|
Конспект и презентация к уроку географии "Географическое положение. История исследования и изученияКонспект и презентация к уроку географии "Географическое положение. История исследования и изучения материка Евразия"Цели и задачи урока:
Оборудование: физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска. Ход урока. 1. Организационный момент. 2.Актуализация и мотивация знаний. Сегодня, мы отправимся в путешествие на материк Евразия. Константин Паустовский утверждал, что познания и странствия неотделимы друг от друга. Поэтому во время путешествия нам с вами необходимо будет познакомиться с историей открытия и исследования материка и дать описание географическому положению материка Евразии. 3. Новая тема. План изучения нового материала:
Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию. Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Евразии». Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии. Итак, пришло время открыть для себя Евразию.
Слайд №4 Евразия – крупнейший материк в мире. Его площадь вместе с островами составляет 53,3 млн. км², что соответствует 1/3 части суши. Кроме того, на этом гигантском материке проживает ¾ населения земного шара, т.е. свыше 4 млрд .человек. Слайд №5 Материк Евразия состоит из двух частей света - Европы и Азии. Условная граница проходит по восточной части Уральских гор, северному побережью Каспийского моря, реке Урал, Кумо - Манычской впадине, затем по Азовскому и Черному морям и проливам, соединяющим Черное море со Средиземным.
Слайд №6 Расстояние между северной и южной точкой 8000км.Если некоторые острова расположены ближе к Северному полюсу, то острова Малайского архипелага тянутся от экватора к югу до 11˚ю.ш. Слайд №7 Расстояние между крайней точкой на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.) – и крайней точкой на западе – мыс Дежнева (169˚40΄з.д.) – около 16000км. Слайд №8 Некоторые участки материка выходят за территорию восточного полушария и заходят на территорию западного полушария. Благодаря таким особенностям географического положения на материке встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария. Побережье материка Евразия омывают воды всех четырех океанов. Слайд №11
Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. От других континентов земного шара Евразия отличается особенно большим разнообразием природы. Ему вправе можно прикрепить и другие характеристики «Самый – самый…»(показ презентации слайд 12-26)
Работа с контурной картой . Слайд№27-28 Практическая работа пo описанию ФГП Евразии А сейчас давайте составим описания ФГП материка.
План описания ФГП материка
Один ученик работает у доски, а остальные выполняют практическую работу в контурных картах. Учитель оказывает помощь.
Слайд№29 (сообщение учащегося) В поисках новых земель выходцы с побережий Средиземного моря начали заселять земли Евразии. Именно там стали формироваться географические понятия. Первые географические сведения о Евразии были собраны древними египтянами, финикийцами, греками. Значительный вклад в расширение географических знаний о Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили торговые отношения с Кипром, Сицилией и нынешним Балканским полуостровом. Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим их миром побывали в Персии и Индии. Вавилонцы, и письменность, впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360˚.Первая географическая карта, начерченная вавилонцами на глиняной табличке, хранятся в Британском музее. Финикийцы ,избороздив на кораблях в различных направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы через Гибралтарский пролив. В этот период финикийцы назвали неизвестные им на западе земли «эреб»,а восточные «асу».Позже на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия». В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами Юго-западной Азии по суше, и по воде. В I веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали заселять Индонезию. А малайцы, проплыв вдоль всех островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство. Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие мореплаватели – аргонавты отправились на Колхиду в поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты».
Слайд№31-34.
Открытия , сделанные экспедицией под руководством Н.М. Пржевальского, прославили на весь мир русскую географическую науку. Ученый за 15 лет пребывания в Центральной Азии прошел около 33 тыс. км. В результате четырех экспедиций Н.П. Пржевальский изучил несколько горных хребтов в Тибете и пустыни Гоби, исследовал верховья великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы и описал природные условия «блуждающего» озера Лобнор, которое перемещается вместе с песками. Н.П.Пржевальский во время путешествия наносил на карту маршрут пройденного пути, определял его координаты и высоты, проводил метеорологические наблюдения, собирал коллекции горных пород и растений. Н.П.Пржевальский умер в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Перед смертью он завещал похоронить себя на берегк Иссык – Куля в Тянь – Шаньских горах. Слайд№35-36.
Большой вклад в изучение природы Центральной Азии внес русский ученый П.П. Семенов. Этот ученый, дважды совершив экспедиции в Тянь – Шаньские горы, определил границы горной системы, открыл пик Хан – Тенгри, считавшийся длительное время самой высокой точкой этих гор. П.П. Семенов впервые описал высотные пояса Тянь – Шаня и установил, что их снеговая линия находится немного выше, чем в Альпах. Ученым доказана бессточность озера Иссык – Куль, а также его тектоническое происхождение. За большие научные заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы. А горный хребет, высокий пик в Центральной Азии названы его фамилией. Например, в Центральном Тянь – Шане есть ледник Семенова. Слайд №37.
В 1856 – 1859 годы по поручению Российского Географического общества казахский ученый – просветитель Ш. Уалиханов совершил путешествие во внутренние районы Центральной Азии. Сначала ученый прошел части горной системы Тянь – Шань в Казахстане и Средней Азии, побывал на побережье Иссык – Куля и отправился далее в Кашгарию. Шокан прошел тайком под видом торговца шесть городов Кашгарии и вернулся, собрав множество старинных книг, этнографических ценных изделий, образцов горных пород. Казахский исследователь описал места своего пребывания, начертил карты пройденного им маршрута. Работа с учебником. Слайд №38. Заполните таблицу, используя текст учебника:
4. Закрепление изученного материала. (Ответить на вопросы) Слайд №39. 1.Какова площадь материка Евразия? (53,3 млн.км²) 2. Назовите самое жаркое место на материке Евразия? (пустыня Тар) 3.Сколько океанов омывает Евразию? (4) 4.На каком полуострове расположено Мертвое море? (на северо – западе Аравийского полуострова) 5.Самое большое озеро на материке? (Каспийское море) 6.В каких горах расположен пик Хан – Тенгри? (в Тянь – Шанских) 7.Где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре? (населенный пункт Черапунджи) 8.К фамилии какого ученого за большие научные заслуги добавлено название горной системы? (П.П. Семенов) 9.Самый высокий горный пик в мире расположенный на материке Евразия? (пик Джомалунгма) 10.Самая низкая зарегистрированная температура на материк? (-71˚С)
5.Кроссворд. Слайд №40. Вопросы для кроссворда 1.Крайняя точка на западе материка Евразия./ Дежнева 2. Где выпадает наибольшее годовое количество осадков земном шаре?/ Черапунджи 3.«Блуждающее озеро» природные условия, которого описал Н.М.Пржевальский./ Лобнор 4.Самое низкое место земного шара./ Мертвое 5.Крайняя точка материка на востоке / Рока 6.Самое глубокое озеро на земном шаре? / Байкал 7.Казахский ученый – просветитель совершивший путешествие во внутренние районы Центральной Азии? / Уалиханов 8.Крайняя точка на севере Евразии / м. Челюскин 9.В каких горах расположена самая высокая точка в мире? / Гималаи 10.Где зарегистрирована самая низкая температура на материке Евразия? / Оймякон 11.Как фамилия ученого, который 15 лет занимался исследованием Центральной Азии? / Пржевальский
6. Итоги урока
Оценки Я знала, все у нас получится, Географию мы с вами будем знать. Активным путешественникам…….. В журнал поставлю «хорошо» и «пять». И в заключении хочу сказать, Что лучше географии предмета не сыскать. Мир географии огромен, Стремитесь вы его познать.
Урок окончен. Спасибо за работу. Слайд№41. 7. Домашнее задание:
|
Loading
|