Год:
1997
Издательство: Институт
психологии РАН
ISBN: 5-201-02231-6
Язык:
Русский
Формат: DOC
Качество: Распознанный
текст без ошибок (OCR)
Количество страниц:
358
В книге дана общая
характеристика психологической науки
в России XX века и на этом фоне
проанализированы некоторые основ¬ные
линии развития в психологии личности,
в социальной психоло¬гии и психологии
познания. Особое внимание уделяется
психологии субъекта, которая становится
все более актуальной проблемой для наук
о человеке.
Для психологов, философов,
социологов, педагогов и студентов
со¬ответствующих специальностей.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................................3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.................................................................................9
ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА (Предреволюционный период)............................................. 10
§ 1. Состояние психологического знания в России
в начале XX века....................................................10
§ 2. « Экспериментальная » психология............................19
§ 3. Эмпирическая психология.......................................33
§ 4. Религиозно-философская психология........................36
Литература..................................................................46
ГЛАВА 2.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
В20-30-еГОДЫ ................................................................49
§ 1. Революция и психология ........................................49
§ 2. Развитие советской психотехники............................53
§ 3. Развитие советской педологии .................................59
§ 4. Поведенчество как фактор формирования
материалистических основ в советской психологии
в 20-30-е годы ........................................................62
§ 5. Методологические дискуссии 20-30-х годов
в советской психологии ...........................................72
§ 6. Развитие психоанализа в России..............................81
§ 7. Трагедия прикладной психологии в России
в 30-е годы ............................................................90
§ 8. Итоги развития советской психологии
в предвоенный период.............................................96
Литература................................................................102
ГЛАВА 3.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ГОДЫ ВОЙНЫ И
В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД .......................................... 105
§ 1. Развитие психологии в годы Великой
Отечественной войны ............................................105
1.1. Требования и особенности психологических разработок в условиях войны.................................. 105
1.2. Основные направления деятельности психологов
в годы войны ....................................................... 107
1.3. Организация и руководство деятельностью психологического сообщества в условиях военного времени............................................................... 110
1.4. Проблематика психологических исследований в годы войны ....................................................... 112
1.5. Результаты и достижения
советской психологии военного периода................... 113
1.6. Итоги развития советской психологии в годы Великой Отечественной войны................................ 125
§ 2. Психология и физиология:
дискуссии после Великой Отечественной войны........126
§ 3. Развитие психологической науки в период
со второй половины 60-х и до конца 80-х годов ........130
3.1. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований............................... 131
3.2. Конкретно-научные исследования
в области психологии ............................................ 135
§ 4. Состояние и тенденции развития психологии
в России в 90-е годы ............................................. 153
Литература................................................................ 157
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.............................................................................163
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ВЫСШИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ........ 164
§ 1. К проблеме личности............................................ 164
Литература................................................................ 185
§ 2. Проблема субъекта, принцип детерминизма
и зона ближайшего развития.................................. 186
Литература................................................................207
ГЛАВА 5.
ИСХОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА
И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................................. 208
§ 1. Субъект и его деятельность ...................................208
§ 2. Проблема деятельности и психическое как процесс .. 252 Литература................................................................262
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ..............................................................................269
ГЛАВА 6.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ........................ 270
§ 1. Общая характеристика состояния проблемы личности и первый период ее разработки в отечественной психологии..........................................................270
§ 2. Методологические проблемы психологии личности ... 278
§3. Основные уровни изучения и теории личности.........296
3. 1. Теория личности Д.Н.Узнадзе .........................299
3.2. Личность в философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна ................................305
3.3. Теория личности Б.Г.Ананьева.........................312
3.4. Взгляды А.Г.Ковалева на личность ...................316
3.5. Взгляды К.К.Платонова на личность .................317
3.6. Концепция личности В.Н.Мясищева..................319
3.7. Подход к личности А.Н.Леонтьева ....................320
§ 4. Развитие проблем психологии личности
в80-90-егоды ......................................................331
Литература................................................................367
ГЛАВА 7.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ............. 3 74
§ 1. Краткая история возникновения и основной
круг проблем .......................................................374
§ 2. Основные проблемы и тенденции развития
социальной психологии 60-70-ых годов ...................406
§ 3. Состояние социальной психологии в 80-90-ые годы .. 431
Заключение...............................................................450
Литература................................................................455
ГЛАВА 8.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ......... 459
Литература................................................................554
ГЛАВА 9.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБЪЕКТА — ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СИСТЕМНОСТИ ВСЕХ ЕГО
КАЧЕСТВ....................................................................... 559
Литература................................................................570