«Россия, которую мы потеряли» в произведениях И. А. Бунина
«Россия, которую мы потеряли» в произведениях И. А. Бунина
Через все творчество И. А.
Бунина проходит мотив тоски по уходящему
прошлому. Писатель говорит о разорении
дворянства, бывшего хранителем и
создателем культуры. Этот мотив находит
свое лирическое выражение в таких
произведениях, как рассказ "Антоновские
яблоки” и повесть "Суходол”. В
"Антоновских яблоках” Бунин вспоминает
доброе старое время, когда дворянство
переживало идиллическую пору своего
существования; в повести "Суходол” он
с грустью воссоздает хронику некогда
знатного рода дворян Хрущевых. "Многие
из соплеменников наших, как и мы, знатны
и древны родом. Имена наши поминают
хроники: предки наши были и стольниками,
и воеводами, и "мужиками именитыми”,
ближайшими сподвижниками, даже родичами
царей. И называйся они рыцарями, родись
мы западнее, как бы твердо говорили мы
о них, как долго еще держались бы! Не мог
бы потомок рыцарей сказать, что за
полвека почти исчезло с лица земли целое
сословие, что столько выродилось, сошло
с ума, наложило руки на себя или было
убито, спилось, опустилось и просто
потерялось где-то бесцельно и
бесплодно!” Такие
размышления о судьбе дворянства заполняют
"Суходол”. Это вырождение ярко предстает
на страницах повести Бунина, показывающей,
как измельчал некогда знатный род. Его
последние представители "сосуществуют”
между собой, как пауки в банке: доходит
иногда до того, что они хватаются за
ножи и ружья. И тем не менее персонаж,
от имени которого ведется повествование,
приходит к выводу, что мужики и дворяне
прочно связаны с суходольской усадьбой.
В последнем отпрыске дворянского рода
Хрущевых он усматривает "суходольскую
мужицкую силу”. "А все же мы на деле —
мужики. Говорят, что составляли и
составляем мы какое-то особое сословие.
А не проще ли дело? Были на Руси мужики
богатые, были мужики нищие, величали
одних господишками, а других холопами
— вот и разница вся”. Особенности
мировоззрения Бунина дают возможность
понять его поэзию в годы революции и
гражданской войны. В
разгар революционного движения Бунин
уезжает за границу. Он много путешествует.
Но мыслями он был со своей родной землей.
Постепенно природа России становилась
для Бунина той целительной и благотворной
силой, которая дает человеку все: радость,
мудрость, красоту, ощущение беспредельности,
разнообразия и целостности мира, ощущение
своего единения со своей нацией, со
своим народом. Бунин
превосходно чувствует и мастерски
изображает обыденную жизнь. Для его
прозы характерна простая композиция,
отсутствие острой интриги, резко
выраженных завязок и развязок. Повествование
обычно ведется в эпически спокойных
тонах, выводы не подсказываются читателю,
а вытекают естественно, как результат
изображаемого. Автор описывает мельчайшие
подробности обстановки, портрета,
пейзажа. Вот характерная бунинская
картина из рассказа "Подторжье”: "За
телегами идут привязанные к ним лошади
и коровы. На ногах коров тоже блестит
низкое солнце, коровы идут медленно, с
женскою неловкостью. Молодые кобылки
и жеребчики, когда их объезжаешь рысью,
красиво и гневно горячатся, шарахаются.
И пахнет и конским навозом, и коровами,
дегтем, и сеном, которым набиты тележные
задки, больше же всего — городом и
ярмарочным станом, уже раскинувшимся
на громадном выгоне перед монастырем.
Там, на этом выгоне, белеют балаганы,
дымят собранные на скорую руку походные
печки, набралось порядочное количество
скотины и телег с поднятыми оглоблями,
расставленных, однако, еще довольно
просторно...” Бунин
воспроизводит живой народный колорит
речи. В рассказах о крестьянстве, особенно
в повести "Деревня”, он ярко передает
своеобразие говора крестьян средней
полосы. Особенно ярко
переданы сложные стороны жизни не
высокоинтеллектуальных, образованных
героев, способных глубоко мыслить, а
самых обыкновенных, простых людей,
Какими являются как главные герои —
Тихон и Кузьма Красовы, Молодая и Денис
Серый, так и многочисленные второстепенные,
эпизодические лица. Обилие персонажей
представляет ту разноликую многомиллионную
народную Русь, о судьбе которой так
печалится И. А. Бунин. В
таких произведениях, как "Антоновские
яблоки”, "Суходол”, "Жизнь Арсеньева”,
на первый план выдвигается лирическое
настроение, связанное у Бунина с
идеализацией безвозвратно ушедшего,
что придает элегический тон
изображаемому. Русский
характер... Основы души и поведения
человека... Трудные, до конца не познанные
тайны российского бытия исследует Бунин
в большинстве своих произведений,
поэтому, видимо, и волнуют нас сегодня
его размышления над истоками национального
характера.