Иван Алексеевич Бунин —
признанный классик, один из ярчайших
мастеров слова. Тонко чувствующий образ,
автор создает замечательную прозу,
самобытную и своеобразную, существующую
как бы вне времени и пространства, хотя
и имеющую четкие временные границы.
Писатель никогда не откликался на
сиюминутные события, его, казалось,
интересовали только вечные проблемы.
Решение социальных вопросов было вне
рамок его произведений.
В
одном из лучших своих рассказов "Господин
из Сан-Франциско” автор размышляет о
ценности и смысле человеческой жизни,
праве человека на счастье. Идя от
противного, писатель выбирает центральным
действующим лицом "антигероя”. С едва
ощутимым сарказмом Бунин крупным штрихом
дает предысторию героя. "Он был твердо
уверен, что имеет полное право на отдых,
на удовольствие, на путешествие долгое
и комфортабельное и мало ли еще на что.
Для такой уверенности у него был тот
резон, что, во-первых, он был богат, а
во-вторых, он только что приступал к
жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь
лет”.
Четко
распланированная, но построенная по
чужому образцу жизнь господина из
Сан-Франциско оказывается не столь
долговечной и счастливой, как ему
хотелось бы. Все предшествующее время
он готовился к легкой безмятежной жизни
с ее радостями и удовольствиями. Но
смерть пришла без предупреждения, и
господин умер, не вкусив тех благ, на
которые рассчитывал.
Автор,
кажется, предупреждает своих читателей
задуматься над жизнью, ее реальными
ценностями и неумолимостью быстро
текущего времени. Человеку не дано знать
собственную судьбу, поэтому надо ценить
каждый миг. Не стоит смотреть на жизнь
как на бесконечное удовольствие или,
напротив, делать из нее ад, в надежде на
будущее вознаграждение.
Писатель
показывает вечные ценности: жизнь,
любовь, стихии природы, но в обществе
его героев все это заменила подделка:
вместо любви — нанятая пара играет во
влюбленных, живую жизнь заменили на
четко размеренный распорядок дня. И
лишь природа неподвластна воле денег.
Люди пытаются отгородиться от стихии
каютами корабля, стараются не думать о
той бездне, которая царит под ними. Они
верят в капитана, надежность "Атлантиды”,
заботу команды, а главное, в силу денег,
обеспечивающих этот комфорт. Писатель
показывает зыбкость этих надежд. В самом
начале путешествия умирает господин
из Сан-Франциско — ничто не спасает его
от предначертанной судьбы. И размеренная,
казалось бы, жизнь, сулящая столько
удовольствий, оборачивается совершенно
иной стороной. Теперь уже никакие деньги
не могут оплатить уважительного отношения
к безжизненному телу. Бездыханный
господин возвращается в Новый Свет в
ящике из-под содовой, глубоко в трюме
этого роскошного лайнера, на котором
так недавно еще он мечтал о наслаждениях,
сулящих радость и отдых.
Бунин
беспощадно развенчивает силу денег, их
призрачную власть над миром. Все в руках
Божьих, и не человеку мнить себя
господином. Есть вечные ценности, которым
поклоняется автор, показывая безыскусную
жизнь простых людей: коридорного Луиджи,
танцоров Кармеллу и Джузеппе, мальчишек
и "дюжих каприйских баб”. Жизнь идет
своим чередом, ею можно наслаждаться
или бездумно прожить, но ее нельзя
игнорировать, не стоит надеяться продлить
свои часы, это не получится. И благословенны
те "дети природы”, которые счастливы
оттого, что живы, подобные двум горцам,
которые "обнажили головы, приложили к
губам свои цевницы — и полились наивные
и смиренно-радостные хвалы их солнцу,
утру, ей, непорочной заступнице всех
страждущих в этом злом и прекрасном
мире, и рожденному от чрева ее в пещере
Вифлеемской, в бедном пастушеском
приюте, в далекой стране Иудиной...”.