АКТЁР — исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и в кино, создающий средствами актёрского искусства различные сценические образы. Характер актёрского искусства, а также правовое положение А. должны рассматриваться только в тесной связи с общественно-экономич. строем и развитием театрального искусства данной страны.
Русский театр, являясь органич. частью великой русской культуры, в 19 в. приобрёл мировое значение. Он развивался в тесной связи с творчеством А. Пушкина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, М. Горького. Гуманистич. освободительные идеи, к-рыми проникнуто творчество передовых русских писателей, их критика крепостнического, а позднее капиталистич. строя связали театр с насущными вопросами жизни и борьбы угнетённых масс за своё освобождение и создали благодатную почву для развития и утверждения в России сценич. реализма. «Актёр есть художник, следовательно, творит свободно; по... он и зависит от драматического поэта. Эта свобода и зависимость, связанные между собою неразрывно, не только естественны, но и необходимы: только чрез это соединение двух крайностей актёр может быть велик» (Белинский, О драме и театре, изд-во «Искусство», 1948, стр. 303—304).
Великие революционные демократы В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, провозгласив новую реалистич. эстетику, боролись с выхолощенным, формальным искусством, внушали А. своего времени необходимость изучать подлинную жизнь человека, его мысли и чувства, отказываться от раз и навсегда установленных приёмов игры. Русское реалистич. искусство завоёвывало свои позиции в упорной борьбе с традициями формальной школы актёрского мастерства. Борьба за утверждение искусства Мочалова против Каратыгина, выразителя «школы представления», была для Белинского принципиальной борьбой за торжество А.-плебея, к-рый своим эмоциональным искусством переживания протестует против «паркетности и выхолощенное™» аристократич. театра.
Выступая против антиреалистических тенденций придворных театров, знаменитые русские А. начала 19 в. — П. Мочалов (1800—48) и М. Щепкин (1788—1863) утвердили принцип жизненной правды и определили путь развития русского актёрского искусства. Их историч. значение с удивительной прозорливостью отметил А. Герцен, писавший: «Оба (Щепкин и Мочалов. — Ред.) принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России» (Поли. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 16, П., 1920, стр. 504). В разные эпохи русский театр выдвинул таких выдающихся актёров-реалистов, как Ф. Волков (1729— 1763), М. Щепкин, П. Мочалов, А. Мартынов (1816— 1860), И. Сосницкий (1794—1871), А. Ленский (1847— 1908), семья Садовских во главе с Провом Садовским (1818—72), П. Стрепетова (1850—1903), М. Ермолова (1853—1928), Г. Федотова (1846—1925), К. Варламов (1848—1915), В. Давыдов (1849—1925), М. Савина (1854—1915), К. Станиславский (1863— 1938), И. Москвин (1874—1946), М. Тарханов (1877—1948), Л. Леонидов (1873—1911), В. Качалов (1875—1948), Н. Хмелёв (1901—45), Б. Щукин (1894—1939), А. Яблочкина (р. 1868), Е. Турчанинова (р. 1870), В. Рыжова (р. 1871), О. Книпнер-Чехо-ва(р. 1870) и мн. др. — в драме, О. Петров (1807—78), Ф. Стравинский (1843—1902), И. Ершов (1867— 1943), Л. Собинов (1872—1934), Ф. Шаляпин (1873—1938), А. Нежданова (р. 1873) и др. — в опере.
Мысли Гоголя о путях русского А., творческая жизнь Щепкина — основоположника русской реалистич. школы актёрского искусства, его взгляды на театр как на кафедру, с к-рой художник говорит народу правду о жизни, высказывания Островского, Ленского заложили фундамент науки об актёрском искусстве. Стройное учение об искусстве А. создано великим русским режиссёром отечественного театра — К. С. Станиславским.
После Великой Октябрьской социалистич. революции, в корне изменившей положение театра в стране, Станиславский смог утвердить научные основы актёрского искусства. Учение Станиславского стало достоянием всего советского многонационального театра, нисколько не нивелируя многообразия национального искусства, а, наоборот, углубляя и расширяя его сценич. культуру.Воспитание А. стало руководящим, в противовес только ремесленному обучению его. Станиславский, стремясь к вершине актёрского искусства — перевоплощению, высоко поднял знамя правды, подлинной жизни, подлинных чувств, подлинного действия вместо т. н. условного поведения А. на сцене.
