Жизненный и творческий путь Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)
Жизненный и творческий путь Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)
Бунин — крупнейший мастер
русской реалистической прозы и выдающийся
поэт начала XX века. Его литературная
деятельность началась в конце 80-х годов
XIX столетия. В своих первых рассказах
("Кастрюк”, "На чужой стороне”, "На
хуторе” и других) молодой писатель
рисует безысходную нищету крестьянства. В
90-х годах Бунин знакомится с Чеховым,
Горьким. В эти годы он пытается сочетать
в своем творчестве реалистические
традиции с новыми приемами и принципами
композиции, близкими к импрессионизму
(размытая фабула, создание музыкального,
ритмического рисунка). Так в рассказе
"Антоновские яблоки” показаны внешне
не связанные эпизоды жизни угасающего
патриархально-дворянского быта,
окрашенного лирической грустью и
сожалением. Однако здесь не только тоска
по запустелым "дворянским гнездам”.
На страницах произведения возникают
красивые картины, овеянные чувством
любви к родине, утверждается счастье
слияния человека с природой. Но
социальные проблемы по-прежнему не
отпускают Бунина. Вот перед нами бывший
николаевский солдат Мелитон ("Мелитон”),
которого прогнали плетьми "сквозь
строй”, В рассказах "Руда”, "Эпитафия”,
"Новая дорога” встают картины голода,
нищеты и разорения деревни. В
1911—1913 годах Бунин все шире охватывает
различные стороны русской действительности.
В своих произведениях этих лет он
поднимает следующие темы: вырождение
дворянства ("Суходол”, "Последнее
свидание”), уродливость мещанского
быта ("Хорошая жизнь”, "Чаша жизни”),
тему любви, которая часто бывает пагубной
("Игнат”, "При дороге”). В обширном
цикле рассказов о крестьянстве ("Веселый
двор”, "Будни”, "Жертва” и другие)
писатель продолжает "деревенскую”
тему. В повести
"Суходол” решительно пересматривается
традиция поэтизации усадебной жизни,
преклонение перед красотой угасающих
"дворянских гнезд”. Идея кровного
единения поместного дворянства и народа
здесь сочетается с мыслью автора об
ответственности господ за судьбы
крестьян, об их страшной вине перед
ними. Протест против
фальшивой буржуазной морали звучит в
рассказах "Братья”, "Господин из
Сан-Франциско”. В первом произведении,
написанном Буниным после поездки на
Цейлон, даны образы жестокого, пресыщенного
англичанина и молодого туземца-рикши,
влюбленного в девушку-туземку. Финал
трагичен: девушка попадает в дом
терпимости, герой кончает жизнь
самоубийством. Колонизаторы, говорит
читателям автор, несут с собой разрушение
и смерть. В рассказе
"Господин из Сан-Франциско” писатель
не дает имени герою. Американский
миллионер, всю жизнь проведший в погоне
за прибылью, на склоне лет вместе с женой
и дочерью едет в Европу на "Атлантиде”,
роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен
и заранее предвкушает те наслаждения,
которые могут быть куплены за деньги.
Но все ничтожно перед смертью. В гостинице
на Капри внезапно он умирает. Его труп
в старом ящике из-под содовой отправляют
обратно на пароход. Бунин показал, что
господин из Сан-Франциско, этот "новый
человек со старым сердцем”, — один из
тех, кто сколачивал свое состояние, идя
по трупам других людей. Да, теперь он и
ему подобные пьют дорогие ликеры и курят
дорогие гаванские сигары. Своеобразным
символом фальши их существования автор
показал влюбленную пару, на которую
любовались пассажиры. И "только один
капитан корабля знал, что это "нанятые
влюбленные”, за деньги играющие в любовь
для сытой публики. И здесь контраст
жизни богатых и бедных. Образы последних
овеяны теплотой и любовью. Это и коридорный
Луиджи, и лодочник Лоренцо, и горцы-волынщики,
противостоящие аморальному и лживому
миру сытых. После 1917
года Бунин оказался в эмиграции. В Париже
он пишет цикл рассказов "Темные аллеи”.
Особенно привлекательны в этих рассказах
женские образы. Любовь, утверждает
автор, — высочайшее счастье, но и она
бывает недолговечной и непрочной,
одинокой и горькой ("Холодная осень”,
"Париж”, "На чужбине”). Роман
"Жизнь Арсеньева” написан на
автобиографическом материале. В нем
затронуты темы родины, природы, любви,
жизни и смерти. Автор порой поэтизирует
прошлое монархической России. Мне
кажется, Бунин близок Чехову. Иван
Алексеевич был замечательным новеллистом,
мастером детали, великолепным пейзажистом.
В отличие от Куприна, он не стремился к
острозанимательным сюжетам, его
творчество отличает глубокий
лиризм. Признанный
мастер прозы, Бунин был и выдающимся
поэтом. Вот образ осени (стихотворение
"Листопад”), "тихой вдовой” вступающей
в лесные хоромы:
Лес,
точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою толпой
Стоит над светлою поляной.
Особенно
мне нравятся стихотворения Бунина
"Джордано Бруно”, "Пустошь”, "Пахарь”,
"Сенокос”, "На Плющихе”, "Песня” и
другие. Кроме того,
Бунин был превосходным переводчиком
("Каин” и "Манфред” Байрона, "Крымские
сонеты” Мицкевича, "Песнь о Гайавате”
Лонгфелло и другие). Для
нас важна высокая поэтическая культура
Бунина, его владение сокровищами русского
языка, высокий лиризм его художественных
образов, совершенство форм его
произведений.