Агафология
Агафология (греч.), буквально «учение о добром»,
составляет ту часть практической
философии или этики, в которой
идёт речь о «высшем благе». С того
времени, как Сократ определил это понятие
в том смысле, что в нём сливается идея
добродетели с идеею блаженства
(благополучия) и что высшая добродетель
составляет и высшее счастье, отношение
этих двух моментов означенного понятия
стало предметом оживлённых споров между
разными школами греческой философии
послеаристотелевского периода,
отдававшими преимущество жизненной
мудрости перед мудростью мировою.
Указанная Сократом тождественность
добродетели и счастья истолковывалась
эпикурейцами в том смысле, что первая
не что иное, как хорошо рассчитанное
стремление к счастью, между тем как
стоики находили, что блаженство
заключается исключительно в проявлении
добродетели. Эта противоположность
учения об агафологии вошла в средневековую
и новейшую философию и притом таким
образом, что к понятию о высшем благе,
обусловливающему слияние добродетели
и счастья, стали примешивать взгляды
стоиков на эвдемонизм. Понятие о высшем
благе ведь составляет логическое
выражение психологического факта,
заключающегося во всеобщем предположении
о таком устройстве мира, что человек,
поступающий праведно, в конце концов,
так или иначе, счастлив. Понятие о высшем
благе есть прямое последствие идеи
нравственного мирового порядка.