|
Денежно-кредитная политика государства контрольная работаВведение В современном мире денежно-кредитная политика становится одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики. О ее роли в жизни общества выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. П. Самуэльсон еще в 1951 г. писал так: «...с помощью соответствующей денежно-кредитной политики... возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчитывать на здоровый экономический рост»1. Государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В современных условиях кредитная политика сталкивается со многими проблемами. Излишняя открытость, слабая экономическая и административная регулируемость рыночных отношений в предкризисные и кризисные периоды может порождать и зачастую порождает цепную реакцию развивающегося от страны к стране по всему миру кризиса. Российская экономика, как и все национальные экономики рыночного типа, подвержена систематически возникающим, системным и локальным кризисам. В связи с этим необходимо тщательно рассчитывать и по возможности прогнозировать дальнейшие пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики страны.
Денежно-кредитная политика — это часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающая целенаправленное воздействие на денежно-кредитную систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условия для экономического роста в стране. Суть денежно-кредитной политики сводится к установлению целей и задач денежного регулирования и определения механизма их достижения. Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. Начиная с 40-х гг. XX в. и вплоть до середины 70-х гг. в качестве стратегической цели регулирования провозглашалось снижение уровня безработицы. Современная практика денежно-кредитного регулирования свидетельствует о том, что в большинстве стран конечной целью денежно-кредитного регулирования становится снижение уровня инфляции. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка. Для достижения поставленных целей центральные банки — проводники официальной денежно-кредитной политики — могут использовать разные ее виды и стратегии. Проводниками денежно-кредитной политики в развитой экономике выступает ряд институтов, которые можно условно разделить на две группы: — институты, основным назначением которых и является проведение денежно-кредитной политики от имени государства. Практически во всех странах мира, в том числе и в России, это Центральный банк¹; — институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно-кредитной политики. В данную группу можно отнести министерства финансов, казначейства, Федеральную службы по финансовым рынкам России и целый ряд аналогичных организаций. Главная роль среди названных институтов отводится Центральному банку, так как именно он координирует реализацию государственной денежно-кредитной политики. __________ ¹Центральный банк — посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.
Выделяют структурную и конъюнктурную денежно-кредитные политики. Структурная денежно-кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, т.е. на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная политика предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования. Инструменты денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные инструменты (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). К общим инструментам денежно-кредитной политики относятся:
Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране. Если центральный банк повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность — снизиться. Эффективность данного инструмента зависит от уровня развития денежно-кредитных отношений. В странах с достаточно развитой банковской системой, с низким уровнем инфляции изменение ставки центрального банка на несколько процентных пунктов оказывает заметное воздействие на экономику. В России функцию процентной ставки выполняет ставка рефинансирования Банка России, т.е. ставка процента, по которой он осуществляет предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, ссуд под залог ценных бумаг, а также организацию кредитных аукционов. Однако Банк России слабо кредитует коммерческие банки, и поэтому его ставка рефинансирования не влияет на уровень банковского процента в нашей стране. Ставка рефинансирования Центробанка РФ лишь отражает сложившийся в стране уровень банковского процента, не более того.
В России ввиду сложного положения в банковской системе нормы обязательных резервов составляют около 7%, колеблясь в зависимости от вида банковских активов, тогда как в США и во Франции — 1,5%, в Великобритании — 0,45%.