Перевоплощение А. в образ и есть исполнение творческого замысла в актёрском искусстве. Там, где нет перевоплощения А., пет искусства театра в его глубоком понимании. А. черпает материал в окружающей его действительности, в своём жизненном опыте и творческим воображением развивает и дополняет образы, созданные драматургом. Станиславский говорил, что артист должен сродниться с жизнью изображаемого образа и пережить её во всей полноте. В своём вообрая!ении он создаёт и внешний облик представляемого человека — его лицо (чему помогает искусство грима), манеру говорить и двигаться, его фигуру, костюм и т. д. В процессе работы над ролью её внутренние и внешние черты становятся для А. привычными. Он вживается в роль и как бы теряет вовремя её исполнения ряд своих субъективных черт и приобретает новые (меняются присущие А. в жизни ритм речи, манера говорить, движения, походка и т. д.). А. часто создаёт образы, совершенно не сходные с его личным характером.
Жизнь сценич. образа кратковремепна. Спектакль кончается, и вместе с ним перестаёт существовать созданвый образ, для того чтобы вновь возникнуть в следующем представлении. Повторяемость сценич. воплощений несёт неограниченную радость новых связей с обновляющимся составом зрительного зала. Вместе с тем, повторяемость таит в себе опасность омертвления раз найденной формы, т. е. штампа, этого непримиримого врага реалистич. искусства. «Система» Станиславского учит А. на каждом спектакле вызывать творческое самочувствие, без к-рого нот искусства, организовывать те живые связи с партнёрами, к-рые позволят «как бы впервые» вссирвцЕмать всё происходящее в пьесе.
Станиславский утверждал, что штампованное повторение роли угрожает самой сути сценич. искусства, к-рое состоит в том, что сценич. жизнь образа обогащается всё новыми и новыми красками в результате связи А. с окружающей его жизнью.
В противовес традициям буржуазного западноевропейского театра, строящего своё искусство на Ai-одиночках, Станиславский и В. И. Немирович-Данченко учили А. подчинять творчество общему замыслу спектакля, ибо только система сценич. образов в их взаимодействии может выражать идею произведения на сцене. Наличие ансамбля в актёрском исполнении создало советскому театру мировую славу.
Для того чтобы отобразить в театре всё богатство нового, социалистич. содержания жизни и правильно оцепить историч. прошлое, советскому А. необходима серьёзная идеологич. вооружённость, активное участие в социалистическом строительстве. На помощь актёру приходит марксистско-ленинский диалектич. метод познания. Анализ классовой сущности действующего лица, его связь с обществом, определение целей и тенденций, которые утверждает пли против которых борется данная личность,— такой анализ исторического и авторского материала придаёт творчеству советского А. большую социальную глубину. Воспитываемые коммунистической партией советские А. успешно овладевают методом социалистич. реализма, который требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии.
Актёр (устар. лицедей) (фр. acteur, от лат. actor — исполнитель), профессиональный исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино. В разговорной речи (перен.) — притворщик.
Актёрское искусство непрерывно эволюционировало. До начала XX века в актёрской игре преобладали шаблонность характеров и типажей. Революцию в актёрском мастерстве совершил основатель МХАТа Станиславский. Он призывал актёров чувствовать, что чувствует герой, буквально «влезать в его шкуру». Внутренний мир героев стал иметь большее значение, чем декорации театра и убранство костюмов.
Основу актёрского творчества составляет принцип перевоплощения. Существуют понятия внешнего и внутреннего перевоплощения, которые, однако, могут быть разделены только условно. По существу, это две стороны сложного творческого процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве. А. прибегает к помощи грима, костюма (в некоторых видах театра — к помощи маски), вырабатывает интонации, жесты, походку, мимику, передающие с той или иной степенью жизненной достоверности или театральной условности внешность и манеру поведения изображаемого им лица. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.
Помимо профессиональных А., имеющих профессиональное актерское образование и/или избравших этот род занятий в качестве основного, существуют непрофессиональные А. Тем не менее, они иногда также могут стать известными. К непрофессиональным А. можно отнести А.-детей.
Первым русским профессиональным А. считается Фёдор Григорьевич Волков (1729—1763).