Центральный Дом Знаний - Денежно-кредитная политика государства контрольная работа

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Денежно-кредитная политика государства контрольная работа

Введение

В современном мире денежно-кредитная политика становится од­ной из наиболее значимых форм государственного регулирования эко­номики. О ее роли в жизни общества выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. П. Самуэльсон еще в 1951 г. писал так: «...с помощью соответствующей денежно-кредитной поли­тики... возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчиты­вать на здоровый экономический рост»1.

Государственная денежно-кредитная политика традиционно рас­сматривается как важнейшее направление экономической политики государства.

Высшая цель государственной денежно-кредитной политики за­ключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной по­литики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъ­юнктуры.

В современных условиях кредитная политика сталкивается со многими проблемами. Излишняя открытость, слабая экономическая и административная регулируемость рыночных отношений в предкризисные и кризисные периоды может порождать и зачастую порождает цепную реакцию развивающегося от страны к стране по всему миру кризиса. Российская экономика, как и все национальные экономики рыночного типа, подвержена систематически возникающим, системным и локальным кризисам. В связи с этим необходимо тщательно рассчитывать и по возможности прогнозировать дальнейшие пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики страны.

  1. Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства

Денежно-кредитная политика — это часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающая целенаправленное воз­действие на денежно-кредитную систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условия для экономического роста в стране.

Суть денежно-кредитной политики сводится к уста­новлению целей и задач денежного регулирования и определения ме­ханизма их достижения.

Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на ко­нечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или дости­жение определенного уровня ВВП. Начиная с 40-х гг. XX в. и вплоть до середины 70-х гг. в качестве стратегической цели регулирования про­возглашалось снижение уровня безработицы. Современная практика денежно-кредитного регулирования свидетельствует о том, что в боль­шинстве стран конечной целью денежно-кредитного регулирования становится снижение уровня инфляции. К промежуточным целям тра­диционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управ­ление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрально­го банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидно­сти рынка.

Для достижения поставленных целей центральные банки — про­водники официальной денежно-кредитной политики — могут исполь­зовать разные ее виды и стратегии.

Проводниками денежно-кредитной политики в развитой эконо­мике выступает ряд институтов, которые можно условно разделить на две группы:

— институты, основным назначением которых и является проведе­ние денежно-кредитной политики от имени государства. Практически во всех странах мира, в том числе и в России, это Центральный банк¹;

— институты, косвенно участвующие в процессе проведения де­нежно-кредитной политики. В данную группу можно отнести мини­стерства финансов, казначейства, Федеральную службы по финансо­вым рынкам России и целый ряд аналогичных организаций.

Главная роль среди названных институтов отводится Центрально­му банку, так как именно он координирует реализацию государствен­ной денежно-кредитной политики.

__________

¹Центральный банк — посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

  1. Основные инструменты реализации денежно – кредитной политики

Выделяют структурную и конъюнктурную денежно-кредитные по­литики. Структурная денежно-кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирова­ния оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно-кредитного регулирования подразу­мевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, т.е. на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная по­литика предполагает использование в основном рыночных инстру­ментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная став­ка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Харак­тер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

Инструменты денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные инструменты (предназначе­ны для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдель­ных отраслей, крупных фирм и т.д.).

К общим инструментам денежно-кредитной политики относятся:

  • Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кре­дитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Учетная (дисконтная, процентная) политика — это условия, на которых центральный банк кредитует коммерческие банки и тем самым определяет уровень банковского процента в стране.

Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со сто­роны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной ак­тивности в стране.

Если центральный банк повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В резуль­тате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставле­нию кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность — снизиться.

Эффективность данного инструмента зависит от уровня развития денежно-кредитных отношений. В странах с доста­точно развитой банковской системой, с низким уровнем инфляции изменение ставки цен­трального банка на несколько процентных пунктов оказывает замет­ное воздействие на экономику.

В России функцию процентной ставки выполняет ставка рефинан­сирования Банка России, т.е. ставка процента, по которой он осуще­ствляет предоставление кредитных ресурсов в форме прямых креди­тов, ссуд под залог ценных бумаг, а также орга­низацию кредитных аукционов. Однако Банк России слабо кредитует коммерческие банки, и поэтому его ставка рефинансирования не влияет на уровень банковского процента в нашей стране. Ставка ре­финансирования Центробанка РФ лишь отражает сложившийся в стране уровень банковского процента, не более того.

  • Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, которые они обязаны держать в центральном банке, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя кредитных воз­можностей коммерческих банков, соответственно ограничителя роста денежной массы.

В России ввиду сложного положения в банковской системе нормы обязательных резервов составляют около 7%, колеблясь в зависимо­сти от вида банковских активов, тогда как в США и во Франции — 1,5%, в Великобритании — 0,45%.

  • Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных цен­ных бумаг. В результате увеличивается (при покупке центральным банком ценных бумаг) либо уменьшается (при их продаже) объем де­нежных активов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение денежной массы и соответственно стоимости кредита.

Так, для недопущения наметившегося «перегрева» экономики необходимо уменьшение (сжатие) денежной массы. Центральный банк продает прави­тельственные облигации населению и коммерческим банкам под заманчи­вый процент. Данные операции центральный банк часто проводит в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Продажа ценных бумаг в этом слу­чае предполагает обязательство центрального банка выкупить их по более высокой цене через определенный срок. Разница между ценой выкупа и це­ной продажи служит процентом за предоставление денежных средств.

