
создать условия для формирования у учащихся знаний о любом живом организме как целостной системе, используя обобщенные знания о клетках, тканях, органах и их системах;
развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, работать с текстом учебника, работать в заданном темпе, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;
воспитывать коммуникативную культуру, взаимное уважение в ситуации соперничества, формировать интерес к предмету.
Тип урока (по ведущей дидактической цели): урок обобщения полученных знаний
Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации, номера для команд, карточки для работы в группах, ведомость для учета баллов членами жюри (все печатные материалы - см. приложение), листы рефлексии по числу учащихся.
Ход урока:
Этап урока, метод, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организацион-ный момент 1-2 минуты
Мотивация учащихся
Шкала выставления оценок: «5» - 16 и более «4» - 11 - 15 баллов «3» - 6 - 10 баллов «2» - менее 6 баллов
2. Обобщение знаний, умений, навыков. 28-30 минут
Метод обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный.
Фронтальный опрос с демонстрацией слайдов.
3. Подведения итогов урока.
6-8 минут | Приветствие учащихся. Проверка организации рабочих мест. (На группы по 5 человек класс разделен заранее.) Начиная с первых уроков биологии, вы изучаете живой организм. Вы уже очень много знаете о его строении и жизнедеятельности, сегодня мы должны обобщить все эти знания, упорядочить их, систематизировать. Когда я готовила сегодняшний урок, то специально решила не формулировать его тему, т.к. считаю, что вы сами это сможете сделать в конце урока, может быть даже лучше, чем я! Поэтому, в конце урока мы проведем конкурс на лучшую тему урока. И в целом наш урок пройдет в форме соревнования, по результатам которого каждая команда получит оценку. Обращает внимание учащихся на доску, где вычерчена таблица учета баллов (см. приложение 1), и записано, сколько баллов нужно набрать для получения определенной оценки. Отвечать команды будут в соответствии со своими номерами, т.е. 1-ая - команда всегда отвечает первой, 2-ая - второй и т.п. Для того, чтобы определить какой номер, у какой команды, я приглашаю капитанов команд на жеребьевку Фиксировать баллы мне будет помогать ……………. ………………………………………………………………….. Вопросы?
Тогда начинаем! Сначала давайте немного вспомним, что мы знаем о строении живых организмов. [слайд №2]
По ходу беседы схема на слайде дополняется уровнями организации живых систем и примерами существующих на них структур.
Молодцы! А теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы ориентируетесь в органах и их системах у животных и растений. Ваша задача найти лишний объект среди перечисленных и объяснить, почему он является лишним. Право ответа получает та, команда, которая первой поднимет карточку со своим номером. Полностью выполненное задание оценивается в 3 балла. Вопросы? Демонстрируются слайды [слайд №3-8]. Команды выбирают лишние объекты и объясняют свой выбор. После чего объект «вычеркивается» из слайда. После подведения итогов этого конкурса организуется работа в группах. [слайд №9] Как-то раз в некотором царстве государстве, разгорелся нешуточный спор между органами растения на тему « Кто из них главнее?». Сейчас я предлагаю вам прослушать запись этого спора. А потом в течении 3 минут обсудить в группах, прав ли какой-нибудь орган? Решите, поддержите ли вы кого-нибудь? максимальная оценка 5 баллов. Организация прослушивания «спора». [слайд №10]
Организация обсуждения командами вопроса «Прав ли кто-то из органов?» в течение 3 минут (работает секундомер). [слайд №11] Организация заслушивания ответов групп в прядке, определенном жеребьёвкой. Учитель контролирует дисциплинированность и взаимное уважение учащихся.
Учитель обобщает ответы учащихся, и делает вывод, что у растения нет главного органа, каждый орган выполняет свою функцию
Оценивание ответов групп.
Организм [слайд №12] растения состоит из двух взаимосвязанных систем органов - побеговой и корневой, организм животных также состоит из систем органов, каждая из которых выполняет свои функции. Предположим, произошло нарушение работы одной из систем органов. Отразится ли это на работе организма в целом? будем решать эту проблему в группах.
