Активные мероприятия, действия скрытного либо обманного характера, предпринимавшиеся с целью осуществления задач советской внешней политики. Их целью было воздействие на зарубежное общественное мнение, а также на действия отдельных лиц, государственных и общественных организаций. Такие мероприятия осуществляла Служба А Первого Главного управления КГБ, работавшего в тесном контакте с Международным отделом ЦК КПСС.
В широком смысле слова под А.м. понимались "мероприятия по созданию агентурных позиций в лагере противника и его окружении, ведению оперативных игр с противником, по дезинформированию, компрометации и разложению сил противника, выводу на территорию СССР лиц, представляющих оперативный интерес, по добыванию разведывательной информации и т. д."
Для осуществления А.м. применялись следующие методы:
дезинформация и фальшивки для введения в заблуждение общественное мнение или государственных деятелей, дискредитации отдельных лиц, организаций и политики в целях нанесения ущерба интересам США и их союзников.
поддержка просоветских сил (коммунистические партии и некоторые другие левые партии в странах Запада, движение за мир).
операции по оказанию политического воздействия через лиц, скрывающих свои связи с КГБ, однако играющие активную роль в правительственных, политических, деловых, профсоюзных, научно-образовательных кругах своих стран, а также в прессе (агенты влияния). Иногда СССР использовал для подобных целей ничего не подозревающих лиц.