В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Проис­ходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрас­тает, а деловая инвестиционная активность снижается.

Указанный механизм работает и в обратном направлении. В условиях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через цен­тральный банк. Увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипли­кативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение объема денежной массы.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от ус­ловий сделки (купля-продажа за наличные деньги или купля на срок с обязательной обратной продажей), объектов сделок (операции с госу­дарственными или с частными бумагами), сроч­ности сделок (краткосрочные — до 3 месяцев и долгосрочные — от 1 года и более операции с ценными бумагами), сферы проведе­ния операций (охватывают только банковский сектор или вклю­чают и небанковский сектор рынка ценных бумаг), способа уста­новления ставок (определяемые или центральным банком, или рынком).

В России данный инстру­мент (за исключением, пожалуй, валютных интервенций) вряд ли можно считать эффективным, что обусловлено и низкой степенью раз­вития финансовых рынков и недостаточной заинтересованностью банков в государственных бумагах.

Среди селективных инструментов денежно-кредитной политики различают:

Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог ценных бумаг, потреби­тельских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынках капитала, когда государство стремится пере­распределить ссудный капитал в пользу отдельных отраслей или огра­ничить общий объем потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях (за­конах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирую­щих операционную деятельность банков, основное внимание уделя­ется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характер­но, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, дол­жен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка (в США — не более 10%, во Франции — 75%).

С помощью названных инструментов центральный банк на опре­деленном уровне может поддерживать денежную массу (жесткая монетарная политика) или ставку процента (гибкая моне­тарная политика).

Для достижения своих стратегических целей центральный банк может проводить политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.

Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денеж­но-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиин­фляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант денежно-кредитной рестрик­ции — косвенное регулирование масштабов безналичного оборота де­нег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обяза­тельных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что за­кономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на за­емные ресурсы.

Как отмечалось выше, рестрикционная денежно-кредитная поли­тика является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики. Однако данный вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приво­дит к снижению совокупного спроса и, что закономерно, — к пониже­нию реального производства. Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого на­ционального продукта, а также снижение спроса на деньги, что огра­ничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной поли­тики.

Данный факт подтверждает история денежно-кредитного регули­рования в России. Ряд экономистов признают одной из главных при­чин спада производства в российской экономике денежно-кредитную рестрикцию, проводимую Центральным банком в начале 90-х гг. Дело в том, что при выборе механизма воздействия на денежно-кредитную сферу не была учтена неразвитость финансовой системы и финансо­вых институтов, отсутствие нормально функционирующих рынков. Проводимая политика увеличивала издержки заимствования, которые росли также вследствие адаптации к системным шокам. В итоге даже жизнеспособные в долгосрочной перспективе фирмы становились убыточными в краткосрочном периоде. Таким образом, ввиду целого ряда негативных последствий для экономики денежно-кредитная ре­стрикция должна использоваться только в исключительных случаях, т.е. в ситуации внезапного и значительного усиления темпов инфля­ции и выхода ее из-под контроля.

В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно-кредитной экспансии, характеризующуюся снижением про­центных ставок.

В странах с переходной экономикой проведение денежно-кредит­ной экспансии может быть обусловлено также необходимостью прове­дения структурных преобразований в экономике, что требует, в свою очередь, стимулирования инвестиционной активности. Кроме того, денежно-кредитная экспансия помогает предотвратить нарастание со­циальной напряженности и как следствие политической нестабильно­сти. При проведении денежно-кредитной экспансии правительство может руководствоваться также институциональным мотивом, кото­рый подразумевает защиту национальной банковской системы и фи­нансовых рынков от различного рода кризисов. Ну и, наконец, может иметь место социально-институциональный мотив, направленный на предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банков.

Необходимо отметить, что следствием проведения денежно-кре­дитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усиление инфляционных процессов.

Таким образом, и рестрикция, и экспансия могут иметь крайне не­гативные последствия для экономики страны: от спада производства и «денежного голода» до раскручивания инфляционной спирали. В свя­зи с этим основной задачей монетарных властей является выбор опти­мальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечиваю­щей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.

  1. Характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году

В современной России задачи в области денежно-кредитной поли­тики ежегодно определяются двумя документами. Во-первых, это подготавливаемый Центральным банком РФ документ под названием «Основные направления денежно-кредитной политики на предстоя­щий год». Во-вторых, это совместное заявление Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике на предстоя­щий год.

Характерной чертой современной системы регулирования денежного обращения является определение центральным банком потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВВП. В целом в настоящее время денежное регулирование в России построено по образцу западных стран.

Основными инструментами оперативного регулирования денежной массы принято считать:

1) обязательные резервы коммерческих банков в центральном банке;

2) уровень ставки рефинансирования;

3) объемы рефинансирования коммерческих банков;

4) операции с ценными бумагами.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством РФ экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году. Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисным явлением на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчётов.

Ускорение инфляции подтверждает необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активное использование процентной политики. Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жёсткость привязки рубля к бивалютной корзине² и допускаю большую волатильность её стоимости.

При разработке денежно-кредитной политике на период 2009-2011 годов банк России принимает во внимание возможные изменение мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен, при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса.

С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков, что будет способствовать снижению инфляции.

Центр экономических исследований МФПА произвел оценку возможных сценариев денежно-кредитной политики на 2009 год. Закономерности в поведении Банка России на валютном рынке говорят о том, что регулятор перешел к политике минидевальваций бивалютной корзины.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24