Группы получают бланки с заданиями (см. приложение 2) которые они должны выполнить.
Итак, вы совещаетесь в группе, обсуждаете свою проблему и заполняете бланк ответов. Максимальная оценка 7 баллов. На это у вас есть ровно 5 минут. Запускаем секундомер …
[слайд №13]
Заслушивание ответов команд. при заслушивании ответов демонстрируются слайды с изображениями соответствующих систем органов [слайды №14-18].
s Скажите, а какую функцию должна выполнять нервная система? s К чему может привести нарушение ее работы?
Учитель делает вывод: Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражаются на деятельности всех других систем и всего организма в целом, т.к. организм п.с.с единое целое, а не набор отдельных частей.
Оценивание ответов команд путем сравнения со сделанным выводом.
Итак, мы изучили весь запланированный материал. А теперь как я и говорила, между командами объявляется конкурс на лучшее название темы урока .Максимальная оценка 5 баллов. Время для совещания у команд 2 минуты. [слайд №19]
Заслушивание ответов команд. Оценивание их ответов, выбор лучшей формулировки темы.
Подведение итогов работы, подсчет баллов. Выставление оценок.
Проведение рефлексии по карточкам (см. приложение 3). Спасибо за работу на уроке!!! |
Приветствие учителя. Организация рабочих мест.
Внимательно слушают инструктаж
Капитаны команд вытягивают карточки с номером команды.
Задают вопросы, если таковые есть.
Клетка
Растительные и животные, еще могут различаться по выполняемым функциям
В ткани
Покровная, основная, механическая у растений, соединительная, эпителиальная, нервная и мышечная у животных.
Органы
Приводят примеры органов растений и животных
Системы органов
Побеговая и корневая системы у растений, примеры систем органов животных
Отвечают на поставленные вопросы
Внимательно слушают «спор растений».
Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу.
Высказывают свою точку зрения.
Обсуждают задание в группе, выполняют задания в карточке.
Регуляторную, координационную Сбою работы всех систем органов и организма в целом.
|
Приложение 1
Таблица учёта баллов
Этап
|
«Блиц-опрос» 1 ответ - 1 балл, max 3 б. |
«Узнай лист» 1 ответ - 1 балл, max 6 б. |
«Учёные» max 10 б. |
«Что будет, если…» max 2 б. |
ИТОГ: |
Команда |
|||||
№1 |
|
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
|
№3 |
|
|
|
|
|
№4 |
|
|
|
|
|
Приложение 2
Бланк для работы в группе
К каким последствиям может привести нарушение работы пищеварительной системы?
ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В ВИДЕ ДОПОЛНЕНИЙ К СХЕМЕ:
Нарушение пищеварительной системы
в ________________________ поступает мало ______________________ ____________________
в клетки __________________________________________________________________________
нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________
нарушается работа ________________________________________________________________
Бланк для работы в группе
К каким последствиям может привести нарушение работы кровеносной системы?
ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В ВИДЕ ДОПОЛНЕНИЙ К СХЕМЕ:
Нарушение кровеносной системы
в ________________________ поступает мало ______________________ ____________________
в клетки __________________________________________________________________________
нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________
нарушается работа ________________________________________________________________
Бланк для работы в группе
К каким последствиям может привести нарушение работы дыхательной системы?
ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В ВИДЕ ДОПОЛНЕНИЙ К СХЕМЕ:
Нарушение дыхательной системы
в ________________________ поступает мало ______________________ ____________________
в клетки __________________________________________________________________________
нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________
нарушается работа ________________________________________________________________
Бланк для работы в группе
К каким последствиям может привести нарушение работы выделительной системы?
ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В ВИДЕ ДОПОЛНЕНИЙ К СХЕМЕ:
Нарушение выделительной системы
в ________________________ накапливается много ________________ ____________________
в клетках _________________________________________________________________________
нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________
нарушается работа ________________________________________________________________
Приложение 3
Лист рефлексии
Своей работой на уроке я:
а) доволен; б) на совсем доволен; в) не доволен, т.к. ______________________________
__________________________________________
Сегодня на уроке я
научился …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……….
было трудно ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
было интересно ………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
понял, что …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..