфраструктуры.

Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

В разных странах мира неодинаково, сообразно традициям и накопленному опыту строятся отношения между государством и экономическими субъектами. По-разному реализуется государственное вмешательство в экономику. Но главным для всех государств является стабилизация экономики, стимулирование сбалансированного экономического роста, а также благо человека, его нравственное и физическое благополучие, его правовая и социальная защищенность.

Исторически сложилось два основных подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества. Дж. М. Кейнс и его последователи считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из основных функций

государства. Выделяют три основных направления кейнсианства: левое,консервативное направление и неоклассическая школа.

Левое кейнсианство считает решение экономических противоречий увеличение расходов государства на общественные цели: строительство жилья, медицину, строительство дорог и т. д.

Консервативное направление главным считает максимальное увеличение прибылей.

Неоклассики считают, что с помощью эффективной денежно-кредитной и фискальной политики можно осуществить интеграцию вмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики и т. д.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования рыночных структур. Она не имеет достаточного

собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и применение практики государственного регулирования развитых стран, чтобы избежать ошибок в развитии.

В настоящее время сложно говорить о России как о едином национальном хозяйстве и, о ее экономике, как о целостной экономической системе. Еще

трудно прогнозировать возможность создания новых действенных механизмов саморегуляции в российской экономике. Среди важных элементов регулирования, созданных в России, можно отметить образование Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциациаций

товаропроизводителей. К этому можно добавить и разработанные Центральным банком России инструменты кредитно-денежной политики.

В последнее время во многих странах широко используется функция общественного выбора в принятии правительственных решений, которая определяет, что покупать правительству, как производить товары, для кого предназначаются государственные расходы, на кого распространяются льготы и т. д. Эта функция по своему экономическому содержанию основывается на главных экономико-политических задачах государства.

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик.

Диапазон сферы деятельности государства в экономике достаточно велик.

Оно в той или иной форме может участвовать в любой отрасли экономики. Но в первую очередь государство должно учитывать интересы общества, поэтому круг его непосредственной экономической деятельности ограничен.

Прежде всего, оно охватывает производство товаров и предоставление услуг, имеющих общественное значение, т. е. те товары, которые предназначены для коллективного потребления, в том числе для национальной обороны, создания и содержания сети государственных коммуникаций и информации, предоставление услуг в области образования и здравоохранения. Во многих странах, в том числе и в России государство является монополистом в отраслях добычи стратегического сырья,национальных путепроводов, системы спутниковой и других видов связи. Так же государство является собственником зданий, сооружений, предприятий как у себя в стране, так и за рубежом. Являясь собственником факторов производства и распорядителем бюджетных средств, государство принимает активное участие в работе рынка. С одной стороны, производя товары и услуги и совершая определенные закупки на рынке, государство представляет собой равноправного участника рыночных сделок, т. е. является предпринимателем. С другой стороны, являясь органом власти государство способно осуществлять регулирование рыночных отношений в разных направлениях. Достижение основной цели государственного регулирования

находится в прямой связи с реализацией конкретных целей, среди которых важными являются противодействие циклическим колебаниям и их последствиям, ограничение или поощрение последствий внешних эффектов. А также целенаправленное дорегулирование тех социально-экономических сфер, в которых действие рыночных регуляторов либо ограничено, либо отсутствует совсем.<....>

Как в России, так и в других странах экономика развивается как определенная функциональная экономическая система со сложившимися количественными и качественными характеристиками и регулирование экономики государствами осуществляется по-разному. В США и

странах ЕС действуют специальные программы по стимулированию роста экспорта товаров из развивающихся стран, который благоприятно влияет на состояние конкурентной среды на внутреннем рынке. Многие развитые страны, такие как США, Новая Зеландия, Дания, Япония Канада и Австралия, имеют эффективные функциональные системы поддержания уровня внутренних цен. Важнейшим макроэкономическим показателем устойчивости экономической системы является государственный бюджет. В тех странах, где созданы функциональные экономические системы поддержания определенного уровня доходов и расходов государства обычно имеет место не значительный уровень дефицита.

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное планирование; коммерческое прогнозирование. <....>

[ скачать работу ]

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24