Так, для недопущения наметившегося «перегрева» экономики необходимо уменьшение (сжатие) денежной массы. Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент. Данные операции центральный банк часто проводит в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Продажа ценных бумаг в этом случае предполагает обязательство центрального банка выкупить их по более высокой цене через определенный срок. Разница между ценой выкупа и ценой продажи служит процентом за предоставление денежных средств. В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается. Указанный механизм работает и в обратном направлении. В условиях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через центральный банк. Увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение объема денежной массы. Операции на открытом рынке различаются в зависимости от условий сделки (купля-продажа за наличные деньги или купля на срок с обязательной обратной продажей), объектов сделок (операции с государственными или с частными бумагами), срочности сделок (краткосрочные — до 3 месяцев и долгосрочные — от 1 года и более операции с ценными бумагами), сферы проведения операций (охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг), способа установления ставок (определяемые или центральным банком, или рынком). В России данный инструмент (за исключением, пожалуй, валютных интервенций) вряд ли можно считать эффективным, что обусловлено и низкой степенью развития финансовых рынков и недостаточной заинтересованностью банков в государственных бумагах. Среди селективных инструментов денежно-кредитной политики различают: Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынках капитала, когда государство стремится перераспределить ссудный капитал в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка (в США — не более 10%, во Франции — 75%). С помощью названных инструментов центральный банк на определенном уровне может поддерживать денежную массу (жесткая монетарная политика) или ставку процента (гибкая монетарная политика). Для достижения своих стратегических целей центральный банк может проводить политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии. Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денежно-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант денежно-кредитной рестрикции — косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы. Как отмечалось выше, рестрикционная денежно-кредитная политика является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики. Однако данный вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, что закономерно, — к понижению реального производства. Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого национального продукта, а также снижение спроса на деньги, что ограничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики. Данный факт подтверждает история денежно-кредитного регулирования в России. Ряд экономистов признают одной из главных причин спада производства в российской экономике денежно-кредитную рестрикцию, проводимую Центральным банком в начале 90-х гг. Дело в том, что при выборе механизма воздействия на денежно-кредитную сферу не была учтена неразвитость финансовой системы и финансовых институтов, отсутствие нормально функционирующих рынков. Проводимая политика увеличивала издержки заимствования, которые росли также вследствие адаптации к системным шокам. В итоге даже жизнеспособные в долгосрочной перспективе фирмы становились убыточными в краткосрочном периоде. Таким образом, ввиду целого ряда негативных последствий для экономики денежно-кредитная рестрикция должна использоваться только в исключительных случаях, т.е. в ситуации внезапного и значительного усиления темпов инфляции и выхода ее из-под контроля. В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно-кредитной экспансии, характеризующуюся снижением процентных ставок. В странах с переходной экономикой проведение денежно-кредитной экспансии может быть обусловлено также необходимостью проведения структурных преобразований в экономике, что требует, в свою очередь, стимулирования инвестиционной активности. Кроме того, денежно-кредитная экспансия помогает предотвратить нарастание социальной напряженности и как следствие политической нестабильности. При проведении денежно-кредитной экспансии правительство может руководствоваться также институциональным мотивом, который подразумевает защиту национальной банковской системы и финансовых рынков от различного рода кризисов. Ну и, наконец, может иметь место социально-институциональный мотив, направленный на предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банков. Необходимо отметить, что следствием проведения денежно-кредитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усиление инфляционных процессов. Таким образом, и рестрикция, и экспансия могут иметь крайне негативные последствия для экономики страны: от спада производства и «денежного голода» до раскручивания инфляционной спирали. В связи с этим основной задачей монетарных властей является выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.
В современной России задачи в области денежно-кредитной политики ежегодно определяются двумя документами. Во-первых, это подготавливаемый Центральным банком РФ документ под названием «Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год». Во-вторых, это совместное заявление Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике на предстоящий год. Характерной чертой современной системы регулирования денежного обращения является определение центральным банком потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВВП. В целом в настоящее время денежное регулирование в России построено по образцу западных стран. Основными инструментами оперативного регулирования денежной массы принято считать: 1) обязательные резервы коммерческих банков в центральном банке; 2) уровень ставки рефинансирования; 3) объемы рефинансирования коммерческих банков; 4) операции с ценными бумагами. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством РФ экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году. Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисным явлением на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчётов. Ускорение инфляции подтверждает необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активное использование процентной политики. Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жёсткость привязки рубля к бивалютной корзине² и допускаю большую волатильность её стоимости. При разработке денежно-кредитной политике на период 2009-2011 годов банк России принимает во внимание возможные изменение мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен, при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков, что будет способствовать снижению инфляции. Центр экономических исследований МФПА произвел оценку возможных сценариев денежно-кредитной политики на 2009 год. Закономерности в поведении Банка России на валютном рынке говорят о том, что регулятор перешел к политике минидевальваций бивалютной корзины. 1 <....> [ скачать работу ] |
Loading
|