Центральный Дом Знаний - Конспект и презентации к уроку биологии "Строение органов дыхания"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентации к уроку биологии "Строение органов дыхания"

Конспект и презентации к уроку биологии "Строение органов дыхания"

Урок

"Строение органов дыхания" 8 класс

Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек»

Тема «Дыхательная система»

Цели урока:

  • Образовательные:

    • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

    • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

    • выяснить механизмы голосообразования;

  • Развивающие:

    • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

    • развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных опытов;

  • Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

    • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Мы с вами закончили изучение темы «Кровеносная система». Знакомясь с ней, мы постоянно упоминали о связи кровеносной с еще одной системой нашего организма. Какой? -дыхательной

– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала

– Откройте, пожалуйста, тетради для предстоящей работы. Запишите тему сегодняшнего урока.

Слайд № 1. Тема: "Строение органов дыхания”

Слайд № 2. Задачи урока:

  1. Знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями.
    2. Понять сущность и значение дыхательного процесса.
    3. Выяснить механизмы голосообразования.

Сделайте несколько глубоких вдохов и попытайтесь понять, какие органы вашего организма начали работать. Вот что происходит в организме: Слайд № 3.

Что же такое, по-вашему, дыхание? (ответы)

Суммируя сказанное Слайд № 4. (запись в тетради) Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Исходя из определения, сформулируйте значение дыхания (ответы)

Слайд № 5 (запись в тетради)

Значение дыхания

  • Обеспечение организма кислородом

  • Удаление углекислого газа

  • Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности

  • Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Так как процесс дыхания выполняет несколько функций, выделяют 2 вида дыхания:

  • внешнее (вдох и выдох)

  • внутреннее (клеточное дыхание) Слайд № 6

Как вы думаете, может ли весь процесс дыхания выполнятся 1 органом?

- нет

Поэтому мы говорим об органах дыхания Слайд № 7 ( запись в тетради).

Органы дыхания – это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой

А как называются несколько органов, связанных общей функцией?

- дыхательная система Слайд № 8 Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части.
К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.
Дыхательная часть – это легкие, соединительнотканная оболочка – плевра и дыхательная мышца диафрагма

Слайд № 9. Дыхательные пути делятся на верхние и нижние. Пользуясь схемой в тетради и рисунком на экране, назовите органы, относящиеся к верхним и нижним дыхательным путям

Верхние: носовая полость, носоглотка

Нижние: гортань, трахея, бронхи

Слайд № 10 Перед вами таблица, которую мы заполним в ходе изучения нового материала. Перечертите её, пожалуйста. Заполняем 1 колонку

  • носовая полость

  • гортань

  • трахея

  • бронхи

  • легкие

Самостоятельная работа с учебником, с. 138-139. Класс разбивается на 5 групп и готовит краткий рассказ о «своем» органе. (3-5 мин самостоятельной работы, заполнение таблицы). Далее представитель каждой группы рассказывает об органах дыхательной системы, учитель демонстрирует рисунки на экране и комментирует.

Слайд № 11. Носовая полость (рассказ)

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань. В верхней части носовой полости находятся обонятельные рецепторы

Слайд № 12. Опыт "Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Слайд № 13.Гортань (рассказ)

Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.
Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.
Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди.
Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.
Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

Слайд № 14. Опыт

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при глотании надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. Попробовать сглотнуть и сделать одновременно вдох. Убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею.

Слайд № 16 Трахея (рассказ)

Гортань непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт.
Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу.

Слайд № 17 Бронхи (рассказ)


Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

Слайд № 18. Легкие (рассказ)

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?

Слайд № 19. Внутренне строение легкого

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен.

Итак, мы рассмотрели строение и функции органов дыхания. Давайте посмотрим на их согласованную работу при акте дыхания (гиперссылка ?)

IV. Закрепление изученного материала

Слайд № 20. Итак, кто хочет вспомнить и показать на экране органы дыхательной системы? ( ученик на интерактивной доске стилосом последовательно открывает и называет органы)

Работаем в тетради тест Проверь себя Слайд № 21

Найти соответствие между органом и выполняемым им функцией.

Орган

1. Носовая полость

2. Гортань

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

5. Легочная и пристеночная плевра

Выполняемая функция

а) содержит жидкость, снижающую трение

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

г) образование звуков, рефлекторный кашель

д) газообмен

Проверим себя Слайд № 22

V. Рефлексия. Работа у доски с интерактивным тестом стилосом Alt+Tab

А1 А2 А7 А8 А9

(интерактивный атлас по анатомии, тесты, дыхательная система)

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание Слайд № 23

– Учебник с. 138-139, заполнить таблицу

- по желанию: Творческая лаборатория:

1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Какие опасности подстерегают микробов при «путешествии» по дыхательным путям? Составить рассказ.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24