«Незабываемое» в цикле рассказов И. Бунина «Темные аллеи»
«Незабываемое» в цикле рассказов И. Бунина «Темные аллеи»
Писательская судьба Ивана
Алексеевича Бунина — судьба удивительная.
При жизни он не был так прославлен, как
М. Горький, о нем не спорили, как о Л.
Андрееве, не вызывал он столь разноречивых
— где шумно-восторженных, а где
безоговорочно осуждающих — оценок, как
символисты. Но в литературных и
читательских кругах с необычным
единодушием он был признан Мастером. II
мировая война застала Бунина в Париже.
Иван Алексеевич тяжело переносил
бедность, равнодушие издательств. Вот
как он сам говорит об этом: "Живу,
конечно, очень и очень плохо — одиночество,
голод, холод и страшная бедность...”
Единственное, что спасает, — это работа.
Да, создание цикла рассказов "Темные
аллеи” было для Бунина в военные годы
родником душевного подъема. Сам автор
считал произведения сборника, написанные
в 1937—1944 годах, своим высшим
достижением. Цикл
рассказов "Темные аллеи” критика
определила как "энциклопедию любви”
или, еще точнее, — энциклопедию любовных
драм. Любовь здесь изображается как
самое прекрасное, самое высокое чувство.
В каждом из рассказов ("Темные аллеи”,
"Руся”, "Антигона”, "Таня”, "В
Париже”, "Галя Ганская”, "Натали”,
"Чистый понедельник”; сюда же можно
отнести написанный до "Темных аллей”
рассказ "Солнечный удар”) показан
момент высочайшего торжества любви.
Все произведения сборника сближает
мотив воспоминаний о молодости и родине.
Все они вымышлены, что не раз подчеркивал
сам автор. Однако они все, в том числе
ретроспективная их форма, вызваны
состоянием души автора. "Какое
удивительное время — молодость! Жизнь
уходит быстро, и мы начинаем ценить ее
лишь тогда, когда все осталось позади”,
— утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты
возвращения к самому яркому, сильному
переживанию и воспроизведены в цикле.
Бунин пишет о незабвенном, о том, что
оставило глубокий след в человеческой
душе. Нередко запечатлен самый момент
воспоминания, грустного прикосновения
к давно отшумевшей радости. Ее дает
любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная,
чувственная память, заставляющая с
годами по-иному воспринимать многое из
того, что "осталось позади”. Однако
убеждение Бунина в чистоте, незамутненное™,
здоровой естественности любви осталось
неизменным. Правда, порой в бунинском
изображении любви преобладал "земной”,
чувственный характер, но это никогда
не случалось за счет снижения главной,
духовной значимости любви. Только в
таком своем качестве она составляет
самые лучшие мгновения жизни. "Любовь
— высший судья в человеческих отношениях”,
— утверждает Бунин. О
книге "Темные аллеи” автор написал в
апреле 1947 года: "Она говорит о трагичном
и о многом нежном и прекрасном, — думаю,
что это самое лучшее и самое прекрасное,
что я написал в жизни”. У
Бунина надо учиться, как проникновенно,
на самой высокой эмоциональной волне
выражать самое необыкновенное и
прекрасное чувство человека. Бунин не
интригует сложным сюжетом, он пробуждает
чувства лирическим монологом, исповедью.
То, о чем он тоскует, давно стало историей,
а то, как он умеет выразить чувство, —
это наше нетленное духовное богатство.
Эта грань духовного — незыблемость и
вечность России.