Использованные материалы
Е.В.Ермилова, И.А. Товченик Технология 8 класс (для девочек) М.: Изд-во Мектеп 2008, г.
Е.В.Ермилова, И.А. Товченик Рабочая тетрадь 8 класс (для девочек) М.: Изд-во Мектеп 2008, г
Дата: ____________ Класс: _____________ Предмет: технология. № урока _______
Тема: «Приспособления к швейным машинам. ПТБ труда».
Цель урока: научить учащихся различать приспособления к швейной машине, научить учащихся работать с приспособлениями
Задачи:
образовательная: ознакомить учащихся с классификацией и назначением специальных машин; повторить ПТБ при работе на швейной машине; обеспечить усвоение материала по теме;
развивающая: прививать умения и навыки; развивать умение ставить себе цель запоминать материал; развивать культуру устной и письменной речи; развивать умение рационально работать с инструкционными картами; научить учащихся анализировать и определять особенности приспособлений к швейным машинам;
воспитательная: формировать дисциплинированность в работе; формировать у учащихся любви к труду и готовности добросовестно трудиться; учить сохранять материально-техническую базу школы; воспитывать умения соблюдать правила гигиены труда и быта; формировать элементарные умения домоводства; воспитывать, чувства взаимопомощи;
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения занятия:
- объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация),
- репродуктивный (инструктаж; практическая
работа, самостоятельная
работа);
Средства обучения:
предметно-натуральные объекты, наглядные пособия;
практические -трудовая деятельность;
эмоциональные - творческий интерес, удовлетворение в работе;
Оборудование и наглядности: учебник "Технология" 8 класс; наглядные пособия (таблицы, инструкции для приспособлений малой механизации к швейным машинам); машина, нитки, ножницы, хлопчатобумажный лоскут, линейка, мел.
Объект труда: швейные машины, приспособления малой механизации
Материально - техническое оснащение:
Оборудование ученических мастерских: ученические парты, стулья, инструменты и приспособления.
Технологическая карта: «Приспособления к швейной машине».
ТСО: компьютер, экран, проектор, СD – диск (урок составлен в программе Power Point )
Техника безопасности: «Правила техники безопасности при работе на швейной машине».
Литература для учителей: методическое пособие 8 класс, дидактический материал
Литература для внеклассного чтения учащихся: школьная энциклопедия, учебник технология 8 класс
Ход урока:
Организационная часть.
Подготовка учащихся к началу работы на уроке
Приветствие.
Проверка рабочей формы одежды.
Отметить отсутствующих.
Постановка целей и задач урока.
Повторение ПТБ. Учащиеся повторяют правила техники безопасности при работе с о швейными машинами. Учитель задает вопросы:
Какие ПТБ надо соблюдать при работе на швейной машине с ручным приводом?
Какие ПТБ надо соблюдать при работе на швейной машине с электрическим приводом?
Перечислите CГТ при работе на швейной машине?
Изложение нового материала.
Современные швейные машины имеют комплект приспособлений, которые позволяют быстро и качественно выполнить многие операции. Приспособления к швейным машинам позволяют повысить производительность труда, улучшить качество обработки изделий. С их помощью можно обметать петли, пришить пуговицы, подшить край потайными стежкам и, притачать тесьму-молнию, окантовать срез детали косой бейкой, вышивать. В промышленности выпускается большое количество разнообразных приспособлений. Приспособления малой механизации выпускаются и для бытовых швейных машин. В каждой швейной машине имеется комплект дополнительных лапок и приспособлений для выполнения различных строчек и швов. К приспособлениям относятся: лапка для застрачивания шнура, лапка - запошиватель, лапка для выполнения сборок, лапка для потайного стежка, лапка для обметывания петель.
Лапка для застрачивания шнура.
Применяется при отделки женских и
детских изделий. Шнур не должен
притачиваться к материалу. Работающий
подгибает материал рукой, направляет
шнур (рис.1).
Рис.1
Лапка - запошиватель. Слайд №3
Применяется при стачивании срезов и настрачивании запошивочных швов в белье. Лапка - запошиватель шарнирная (рис.2). Ее левый рожок имеет отросток с желобком для подгибания материала. Правый рожок является линейкой - направителем.
Рис. 2
Лапка для выполнения сборок. Слайд №4
Лапка – сборочник (рис.3) применяется для отделки женских и детских изделий. Лапка жесткая и имеет укороченную подошву с горизонтальной прорезью с левой стороны. Лапку можно применять для равномерного присборивания, используемого в качестве отделки изделия, и для одновременного соединения двух слоев ткани с присбориванием нижнего слоя. Материал присборивается в результате того, что задняя часть подошвы сразу за игольным отверстием срезана, а натяжение ниток сильнее обычного. Край ткани подкладывают под лапку-сборочник, устанавливают рычагом регулятора длину стежка и начинают шить. При длине стежка 4 мм получаются крупные сборки, при длине стежка 2 2,5 мм более мелкие. При работе сборочником получаются равномерные сборки, которые не смещаются и не сбиваются. Сборки не получатся, если на машине очень слабое натяжение ниток. Натяжение должно быть таким, какое требуется для шитья изделий из ситца, сатина, полотна. Рис. 3
Лапка для
потайного стежка.
С помощью лапки
для потайного стежка (рис.4) можно быстро
подшить изделие. Для того чтобы работа
получилась аккуратной и стежки
действительно были потайными, необходимо
потренироваться на лоскуте ткани.
1. На машину нужно установить лапку для
потайного стежка, иглу 70—80, заправить
тонкие швейные нитки в цвет ткани,
немного ослабить верхнюю пить.
2. Установить соответствующий
вид шва, длину стежка — 3—4 мм.
3.
