Бунин принадлежит к последнему
поколению писателей из дворянской
усадьбы, которая тесно связана с природой
центральной полосы России. "Так знать
и любить природу, как умеет И. А. Бунин,
мало кто умеет”, — писал Александр Блок
в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в
1903 году была присуждена Бунину за сборник
стихотворений "Листопад”, воспевающий
русскую деревенскую природу. В своих
стихотворениях поэт связал печаль
русского пейзажа с русской жизнью в
одно нераздельное целое.
Этой
грустной поэзией увядания, умирания,
запустения проникнуты и рассказы Бунина.
Но его рассказы также проникнуты
красотой, любовью. Как, например, рассказ
"Антоновские яблоки”. Это очень
красивый, интересный и своеобразный
рассказ.
Когда я читала
этот рассказ, меня преследовало странное
чувство. Я ждала, когда же кончится
вводная часть рассказа и начнется само
действие, завязка, кульминация, итог. Я
ждала, но вдруг рассказ закончился. Я
удивилась: "Почему это произведение
относится к рассказам, а в нем нет
сюжета?” Тогда я прочитала его еще раз,
медленно, никуда не спеша. И тогда он
предстал совершенно по-другому. Это не
эпическое произведение, а скорее
лиро-эпическое. Но зачем Бунин выбрал
именно такую форму?
Когда
я начала читать этот рассказ второй
раз, мной овладело ощущение сна. Во-первых,
рассказ начинается с многоточия. Вдруг
начинают появляться зрительные
образы.
"Помню большой,
весь золотой, поредевший сад, помню
кленовые аллеи”. Зрительные образы
подкрепляются запахами: "Тонкий аромат
опавшей листвы и запах антоновских
яблок”. Потом мы слышим звуки и совсем
погружаемся в эту атмосферу, поддаемся
настроению рассказа.
Но
что же это за жизнь, с которой знакомит
нас этот рассказ? Вот появляются первые
люди: "Мужик, насыпающий яблоки, ест их
с сочным треском одно за другим, но
мещанин никогда его не оборвет, а только
скажет — Ваши, ешь досыта”.
Мы
видим этих добрых, красивых, сильных
людей. А как они разговаривают друг с
другом, с каким вниманием, пониманием
и любовью!
"Хозяйственная
бабочка!... Переводятся теперь такие”,
— именно "бабочка”, а не обычная
сегодняшняя "женщина” или, грубо
говоря, "баба”.
Как
тонко Бунин передает все интонации,
выражения! Взять один только разговор
"батюшки” и Панкрата! Бунин заставляет
нас увидеть и почувствовать эту жизнь,
именно почувствовать. Как он передает
эти добрые, почти отеческие отношения
мужика и барина.
В
этом рассказе Бунин описывает помещичью
усадьбу. Уже мы видим ее не просто как
дом, а как нечто одушевленное, нечто
очень важное. "Мне его передний фасад
представлялся всегда живым, точно старое
лицо глядит из-под огромной шапки
впадинами глаз”. И действительно,
усадьба в XIX веке — это не просто место
жительства. Усадьба — это вся жизнь,
духовное развитие, это образ жизни. Еще
Грибоедов говорил об усадьбе: "Кто
путешествует в деревне, кто живет...” В
усадьбах проходила изрядная часть
духовной жизни России. Взять хотя бы
усадьбы Чехова, Блока, Есенина,
Шереметева.
И Бунин
погружает нас в эту жизнь. Летом — охоты,
мощное общение помещиков между собой.
А зимой — книги. Как Бунин описывает
состояние души этого человека, сидящего
в кресле и читающего "Онегина”, Вольтера!
У читающего возникают старинные образы,
он думает обо всем: о своих корнях, о
родне, о том, что до него тоже текла
жизнь, люди думали, страдали, искали,
влюблялись.
Бунин
ставит задачу показать Россию, эту
жизнь. Он заставляет задуматься об
истории, о своих корнях.
И
мы чувствуем это время, эту жизнь.
Чувствуем эту Россию, патриархальную,
с людьми не расчетливыми, а скорее
особыми, одним словом, русскими.