Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Иван Алексеевич Бунин был
страстно влюблен в жизнь, в многообразие
ее проявлений. Воображению художника
претило все искусственное, заменяющее
естественные порывы человека: радости
и горести, счастье и слезы. В рассказе
"Господин из Сан-Франциско” писатель
показывает несостоятельность искусственной
регламентации жизни, полный крах любых
попыток заменить живую стихию какими-либо
условными рамками, заставить ее
подчиняться силе денег. Это, оказывается,
так же невозможно, как повернуть вспять
реки, усмирить океан, включать и выключать
солнце.
Да, все это
очевидный абсурд, но есть круг лиц,
считающих себя всесильными. Они накопили
определенный капитал и полагают, что
вправе распоряжаться всем и вся. К таким
людям писатель относит и своего героя
— господина из Сан-Франциско. Он сам
привык жить по некогда составленному
образцу и теперь, достигнув материального
благополучия, хочет все вокруг заключить
в удобные для себя рамки. Но окружающая
жизнь намного богаче и многограннее,
чем человек может о ней судить. Ее нельзя
ограничить своим мирком, она стихийно
прорывается то непредусмотренной
погодой, то чрезмерно буйным проявлением
стихии, когда швыряет утлый пароходик
по волнам, нарушая комфорт господина
из Сан-Франциско и его семьи. Все это
"портит жизнь”, мешает полноценно
наслаждаться заслуженным отпуском. "В
день отъезда, — очень памятный для семьи
из Сан-Франциско! — даже и с утра не было
солнца. Тяжелый туман до самого основания
скрывал Везувий, низко серел над свинцовой
зыбью моря. Капри совсем не было видно
— точно его никогда не существовало на
свете. И маленький пароходик, направлявшийся
к нему, так виляло со стороны в сторону,
что семья из Сан-Франциско пластом
лежала на диванах в жалкой кают-компании
этого пароходика, закутав ноги пледами
и закрыв от дурноты глаза”.
Можно
попытаться отгородиться от жизни
прекрасными апартаментами, закрыть
окна от свежего ветра, но не уйти от
судьбы. Она предначертана свыше, ее не
обманешь и не перехитришь. В самом начале
путешествия происходит "незапланированная”
смерть героя. Мне кажется, Бунин с иронией
называет его господином. Никакой он не
господин, а раб Божий, подвластный общим
законам мироздания. И сколько бы он ни
пыжился, считая себя "хозяином жизни”,
оказался таким же смертным, как и
остальные, перед которыми чванился и
кичился своим богатством, претендуя на
исключительность.
В
конце рассказа писатель показывает
полный крах подобных притязаний на
исключительность. Человек — составная
часть природы, он подчиняется ее общим
законам, а не наоборот. И любая попытка
изменить порядок мироздания обречена
на провал. Очень интересно построен
рассказ. Вначале кажется, все
регламентировано и подчинено воле
самодовольного человека, но на протяжении
произведения писатель показывает жизнь,
которая, как вода в половодье, неудержимо
разливается, легко преодолевая условные
рамки, и в конце — это обширный океан,
торжествующий свое могущество и силу.