Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Рассказ Бунина "Господин из
Сан-Франциско” имеет остросоциальную
направленность, но смысл этих рассказов
не исчерпывается критикой капитализма
и колониализма. Социальные проблемы
капиталистического общества являются
лишь фоном, который позволяет Бунину
показать обострение "вечных” проблем
человечества в развитии цивилизации.
В
1900-х годах Бунин путешествует по Европе
и Востоку, наблюдая жизнь и порядки
капиталистического общества в Европе,
колониальных странах Азии. Бунин осознает
всю безнравственность порядков, царящих
в империалистическом обществе, где все
работают только на обогащение монополий.
Богатые капиталисты не стыдятся никаких
средств в целях умножения своего
капитала.
В этом
рассказе отражаются все особенности
поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен
для него, его смысл слишком прозаичен.
В
рассказе почти отсутствует сюжет. Люди
путешествуют, влюбляются, зарабатывают
деньги, то есть создают видимость
деятельности, но сюжет можно рассказать
в двух словах: "Умер человек”. Бунин
до такой степени обобщает образ господина
из Сан-Франциско, что даже не дает ему
никакого конкретного имени. Мы знаем
не так уж много о его духовной жизни.
Собственно, этой жизни и не было, она
терялась за тысячами бытовых подробностей,
которые Бунин перечисляет до мельчайших
деталей. Уже в самом начале мы видим
контраст между веселой и легкой жизнью
в каютах корабля и тем ужасом, который
царит в его недрах: "Поминутно взывала
с адской мрачностью и взвизгивала с
неистовой злобой сирена, но немногие
из обитающих слышали сирену — ее
заглушали звуки прекрасного струнного
оркестра...”
Описание
жизни на пароходе дается в контрастном
изображении верхней палубы и трюма
корабля: "Глухо грохотали исполинские
топки, пожиравшие груды раскаленного
угля, с грохотом ввергаемого в них
облитыми едким, грязным потом и по пояс
голыми людьми, багровыми от пламени; а
тут, в баре, беззаботно закидывали ноги
на ручки кресел, курили,
цедили
коньяк и ликеры...” Этим резким переходом
Бунин подчеркивает, что роскошь верхних
палуб, то есть высшего капиталистического
общества, достигнута только за счет
эксплуатации, порабощения людей,
беспрерывно работающих в адских условиях
в трюме корабля. И наслаждение их пусто
и фальшиво, символическое значение
играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом
"играть в любовь за хорошие деньги”.
На
примере судьбы самого господина из
Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности,
пустоте, никчемности жизни типичного
представителя капиталистического
общества. Мысль о смерти, покаянии, о
грехах, о Боге никогда не приходила
господину из Сан-Франциско. Всю жизнь
он стремился сравниваться с теми, "кого
некогда взял себе за образец”. К старости
в нем не осталось ничего человеческого.
Он стал похож на дорогую вещь, сделанную
из золота и слоновой кости, одну из тех,
которые всегда окружали его: "золотыми
пломбами блестели его крупные зубы,
старой слоновой костью — крепкая
лысина”.
Мысль Бунина
ясна. Он говорит о вечных проблемах
человечества. О смысле жизни, о духовности
жизни, об отношении человека к Богу.