Как часто кажется нам, что мир
рушится, уходит у нас из-под ног. Под
гнетом обыденности, проблем, которые
мы сами себе создаем, мы не замечаем,
что постепенно наша жизнь начинает
тускнеть из-за всего этого. Нам не хватает
воздуха, живой природы. Мы проходим по
улицам, но у нас нет времени взглянуть
на небо, в эту далекую, синюю, бездонную
высь. Связь с природой обрывается под
тяжестью прогресса. Он продвигается
вперед, а мы отдаляемся от естественного
мира, погружаясь в мир искусственный.
Иное
дело — И. А. Бунин. Познакомившись с его
творчеством, я поняла: вот тот человек,
который всю жизнь хранил в себе чувство
привязанности к миру природы, был
убежден, что малейшее движение воздуха
есть движение нашей собственной жизни.
В своих стихах он утверждает неповторимую
ценность всякой минуты, проведенной в
лесу, в поле, в саду. Из всех стихотворений
больше всего мне понравилось стихотворение
"Рассвет”. Оно было написано И. А.
Буниным в 1900 году. В нем нет ничего
надуманного, каждая строфа создавалась,
казалось бы, из легких, воздушных строчек.
С первого и до последнего слова оно
проникнуто радостным, весенним
настроением. Весна, вероятно, в сердце
поэта, он с надеждой и трепетом ждет
лучшего, светлого. И если еще "сумрак
ночи прячется в лесах”, то уже "из долин
зеленых утром веет”. Не только природа
начинает пробуждаться — жизнь меняется
к новому. В первой строфе происходит
зарождение надежд, тогда как во второй
поэт под громкое "серебряное пенье”
смело призывает новый день:
Разгорайся,
новый день, смелей!
Все
мосты сожжены, прошлое ушло безвозвратно,
незачем сожалеть о нем. Лишь будущее
время, зарождающееся в мгновение
настоящего, властно над человеком.
Обращаясь в третьей строфе к солнцу,
Бунин хочет заставить и нас поверить в
то, что "вся жизнь — день радости и
счастья!”. Он понял принцип жизни и
делится своим открытием с нами. Он
подчеркивает выражения "по всей земле”,
"вся жизнь”, как бы доказывая, что мир
безграничен в соединении с природой.
Закрыв глаза на мелкие неурядицы, поэт
слепо верит в то, что человек рожден для
счастья. Каждый миг, слагающий дни,
недели, годы, несет нам лучшее; каждый
миг ценен и неповторим. Небо — один из
главных образов стихотворения. На нем
происходит зарождение жизни, и оно
отражает, словно зеркало, все происходящее
на земле. Оно — своего рода душа
человечества, его надежды и ожидания,
хранитель всего самого сокровенного.
Размер
стихотворения — пятистопный хорей с
опоясывающей рифмовкой. Хорей — размер
мажорный, и действительно — на протяжении
всего стихотворения улавливается мотив
активности, побуждения. Цвет стихотворения
очень яркий, насыщенный, в некотором
смысле пестрый. Поэт использует множество
эпитетов: "бледных небесах”, "серебряное
пенье”, "долин зеленых” и т. д. С их
помощью стихотворение становится
легким, чувственным, более эмоциональным.
Ведь жизнь, будущее, свобода не имеют
тесных рамок, эти понятия вкладывают
непосредственность в каждую строчку.
Используя такие метафоры, как "сумрак
ночи прячется в лесах”, "веет юной
радостью”, "льется звон костела”, поэт
стремится наполнить произведение
активностью, особым смыслом, чтобы лучше
передать его основные мотивы. Сравнивая
звон костела с серебряным пением, Бунин
придает тем самым стихотворению
музыкальный тон.
Еще
один художественный троп — олицетворение,
с которым мы встречаемся во второй и
третьей строфах. День и солнце. Этим
неживым, казалось бы, понятиям поэт
придал своеобразную окраску. В его
сознании они — живые. Более того, на них
возлагается серьезная задача — сделать
мир светлым и радостным, поэтому они
являются также основными образами
стихотворения на фоне ясного неба. В
произведении происходит ассонанс
гласной "е”, будто и в нее автор вложил
особый смысл, будто она призвана вести
нас за собой вперед, к свету, к
счастью.
Мне очень
понравилось это стихотворение. Оно
настолько просто и естественно, что не
вызывает никаких сомнений в истинности
написанного. Особая реальность,
соприкасающаяся со сказкой, как настоящее
с будущим, представлена нашему вниманию.
Мы не можем остаться безразличными к
поэзии И. А. Бунина. А если так, не должны
обходить стороной те законы, о которых
он пишет. Они учат нас жить, а не
существовать, чувствовать, а не
предугадывать, любить, а не ненавидеть,
не относиться с безразличием к окружающему
миру. Хочется еще раз обратиться к милым
строчкам:
Выйди в небо,
солнце, без ненастья,
Возродися
в блеске и тепле,
Возвести
опять по всей земле,
Что
вся жизнь - день радости и счастья!