Заметать нижний срез изделия вподгибку
с закрытым срезом. При этом строчку
прямых стежков прокладывать так, чтобы,
когда вы отогнете подгибку на лицевую
сторону, выступал край шириной 10 мм .
4. Подготовленный край ткани
положить под лапку для потайного стежка.
При этом сгиб верхней ткани проходит
вдоль упора лапки потайного стежка.
5.
С помощью регулировочного винта сдвинуть
упор влево настолько, чтобы игла при
левом проколе верхнего материала
попадала в самый край.
Рис. 4
Лапка с ограничительной линейкой.
Лапка с линейкой используется при шитье, когда последующую строчку нужно делать параллельно предыдущей (рис.5). Таким способом можно прошивать ряды и квадраты одинаковой ширины, простегивать ватные изделия (для этого вату прокладывают между двумя слоями ткани и равномерно прошивают). При помощи этой лапки можно пришивать застежку- молнию.
Рис.5 Лапка с
линейкой
Лапка с линейкой состоит
из лапки и линейки-направителя.
Линейку-направитель можно приближать
к лапке и отдалять от нее (максимальное
расстояние до 30 мм) или совсем вынуть
из стойки, например при пришивании
застежки-молнии.
Намечать линии
на ткани, по которым должны пройти
строчки, не требуется — лапка с
направляющей линейкой обеспечивает
параллельность строчек и равные
расстояния между ними. Но нужно следить
за тем, чтобы направляющая линейка
скользила точно по предыдущей строчке.
Если надо прострочить рисунок в
виде клеток или ромбов, то, кроме
продольных строчек, прострачиваются
еще поперечные строчки.
Правила техники безопасности при работе с приспособлениями малой механизации.
Устанавливая приспособления малой механизации нужно соблюдать правила техники безопасности:
Перед началом работы необходимо убрать рабочее место.
Пообобрать волосы, подвернуть рукава, убрать аксессуары и украшения.
Без разрешения учителя за швейную машину не садиться и не устанавливать приспособления малой механизации.
Устанавливать и снимать приспособления малой механизации, надо отверткой для лучшего закрепления его на лапкодержателе.
Инструменты и приспособления нельзя оставлять на платформе.
При установке приспособлений не держать ноги на педали.
Перед началом работы проверьте правильность установки приспособлений (хорошо ли держит регулировочный винт лапку, проходит ли игла в игольное отверстие).
Не приводить швейную машину в движение без ткани и с опущенной лапкой.
Перед работой проверить ткань на наличие в ней булавой и иголок.
Сидеть за швейной машиной прямо, не наклоняться близко к движущимся частям машины.
Во время работы не отвлекаться.
Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
Следить за положением рук, ног, корпуса.
После работы привести швейную машину в порядок.
Практическая работа. №1,2 . Слайд №5-6.
Практическая работа № 1
Установка приспособлений к швейной машине.
Инструменты и материалы: рабочая коробка, лоскутки тканей, нитки, швейная машина, отвертка, лапка линейка.
Последовательность выполнения работы:
Изучите строение лапки (рис. 6) с направляющей линейкой и установите лапку.
Игловодитель поставить в верхнее положение.
Ослабив регулировочный винт, снять нажимную лапку.
Правой рукой подвести лапку к стержню лапкодержателю так, чтобы паз винта крепления вошел под регулировочный винт.
Регулировочный винт закрепить.
Рис. 6 Лапка с направляющей линейкой: 1 – стойка; 2-паз; 3-рожок; 4-паз для иглы; 5-винт; 6-рычаг; 7- линейка - направитель;
Практическая работа № 2
Применение приспособлений к швейной машине.
Инструменты и материалы: рабочая коробка, лоскутки тканей, нитки, швейная машина, лапка линейка, ножницы, утюг, проутюжильник, распарыватель.
Последовательность выполнения работы:
Выкроить две детали размером 20х20
Сложить детали из ткани изнаночными сторонами внутрь и вложить между ними деталь из синтепона. Сколоть булавками, прометать.
Поставить лапку с линейкой, установить стежок 3…4 мм (рис.7). Выполнить строчку, чтобы получились ровные квадратики размером 3х3 или 4х4 см, для этого линейку установить на определенном расстоянии от иглы и закрепить винтом.
Края детали прострочить зигзагообразной строчкой.
Рис.7. Работа с лапкой – линейкой.
Самоконтроль: ширина шва равномерная по всей длине, строчка ровная, натяжение нитей нормальное.
Вводный инструктаж: направить учащихся на выполнение задания
Текущий инструктаж:
Проверить организацию рабочих мест;
Проверить правильность выполнения трудовых приемов;
Проверить соблюдение ПТБ.
Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученицам.
Закрепление материала:
Работа по карточкам- заданиям (1.2,3,4). Приложение 1.
1. Заполнить таблицу .
Вид приспособления |
Характеристика выполняемой работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Работа по карточкам- заданиям
Запишите ответ:
Какие приспособления к швейной машине вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для чего используется лапка с ограничительной линейкой?
__________________________________________________________________________
Какое приспособление применяется для выполнения сборок?
__________________________________________________________________________
Какие правила безопасной работы нужно соблюдать при установки различных лапок – приспособлений? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Допишите предложения
Приспособления к швейным машинам позволяют _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните таблицу
Рисунок
|
Название приспособления |
|
|
|
|
|
|
Заключительный инструктаж.
-подведение итогов занятия.
-анализ характерных ошибок и причин.
-сообщение оценки работы учащихся.
-Д-/задание:
»
Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.
Рефлексия: Слайд №7
«Ступени»
Обведите тот смайлик, который наиболее близок к уровню ваших сегодняшних открытий на уроке
Уборка рабочих мест.