
Год: 2008
Издательство: Питер
ISBN:
978-5-94723-369-8
Серия: Учебное пособие
Язык:
Русский
Формат: DOC
Качество: Распознанный
текст без ошибок (OCR)
Количество страниц:
432
В учебном пособии
представлена новая отрасль психологической
науки - гендерная психология. По разным
проявлениям психики и поведения
сравниваются девочки и мальчики, женщины
и мужчины. Используются материалы
многочисленных отечественных и зарубежных
исследований (в том числе - не переведенных
на русский язык). Учебные задания
разнообразны: подготовка доклада и
реферата, проведение пилотажных
исследований, тренинговые упражнения,
темы групповых дискуссий, творческие
задания. В Приложении помещены методики,
используемые для сравнения мужчин и
женщин по различным позициям. Некоторые
из них представлены как учебные задания.
Их применение позволит студентам, и
аспирантам приобрести навыки работы с
данными методиками.
Учебное пособие
предназначено для студентов и аспирантов,
обучающихся по специальности "Психология".
Оно может быть также полезно преподавателям,
которые читают курс гендерной психологии,
и специалистам, чьи профессиональные
интересы связаны с проблемами
дифференциации мужчин и женщин.
Оглавление
Предисловие ..................................................................................................................... 6
Глава 1. Введение в гендерную психологию............................................................. 9
Краткая история формирования гендерной психологии.................................. 9
Стратификация полов в разных культурах .................................................... 33
Предмет, задачи и методы гендерной психологии......... ................................ 38
Теории и концепции .............................. ................................................................. 42
Выводы......................................................................................................................... 55
Вопросы для самопроверки.................................................................................... 58
Учебные задания........................................................................................................ 58
Глава 2. Индивидные характеристики ................................................................... 60
Рост................................................................................................................................ 60
Вес.................................................................... ............................................................. 65
Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии ..................... 66
Питание и отношение к еде..................................................................................... 69
Телосложение............................................................................................................. 71
Некоторые физиологические показатели ......................................................... 80
Выводы..................... '.................................................................................................. 82
Вопросы для самопроверки ................................................................................. 83
Учебные задания........................................................................................................ 84
Глава 3. Гендерная демография.................................................................................. 85
Здоровье и болезни ................................................................................................... 85
Пропорция полов в обществе................................................................................. 89
Продолжительность жизни и смертность........................................................... 97
Выводы....................................................................................................................... 102
Вопросы для самопроверки .............................................................................. 102
Учебные задания ................................................................................................... 103
Глава 4. Психомоторика .......................................................................................... 104
Моторика в детском возрасте.............................................................................. 104
Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного
напряжения, волевое усилие.......................................................................... 107
Скорость, точность и тренировка психомоторики........................................ 114
Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях.................... 17
Лифтинг и причины половых различий в моторике...................................... 122
Выводы....................................................................................................................... 124
Вопросы для самопроверки ............................................................................... 125
Учебные задания ................................................................................................... 126
Глава 5. Ощущения и восприятие............................................................................. 127
Зрительная модальность....................................................................................... 127
Зрительно-пространственные способности.................................................... 139
4 Оглавление
Слуховая модальность.......................................................................................... 152
Тактильная модальность...................................................................................... 156
Другие модальности ............................................................................................ 159
Социальная перцепция.......................................................................................... 165
Выводы....................................................................................................................... 169
Вопросы для самопроверки .............................................................................. 172
Учебные задания ................................................................................................... 173
Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174
Внимание и память................................................................................................. 174
Общий интеллект, речь и математические способности............................. 182
Эмоциональные состояния................................................................................... 192
Выводы................................................................ ..................................................... 197
Вопросы для самопроверки .............................................................................. 198
Учебные задания .................................................................................................... 199
Глава 7. Личностные характеристики.................................................................... 200
Мотивация достижения и аффилиации .......................................................... 213
Мотивация власти и доминантность................................................................. 221
Другие характеристики личности ................................................................... 229
Выводы.............................................................. . . .................................................... 238
Вопросы для самопроверки .................................................... ,........................ 240
Учебные задания..................................................................................................... 241
Глава 8. Социальное поведение ............................................................................. 243
Стиль поведения ................................................................................................... 243
Успешность деятельности.................................................................................... 252
Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола ........ 263
Выводы....................................................................................................................... 272
Вопросы для самопроверки................................................................................. 274
Учебные задания..................................................................................................... 274
Глава 9. Гендерные отношения ................................................................................ 276
Гендерная сегрегация в детских группах ...................................................... 279
Мужчины и женщины в деловом мире.............................................................. 293
Дружеские и сексуальные гендерные отношения ....................................... 299
Супружеские отношения....................................................................................... 309
Взаимоотношения родителей и детей в семье .............................................. 318
Девиантные отношения......................................................................................... 325
Выводы....................................................................................................................... 333
Вопросы для самопроверки .............................................................................. 335
Учебные задания ................................................................................................... 336
Глоссарий ....................................................................................................................... 337
Литература...................................................................................................................... 346
Приложение к главе 1 ................................................................................................ 371
Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) .... 372
Оглавление 5
Приложение к главе 2....................................................................... '....................... 393
Методика Люшера.................................................................................................. 393
Приложение к главе 3................................................................................................ 394
Методика самооценки С. Я. Рубинштейн......................................................... 394
Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) .................. 394
Приложение к главе 4................................................................................................ 395
Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца ...................... 395
Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося
положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой ............................... 396
Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлин-
ского...................................................................................................................... 396
Приложение к главе 5................................................................................................ 397
Методики изучения зрительно-пространственных способностей ......... 397
Методики изучения социальной перцепции.................................................... 398
Методика изучения свидетельских показаний А. Ф. Кони.......................... 400
Методика «Свидетельские показания» Т. Линдхольма (Lindholm, 1999) 400
Приложение к главе 7................................................................................................ 403
Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулипности-феминности . . . 403
Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное
интервью В. Е. Кагана).................................................................................... 405
Сравнение своих успехов с другими (методика Е. Хесерингтона
и коллег, модификация Т. В. Бендас) ........................................................ 405
Методика ТАТ (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка
в модификации Т. В. Бендас........................................................................... 406
Проективная методика изучения мотивации достижений Люннеборга
и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас..................................................... 410
Проективная методика избегания успеха М. Хорнер (Horner, 1987),
модификация Т. В. Бендас ........................................................................... 410
Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V....................... 411
Приложение к главе 8................................................................................................ 417
Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова ................. 417
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза—К. Шнейера,
модификация Т. В. Бендас.............................................................................. 424
Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения
менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас ........... 425
Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женщин»
(разработано К. Джонсон (Johnson, 1994), модификация
Т. В. Бендас)........................................................................................................ 427
Предметный указатель .......................................................................................... 429