|
Конспект и презентации к уроку биологии "Строение органов дыхания"Конспект и презентации к уроку биологии "Строение органов дыхания"Урок "Строение органов дыхания" 8 класс Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек» Тема «Дыхательная система» Цели урока:
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний Мы с вами закончили изучение темы «Кровеносная система». Знакомясь с ней, мы постоянно упоминали о связи кровеносной с еще одной системой нашего организма. Какой? -дыхательной
– Почему говорят: дыхание – это жизнь? III. Изучение нового материала – Откройте, пожалуйста, тетради для предстоящей работы. Запишите тему сегодняшнего урока. Слайд № 1. Тема: "Строение органов дыхания” Слайд № 2. Задачи урока:
Сделайте несколько глубоких вдохов и попытайтесь понять, какие органы вашего организма начали работать. Вот что происходит в организме: Слайд № 3. Что же такое, по-вашему, дыхание? (ответы) Суммируя сказанное Слайд № 4. (запись в тетради) Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. Исходя из определения, сформулируйте значение дыхания (ответы) Слайд № 5 (запись в тетради) Значение дыхания
Так как процесс дыхания выполняет несколько функций, выделяют 2 вида дыхания:
Как вы думаете, может ли весь процесс дыхания выполнятся 1 органом? - нет Поэтому мы говорим об органах дыхания Слайд № 7 ( запись в тетради). Органы дыхания – это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой А как называются несколько органов, связанных общей функцией?
- дыхательная система Слайд № 8 Дыхательная
система состоит из воздухоносных путей
(последовательно соединенных между
собой полостей и трубок) и дыхательной
части. Слайд № 9. Дыхательные пути делятся на верхние и нижние. Пользуясь схемой в тетради и рисунком на экране, назовите органы, относящиеся к верхним и нижним дыхательным путям Верхние: носовая полость, носоглотка Нижние: гортань, трахея, бронхи Слайд № 10 Перед вами таблица, которую мы заполним в ходе изучения нового материала. Перечертите её, пожалуйста. Заполняем 1 колонку
Самостоятельная работа с учебником, с. 138-139. Класс разбивается на 5 групп и готовит краткий рассказ о «своем» органе. (3-5 мин самостоятельной работы, заполнение таблицы). Далее представитель каждой группы рассказывает об органах дыхательной системы, учитель демонстрирует рисунки на экране и комментирует. Слайд № 11. Носовая полость (рассказ) При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань. В верхней части носовой полости находятся обонятельные рецепторы Слайд № 12. Опыт "Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”
Закроем один носовой ход, а к другому
поднесем легкий кусочек ваты. Струя
воздуха будет отбрасывать ее при выдохе,
и прижимать к носовому отверстию при
вдохе. Слайд № 13.Гортань (рассказ)
Гортань подобна воронке, стенки которой
образованны хрящами. Слайд № 14. Опыт
1. Доказать, что при глотании щитовидный
хрящ поднимается вверх.
2. Выяснить, почему во время глотания
прекращаются дыхательные движения.
Попробовать сглотнуть и сделать
одновременно вдох. Убедиться в
справедливости этого факта. Слайд № 16 Трахея (рассказ)
Гортань непосредственно переходит в
трахею, которая находится перед пищеводом.
Передняя стенка ее образована хрящевыми
полукольцами, поэтому просвет трахеи
всегда открыт. Слайд № 17 Бронхи (рассказ)
Слайд № 18. Легкие (рассказ) Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого? Слайд № 19. Внутренне строение легкого Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Итак, мы рассмотрели строение и функции органов дыхания. Давайте посмотрим на их согласованную работу при акте дыхания (гиперссылка ?) IV. Закрепление изученного материала Слайд № 20. Итак, кто хочет вспомнить и показать на экране органы дыхательной системы? ( ученик на интерактивной доске стилосом последовательно открывает и называет органы) Работаем в тетради тест Проверь себя Слайд № 21 Найти соответствие между органом и выполняемым им функцией.
Проверим себя Слайд № 22 V. Рефлексия. Работа у доски с интерактивным тестом стилосом Alt+Tab А1 А2 А7 А8 А9 (интерактивный атлас по анатомии, тесты, дыхательная система) VI. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание Слайд № 23 – Учебник с. 138-139, заполнить таблицу - по желанию: Творческая лаборатория:
1. В каких случаях затрудняется носовое
дыхание? Каковы последствия этого
нарушения? Предложите свод правил по
гигиене дыхания. |
Loading
|