Тема России поднималась
Буниным в его произведениях не раз. Но
рассказы, написанные после 1917 года,
значительно отличаются от более ранних.
Бунин с его политическим консерватизмом
не мог принять Октябрьскую революцию.
Для него все было кончено с великой
Россией после этого события. Во многих
своих послереволюционных произведениях
Бунин ставит вопрос о дальнейшей судьбе
России, размышляет о переменах,
произошедших в ней. Одним из таких
рассказов является "Несрочная весна”.
Повествование в нем ведется от лица
автора. Бунин сам высказывает свои мысли
и анализирует события. Произведение
начинается с того, что повествователь
отправляется в деревню отдохнуть от
"противной” Москвы. И сразу в начале
рассказа автор показывает окружающую
действительность: "на площадях сброд
самой низкой черни, на вокзалах опять
есть и буфеты, и залы разных классов, но
все это еще до сих пор сараи, загаженные
совершенно безнадежно”. Перед читателем
сразу возникает темная и мрачная картина
происходящего. Изображая все это, Бунин
хочет сказать, что перемены, произошедшие
в России, не привели к лучшему, не дали
обещанных результатов, а наоборот —
привели к отрицательным последствиям.
Это писатель показывает на примере
пассажиров поезда: "Напротив меня сидел
русый мужик, большой, самоуверенный.
Сперва он курил и все плевал на пол,
потом достал бутылку с молоком и стал
пить затяжными глотками, отрываясь
только затем, чтобы не задохнуться. А
допив, тоже откинулся назад, привалился
к стене и тоже захрапел, и меня буквально
стало сводить с ума зловоние, поплывшее
от него”; "А в сенях оказался знакомый,
которого я не видел уже года четыре,
бывший профессор, бывший богатый человек.
Едва узнал его: совсем старик и что-то
вроде странника по святым местам. Не
брит сто лет, серые волосы лежат по
плечам, в руке дорожный мешок, на полу
у ног другой”.
И эти
люди — будущее России? Что они смогут
сделать для своей родины? Ничего. Хотя
профессор и хочет создать новую "эпоху
в науке”, но я думаю, что его проекты
так и останутся при нем. "И через полчаса
создатель эпохи сошел на своем глухом
полустанке — и заковылял, заковылял со
своим мешком по зеленой березовой
просеке”.
Очень часто
в произведениях Бунина звучит мотив
обреченности, на читателя находит
чувство тоски, грусти, одиночества. На
примере пассажиров поезда, и в особенности
профессора, автор хочет показать
обреченность России и ее народа,
безрезультатность реформ.
Автор-повествователь,
уехавший из Москвы, попал в "зажиточный
поселок, мирный, благообразный”. Этот
поселок жил своей тихой и размеренной
жизнью, совершенно не зависевшей от
многолюдного и суетного внешнего мира.
Старинная княжеская усадьба с "церковью,
построенной знаменитым итальянцем”,
с "огромными каменными воротами”
зачаровала героя. Спокойствие, вечность
и красоту он увидел в глухой и безлюдной
подмосковной усадьбе.
"За
стенами пел, гудел летний ветер, — все
тот же, тот же, что и двести, сто лет тому
назад. И я был один, совершенно один не
только в этом светлом и мертвом храме,
но как будто и во всем мире. Кто же мог
быть со мною, с одним из уцелевших истинно
чудом среди целого сонма погибших, среди
такого великого и быстрого крушенья
державы Российской, равного которому
не знает человеческая история”.
"К
прошлому возврата нет, — говорит Бунин,
— новое царит уже крепко, входит в колею,
в будни”. Его связь с окружающим миром
постепенно рвется, он отрекается от
действительности, его идеал — "яркая
и разительно живая жизнь”, которая была
когда-то 8 усадьбе и которая теперь
умерла:
Что ж, пусть
минувшее исчезло сном летучим,
Еще прекрасен ты, заглохший Элизей,
И
обаянием могучим Исполнен для души
моей.
Эти строки
Баратынского Бунин относит к России.
Да, она для него умерла, но он не может
полностью забыть и оторваться от нее.
Автор говорит, что есть еще люди, которые
не погибли подобно тысячам прочих, они
пришли в себя и живут как все. "Но
проходит ли даром человеку смерть, хотя
бы временная! А главное, как переменился,
как сказочно переменился даже самый
белый свет за то время, которое мы, чудом
уцелевшие, пребывали в могиле?” И даже
те люди, которые ожили, не могут жить
полноценной жизнью, потому что они
одиноки, очень одиноки.
"И
росло, росло наваждение: нет, прежний
мир, к которому был причастен я некогда,
не есть для меня мир мертвых, он для меня
воскресает все более, становится
единственной и все более радостной, уже
никому не доступной обителью моей
души!”
Бунин выжил,
он не погиб, как все прочие, но Россия
для него стала чем-то чужим и далеким.
"Да, я чудом уцелел, не погиб, как тысячи
прочих, убиенных, замученных, пропавших
без вести, застрелившихся,
повесившихся”.
Писатель
задается вопросами: "Для чего столько
жертв? Ради чего погибло столько невинных
людей?” "Запустение, окружающее нас,
неописуемо, развалинам и могилам нет
конца и счета: что осталось нам?” "Весна”,
которую так сильно хотели приблизить,
наступит в России еще не скоро, а пока
"великая Держава Российская” умерла,
и когда она оживет, никто не знает.