В этом году на уроке русской
литературы я по¬знакомилась с рассказом
Ивана Алексеевича Буни¬на «Господин
из Сан-Франциско», в котором писа¬тель
описывает трагическую судьбу господина,
имя которого никто не запомнил. Автор
в рассказе пока¬зывает мир бездушия,
пошлости, лжи, мир богатства одних и
унижения других. Бунин описывает карти¬ны
жизни людей такими, какими они являются
на самом деле. На примере господина из
Сан-Франциско писатель хочет показать,
что ничтожны те люди, которые стремятся
только к богатству, к наживе капитала,
которые хотят, чтобы им все подчиня¬лись,
которым наплевать на бедняков,
прислужи¬вающих им, и на весь мир. Бунин
отрицательно относится к своему главно¬му
герою. Это видно с самых первых строк,
с того, что у героя нет имени. «Господин
из Сан-Францис¬ко — имени его ни в
Неаполе, ни на Капри никто не запомнил...»
— пишет автор. Этот человек всю свою
жизнь посвятил накоплению денег, не
переставая работать до самой старости.
И только в пятьдесят восемь лет он решил
поехать в путешествие ради раз¬влечения.
Внешне он выглядит очень значительно,
богато, но внутри, в душе у него
пустота.
Путешествовать
богатый господин едет на парохо¬де
«Атлантида», где находится «самое
отборное об¬щество, — то самое, от
которого зависят все блага ци¬вилизации:
и фасон смокингов, и прочность тронов,
и объявление войны, и благосостояние
отелей». Эти люди беззаботны, они
веселятся, танцуют, едят, пьют, курят,
красиво одеваются, но их жизнь скучна,
схе¬матична, неинтересна. Каждый день
похож на преды¬дущий. Их жизнь похожа
на схему, где спланирова¬ны и расписаны
часы и минуты. Герои Бунина духовно
нищие, недалекие. Они и созданы, только
чтобы на¬слаждаться едой, одеваться,
праздновать, развлекать¬ся. Их мир
искусствен, но он им нравится, и они с
удовольствием живут в нем. На пароход
была нанята даже специальная пара
молодых людей за очень боль¬шие деньги,
которая играла влюбленных, чтобы
весе¬лить и удивлять богатых господ, и
которым эта игра давно надоела. «И никто
не знал, что уже давно на¬скучило этой
паре притворно мучиться своей блажен¬ной
мукой под бесстыдно-грустную
музыку...»
Единственное
настоящее в мире искусственного было
зарождавшееся чувство любви к молодому
прин¬цу у дочери господина из
Сан-Франциско.
Пароход,
на котором плывут эти люди, состоит из
двух этажей. На верхнем этаже властвуют
богачи, которые считают, что имеют право
на все, что им все позволено, а на нижнем
этаже до изнеможения ра¬ботают кочегары,
грязные, голые по пояс, багровые от
пламени. Бунин показывает нам раскол
мира на две части, где одним все позволено,
а другим — ни¬чего, и символом этого
мира является пароход «Ат¬лантида».
Мир
миллионеров ничтожен и эгоистичен. Эти
люди всегда ищут себе выгоду, чтобы им
одним было хорошо, но они никогда не
задумываются о людях, которые их окружают.
Они высокомерны и стараются избегать
людей низшего ранга, относятся к ним с
пре¬небрежением, хотя оборванцы будут
им преданно прислуживать за гроши. Вот
как Бунин описывает цинизм господина
из Сан-Франциско: «А когда «Ат¬лантида»
вошла, наконец, в гавань, привалила к
на¬бережной своей многоэтажной громадой,
усеянной людьми, и загрохотали сходни,
— сколько портье и их помощников в
картузах с золотыми галунами, сколько
всяких комиссионеров, свистунов-мальчи¬шек
и здоровенных оборванцев с пачками
цветных открыток в руках кинулось к
нему навстречу с пред¬ложением услуг!
И он ухмылялся этим оборванцам.., и
спокойно говорил сквозь зубы то
по-английски, то по-итальянски: "Прочь!
Прочь!"».
Господин
из Сан-Франциско путешествует по раз¬ным
странам, но в нем нет чувства восхищения
кра¬сотой, ему неинтересно осматривать
достопримеча¬тельности, музеи, церкви.
Все его чувства сведены к тому, чтобы
хорошо поесть и отдохнуть, отвалив¬шись
в кресле.
Когда же
господин из Сан-Франциско умирает,
внезапно почувствовав какой-то недуг,
то все обще¬ство миллионеров заволновалось,
ощутив омерзение к умершему, потому что
он нарушил их покой, их постоянное
состояние праздника. Такие люди, как
они, никогда не задумываются о человеческой
жиз¬ни, о смерти, о мире, о каких-то
глобальных вопро¬сах. Они просто живут,
ни о чем не думая, ничего не делая ради
человечества. Их жизнь проходит
бес¬цельно, и, когда они умрут, никто не
вспомнит, что существовали эти люди. В
жизни они не сделали ни¬чего существенного,
стоящего, поэтому бесполезны
обществу.
Это очень
хорошо показано на примере господи¬на
из Сан-Франциско. Когда жена покойного
попро¬сила перенести ее мужа в номер,
то хозяин отеля отказался, так как ему
от этого не было никакой выгоды. Мертвого
старика положили даже не в гроб, а в ящик
из-под содовой английской воды. Бунин
противопоставляет: как почтительно
относились к богатому господину из
Сан-Франциско и как неува¬жительно
относились к умершему старику.
Писатель
отрицает такую жизнь, какую вел гос¬подин
из Сан-Франциско и богатые господа с
паро¬хода «Атлантида». Он показывает
в рассказе, как нич¬тожна власть, деньги
перед смертью. Главная идея рассказа
заключается в том, что перед смертью
все равны, что перед ней не важны какие-то
классовые, имущественные грани,
разделяющие людей, поэто¬му прожить
жизнь надо так, чтобы после смерти
ос¬талась о тебе долгая память.